«Поле Чудес» на поселке Таирова: как за 70 миллионов реконструировали квартал

07.11.2013 в 20:50:29
Общество
1 0

Южный-Б – это квартал на Таирова, между улицами Вильямса, Королева, Глушко и Ильфа и Петрова. Обязательно запомните это название, и эту гордую букву «Б» в конце. Пожалуй, она символизирует светлое Будущее наших микрорайонов  - приятных для жизни, красивых и удобных. Но также она обозначает и другое, менее приемлемое для нас явление. Это самое «Б» обошлось и еще обойдется городу и области в десятки миллионов гривень. Если такие суммы идут на то, чтобы привести в порядок один единственный квартал, занимающий всего 2% территории многоквартирной застройки, то что говорить обо всей Одессе? Несоразмерность слишком очевидна. Поэтому Репортер решил подсчитать расходы на реконструкцию самостоятельно.

Хорошая новость состоит в том, что в обновленном микрорайоне чувствуешь себя не в Одессе. Оказывается, достаточно отремонтировать проезды, поставить скамейки у подъезда и убрать, чтобы привычный облик квартала преобразился кардинально. И когда ты выходишь из парадной, смело ступая по выложенной плитке, а не крадучись по лужам, то чувствуешь себя Гражданином. И ощущение совсем другое – ты и сам достоин лучшей жизни и больше прежнего готов уважать соседа. Этого не передать словами, лучше поедьте на Таирова и ощутите сами. Благоустройство и озеленение – мощные инструменты по преобразованию «бардака в головах». Они снижают преступность в Рио-де-Жанейро, уменьшают пробки в Нью-Йорке, помогают расслабиться в Москве. И поэтому дико хочется, чтобы и в Одессе дома, дворы и дороги были приведены в порядок. Но какой ценой?

Финансовый детектив

Одна моя знакомая, преподаватель, на парах по журналистике объясняет студентам, что читатели очень плохо чувствуют цифры. В особенности – большие. Все знают, что 200 тысяч – это машина, а 500 тысяч – квартира. Но что такое «38,6 млн» - догадываются только финансисты. Наверное, именно поэтому проще воровать вагонами, чем украсть в магазине спичечный коробок.

В финансовой истории Южного-Б больше вопросов, чем ответов. Для начала, не совсем ясно, сколько все-таки денег было потрачено на работы. Сперва мэрия дала 26 млн, а ОГА – 21 млн. Позднее появились «свежие» данные о том, что город расходовал уже более 30 млн, а облсовет в октябре постановил выделить еще 15,8 млн. Если все это сложить, то получится более 70 миллионов.

Чтобы определить, насколько адекватна эта сумма объему выполненных работ и потребностям населения, стоит разделить ее на составляющие. И вот с этим также возникает проблема. Ни одного тендера, напрямую связанного с реконструкцией Южного-Б, нами обнаружено не было. То же касается идущих «в пакете» капремонтов площадей Таирова и Независимости. А ведь по другим участкам дорог данные есть. Также можно найти немало тендеров, где покупателями или поставщиками выступали задействованные в реконструкции предприятия - КП «Одесгорсвет», КП «Теплоснабжение города Одессы», жилищно-коммунальный сервис «Черноморский», одесский филиал «Инфоксводоканала», управление дорожного хозяйства и прочие. Исключением стали закупки, сделанные для Южного-Б. Это отнюдь не означает, что тендеры не проводились. Были закуплены лавочки, тротуарная плитка, трубы, щебень, асфальт, решетка, урны. Возможно, данные просто «неудобны для поиска».

Между тем, цифра в 70 миллионов откровенно удивляет. Стало быть, на каждый квадратный метр квартала ушло около 130 гривень, на каждого из 20 тысяч жителей – 3,5 тысячи. Только представьте, что могли бы вы сами сделать или закупить для родного микрорайона на эти деньги.

Масла в огонь недоверия подлили и власти, распространяющие о реконструкции явно преувеличенную информацию. Например, вице-губернатор Валерий Матковский, стремясь подчеркнуть важность квартала, заявил, что здесь проживает 50 тысяч человек. Ан нет, Южный-Б – лишь один из четырех кварталов жилмассива «Южный», общее население которого – около 70 тысяч. На официальном сайте города указывается о существовании «центральной аллее длиной 1,5 километра, которая соединяет проспект Глушко с улицей Ильфа и Петрова». Но ведь на самом деле здесь две аллеи, соединенных дорожкой, и общая длина этой системы – чуть более километра. Далее, именно в контексте благоустройства Южного-Б «Горзелентрест» обязывался обрезать 1772 дерева и снести 128. Вместе – 1900 штук. Но такая плотность деревьев – по 3,5 на сотку – встречается не в каждом парке, а в жилом квартале с домами, проездами, площадками и стадионами оно просто невозможно.

Учитывая все странности и тайны реконструкции Южного-Б, мы решили подсчитать суммы расходов самостоятельно и по пунктикам.

 

Дороги и тротуары:

 На квартале порядка 6,8 км внутриквартальных проездов, еще 3 км приходится на тротуар вдоль улиц. Стандартная ширина дорог – 3,5 метров. Выходит 34,3 тысяч метров, но мы возьмем 40 тысяч – с поправкой на узенькие пешеходные дорожки и возможный недоучет.

Частные фирмы готовы покрыть асфальтом квадратный метр выравненного участка за 250 грн. Конечно, доброй памяти «Укравтодор» берет за ямочный (!)  ремонт метра дороги по 350 гривень, но мы с вами считаем коммерческую стоимость, а не ту, которая предъявляется многострадальному украинскому бюджету. К тому же, работать на трассе куда сложнее, чем в проездах.

На данный момент автомобильная инфраструктура квартала готова почти полностью. Из серьезных работ предстоит сделать тротуар вокруг квартала. Ориентировочная стоимость обновленного дорожного полотна – 10 млн грн. И это максимум, учитывающий, что все дороги закатали в асфальт по новой. 

  

Внутриквартальные проезды сейчас и в начале года

в тему:Улица Вильямса: Сказ об уютных дворах и убитых переулках ФОТО

Плитка и скамейки

Пешеходные аллеи стали настоящим украшением квартала. Их здесь две. Первая начинается у бара на проспекте Глушко и заканчивается площадкой возле школы №65. Ее длина – порядка 450 метров, ширина – в среднем около 4-х. Вторая аллея идет от Ильфа с Петровым в направлении дома на Вильямса, 66. Она короче – 360 метров, но зато шире, а на части отрезка – даже двухпутная. Ее ширина в среднем около 6-ти метров.

Итого по аллеям выходит 3960 кв. метров, но поскольку плиткой уложена часть дорожек у подъездов и площадки, то предлагаем расщедриться и взять 6 тысяч метров.

Недорогая и прочная тротуарная плитка, которую использовали строители, стоит 60-80 грн за кв. метр, еще в 40-60 грн обходится ее укладка. Если снова считать по максимуму, то выйдет 140 грн за метр и 840 тыс. грн совокупно.

Вдоль аллей были выставлены красивые новые скамейки. За исключением нескольких «перерывов», они расположены строго друг напротив друга, через каждые 20 метров аллеи. Всего мы насчитали 70 штук. Скамейки, очевидно, недешевые. И если пользоваться аналогами, подаными здесь, их цену можно определить максимум в 2-2,5 тыс. грн. Все скамейки вдоль аллей с доставкой и установкой вполне «потянут» на 200 тысяч.

Но есть еще множество простых лавочек у парадных входов домов и не только. По нашим оценкам, в микрорайоне около 150 подъездов, и если у каждого установлена пара скромных и притом новых лавочек за 1 тыс. грн, то выйдет аж 300 тысяч на весь квартал.

Сильно заокруглив общие расходы на плитку и лавочки, получим «аж» 1,5 млн грн расходов.

 

Деревья, решетки и провода

Один из детских садиков квартала окружен скромной решеткой. В перспективе предлагается заменить ограду во всех четырех садиках. Если верить вездесущему «ДубльГИСу», на это понадобиться 1600 метров решетки. Стандартная цена для такого типа ограждений – 1500 грн за метр. Умножив и красиво округлив, получим – 2,5 млн.

Одним из пионеров благоустройства квартала стал «Горзелентрест». Как мы уже говорили, зеленщики торжественно обещали снести в Южном-Б 128 деревьев и еще 1772 – обрезать. Снос дерева обходится одесситам в 2-2,5 тыс. грн, хотя частные организации Киева выполняют эту работу всего за тысячу. Обрезка дерева – это самое большее 300-400 грн. Таким образом, работа с зелеными насаждениями Южного-Б  стоит максимум 1 млн.

Под конец реконструкции власти принялись менять электрический кабель. Неделю назад официальный сайт города писал о том, что уже вырыто 400 метров траншей из намеченных 1700. Сколько стоит прокладка кабеля, сказать сложно. Нужно знать, сколько именно там проводов, на сколько фаз, какого диаметра, из каких материалов. Применимые в быту электрокабели могут стоить и 1,7, и даже 8 грн за метр. Городские сети, конечно же, дороже. Надеемся, не слишком ошибемся, если максимальную цену метра траншеи с проводами оценим в 500 гривень. В итоге получим 850 тысяч, которые для удобства округлим. И снова – в большую сторону – до 1 млн.

 

Прочее-рабочее

Еще до реконструкции микрорайон изобиловал детскими площадками. В. Матковский обещал установить несколько штук, но они остались вне поля нашего зрения. Также на Южном-Б появятся новые фонари. В каком количестве – неясно. Можно вспомнить еще и стадион возле школы №80, а также выравнивание «Ямы».

Кстати, знаете, как это происходило? Иду я вдоль стадиона, вижу – сунет через поле мужичок с повозкой земли. Спрашиваю: Вы что это делаете? Выравниваете? Мужичок: «Да!» и обижено «А что плохо?». «Не – отвечаю, - все хорошо».

Вот такие мужички, а также тетушки и местные активисты почти задаром покрасили бордюры, высадили цветы, привели в порядок школы и детсадики. Спасибо им за то, но, кажется, из 70 миллионов бюджета они почти ничего не получили. Во всяком случае, мы оцениваем всю графу «прочее» вместе с фонарями и школным стадионов в самое большее 1 млн.

Все вместе видимые работы, сделанные и обещанные жителям Южного-Б стоят 17 млн. Причем мы, как милостивые «распределители средств», ОХОТНО увеличивали расходы и закругляли в большую сторону.

О трубах и клапанах

У реконструкции Южного-Б есть еще одна сторона – невидимая. Это то, что происходит с инженерными сетями под землей. Стоимость этих работ оценить чрезвычайно сложно – для этого нужно было присутствовать на каждом раскопе.

Но кое-какие зацепки все же есть. По данным тендерных закупок известно, что ответственное за отопление поселка Таирова КП «Теплоснабжение города Одессы закупило труб на 11,68 млн грн, а фитингов, кранов, вентилей и клапанов – на 10,2 млн. Таким образом, на замену и поддержание системы предприятие потратило чуть более 20 млн. И хотя работы в Южном-Б велись интенсивнее, чем на соседних кварталах, он является лишь небольшой частью зоны ответственности «ТГО».

Отметим, что прокладка километра двухтрубной теплотрассы стандартного диаметра  обходится в 2,5-3 млн грн. Однако таких грандиозных раскопов на Таирова, по нашим данным, не было.

Две площади

Видимыми, но неочевидными остаются расходы на ремонт прилегающих к кварталу развязок. По площади дорожного полотна Таирова и площади Независимости сопоставимы с одной-единственной площадью 10-го Апреля. Как мы знаем, на последней недавно проводилась реконструкция с расширением – то есть более сложные работы, чем обыкновенный капремонт. Исполнитель – СК «Автострой» взял за них 12,2 млн грн. Та же компания в прошлом году ремонтировала проспект Шевченко между Семинарской и Гагарина за 4,1 млн. Стоимость квадратного метра покрытия при этом составила 500 грн. На 25-й Чапаевской между Ицхака Рабина и Гайдара метр стоил уже  390 грн при смете 3,6 млн.

Как видим, капремонт и его стоимость имеют свои пределы. И если даже считать по максимуму, то ремонт двух развязок на Таирова стоил самое большее 5 млн грн. Подтверждает это пример немаленькой площади на 1-й станции Люстдорфской дороги, которая обошлась городу в 2,6 млн.

Итак, пытаясь оценить стоимость работ по максимуму, мы составили следующую смету:

внутриквартальные проезды 10 млн

благоустройство 6 млн

капремонт развязок 5 млн

трубы 3 млн

электрический кабель 1 млн

ИТОГО 25 млн

В поисках разницы

Разумеется, кое-что мы могли проглядеть или же неправильно посчитать. И все же, разница между 25 и 70 млн огромна и требует объяснения. Также интересно узнать, почему отчеты о столь крупных расходах не обнародованы и даже не просочились в базы данных по тендерам.

Конечно, легко и просто сходу заявить, что эти деньги кто-то украл. Но право на это, как вы знаете, имеет только суд. Возможно, мы с вами догадываемся лишь о малой части той прелести, которую готовят на Южном-Б чиновники. Кто знает, может тут собираются построить детский садик, а на месте «Ямы» соорудить спортивную арену. Возможно также, что то, что нам преподнесли как бюджет развития одного квартала, является программой для целого района.

Рассуждать, объяснять и оправдывать можно долго. Но однозначно можно сказать две вещи. Во-первых, времена нынче очень тяжелые: страна находится в состоянии технического дефолта, людям не платят зарплату. Аллеи и скамеечки в таких условиях кажутся неуместными. Во-вторых, даже если бы Украина не скатилась в бюджетный кризис, 70 миллионов на квартал – это слишком. Как видно из наших расчетов, за эти деньги можно толково и без излишеств благоустроить целый жилмассив.

          


Читайте также

Депрессивные места Одессы: «Климовский квартал»
12.09 в 22:23:46|Общество
0 6

Мониторинг СМИ: жертвы Майдана, кризис газа и золото зерна
28.05 в 11:33:09|Политика
0 0

Самое интересное из жизни Одессы: обзор за неделю 2 – 5 декабря
06.12 в 21:08:45|Общество
0 0

Самое интересное из жизни Одессы: обзор за неделю 4 – 11 января
11.01 в 10:31:05|Общество
0 0

Конфликт поколений, или Доколе?
21.01 в 18:19:53|Политика
0 0

Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество
1 0
Все интервью