«Артист» на ОМКФ: хрупкая мужская душа и крепкие женские нервы

20.07.2011 в 10:14:48
Общество
1 0

«Украинские Канны» открылись действительно каннской премьерой – абсолютно свежий и абсолютно неординарный, встреченный бурной овацией во Франции и не менее бурной среди первых украинских зрителей в Одессе «Артист» Мишеля Азанавючюса – свежий ветер в эпоху пост-постмодернизма. Немое кино о немом кино, парадоксальная смесь юмора, мелодрамы и философской притчи о любви, признании, кино, и, в конце концов, жизни во всем ее черно-белом разнообразии.

«Темная лошадка» Канн

В каннский конкурс каждый год включают несколько французских картин – так положено. Когда в последнюю секунду к трем отобранным фильмам добавился четвертый, до того заявленный как внеконкурсный «Артист» Мишеля Азанавючюса, этот шаг был воспринят как дурная шутка: популярный комедиограф, автор двух пародийных «Агентов 117», никак не казался достойным соперничать с Альмодоваром, Триером и Дарденнами. «Французы, что с них взять», – вздыхала мировая общественность. А несколькими днями позже встречала каннскую премьеру «Артиста» бешеными овациями. Заслуженными, пишет российский кинокритик Антон Долин.

В Каннах исполнитель главной роли – звезды немого кино актера Джорджа Валентайна – Жан Дюжарден поборолся за «Золотую пальмовую ветвь» с Шоном Пенном, Бредом Питом и Антонио Бандерасом… и выиграл! А сама комедия, нетрадиционная для Канн (поскольку ее жанр - комедия, что редкость для французского кинофестиваля), перекочевала в Одессу, став концептуальным началом фестиваля, который позиционирует себя по двум позициям: Art-mainstream («Артист» - картина 2011 года выпуска) и концептуальное чувство юмора в каждой ленте (а уж юмора ленте не занимать).

Немое кино о немом кино

США, 1927 год. Звезда Голливуда Джордж Валентайн (Жан Дюжарден) находится в зените своей славы.

На съемках очередной ленты Джордж знакомится с Пеппи Миллер (Беренис Бежо), начинающей актрисой, которой пока достаются эпизодические роли или танцевальные номера в массовке.

Кумир миллионов и старлетка влюбляются друг в друга, но отношения Джорджа и Пеппи оказываются под угрозой из-за новшеств, которые принес в их профессию научно-технический прогресс.

Появление звукового кино ставит крест на актерской деятельности Валентайна, мастерски владеющего необходимыми для участия в немых картинах выразительными средствами — мимикой и жестикуляцией, но не сумевшего приспособиться к новым возможностям кинематографа.

И в то же самое время, когда карьера Валентайна катится под откос, звезда Пеппи все ярче разгорается на голливудском небосклоне — она получает новые роли, популярность ее фильмов растет, растет и число поклонников.



 

 

Глазами критиков

 «Артист» Азанавичуса действительно черно-белый, немой, очень трогательный и вообще удачный — в тех скромных рамках, которые сам себе устанавливает, пишет московский критик Роман Волобуев. Такая очень интеллигентная версия «Самого лучшего фильма», где вместо новинок кинопроката шутят про Мурнау и Фрица Ланга. Дюжарден — голливудская звезда 20-х годов, Беренис Бежо — хористка, которой он случайно дает путевку в жизнь и которая затмевает его с приходом звука. Джон Гудман — глава студии, Джеймс Кромвель — шофер, еще есть МакДауэлл в роли статиста и собачка, которая переигрывает всех, исключая, пожалуй, МакДауэлла.

Как стилизация — довольно виртуозно, с любовью, но без фанатизма в деталях: они там, скажем, в конце 20-х ставят джеймс-бондовские боевики с гонками на самолетах, Дюжарден, помимо Эролла Флина, то и дело начинает изображать Бельмондо, при этом (как и предыдущие работы автора) это кино о кризисе классической маскулинности — там даже композиционно: в любовных сценах Дюжардену все время достается женская роль. Единственная проблема — впрочем, не факт, что это для многих будет проблемой, — как профессиональный пародист Хазанавичус в совершенстве владеет форматом репризы, а история для него — нитка, на которую он эти репризы цепляет. В случае чистой комедии, как с теми же «Агентами 117», это работает идеально, но «Артист» — трагикомедия, и там в какой-то момент начинает хотеться живого сюжета, а не нарезки сцен из любимых фильмов. Впрочем, это придирки. Учитывая, сколько во французском кино произносится лишних бессмысленных слов, им бы сейчас всем взять пример с Хазанавичуса и ввести в национальном кино мораторий на звук.



«Черно-белый прорыв»

Ностальгия, заявленная Вуди Алленом, цветет и пахнет в «Артисте». Есть здесь то, чего не помнит и не знает зритель минувших пяти поколений и поколения нынешнего. Мир немого кино – где еще можно было домыслить, задуматься, увидеть, где кадров, в конце концов, 22, а не 25. Целая эпоха. Прошедшая мимо нас и забытая до единого имени, кроме имени Великого немого. Музыка, картинка, преувеличение, утрирование – история, рассказанная нашим дедушкам и бабушкам без единого слова.

Тем смешнее выглядят вкрапления звука в сцене, где главный персонаж начинает слышать всех и все, кроме себя. Тем заманчивее становится для зрителя мир немого кино, где важна каждая визуальная деталь, где нельзя спрятаться за взрывами, шумом толпы и грохочущими дверями.

Образы собраны до гротескного предела – актер, так мастерски корчащий рожи перед началом съемки, актриса, ослепительная улыбка которой победила его гротеск и проложила ей дорогу в новую эпоху. Директор киностудии – толстосум с сигарой и блистательной улыбкой, готовой в момент превратиться в оскал, шофер, верный даже в нищете своему хозяину, собака главного героя, умеющая выполнять фокусы. К слову, именно эта собака принесла «Артисту» вторую пальмовую ветвь – спецприз Канн «Palm Dog», вторая награда, напомним, «Лучшая мужская роль».

Конфликт очевиден – старое и новое: возрастной актер уступает актрисе в молодости, старое немое кино уступает звуковому кино в звуке… Человек, не желающий принимать новое, самодостаточный в своей славе, предстает перед пропастью во ржи, и говорит студийному боссу: «Живи со своим звуком». Однако со звуком решил жить весь мир, и он теряет все: жену, славу, деньги, а личное имущество идет с молотка за бесценок. Все, что у него остается, это одинокие вечера при просмотре собственных фильмов. В припадке ярости он сжигает свою кинотеку, оставляя только одну пленку – ту, на которой он запечатлен со своей протеже – молодой актрисой, которой «сам уступил дорогу».

Она вернет его к жизни, выкупит все вещи на аукционе и выходит после пожара. В котором он едва не погиб. Она даже даст ему работу, от которой он откажется и попытается застрелиться. И снова она спасет его и даст ему новую жизнь – уже звуковую…

История, в принципе, банальная, однако здесь важны полутона – юмор, указывающий на недостатки самого приема «немого кино», собирательность персонажей, собака, спасающая жизни; ирония – тот прием, который позволяет смеяться сквозь слезы. И, конечно же, это история любви, что делает улыбки оправданными и умиленными.

Недаром за образец Азанавичус взял эталонный фильм, находящийся на стыке «оскаровских» стандартов мелодрамы и европейского кино, – «Аврору» Фридриха Вильгельма Мурнау.

Картина, совместившая формальный эксперимент с трогательной и примитивной историей любви, может привести в равный восторг интеллектуалов, которые оценят культурные параллели, и самую простодушную аудиторию вплоть до детей. Поначалу представляясь чистой имитацией, к финалу картина Азанавичюса поднимается едва ли не до чаплинских высот. Конечно, тут нет первооткрывательства – только печаль по тем временам, когда новаторство не требовало цифровых технологий и большого бюджета. Показанный в этом фильме фокус прост, но, в то же время, требует не столько ловкости рук, сколько вдохновения. В этом «Артист» – игровой аналог столь же дивного анимационного «Иллюзиониста».

Еще удивительнее, чем видеть в каннской программе фамилию Азанавичюса, встретить рядом имя Жана Дюжардена. То есть удивляться вроде бы нечему – артист-талисман, бессменный агент 117, снова сыграл в фильме своего друга-режиссера главную роль. И все-таки этот красавец-идиот, даже загримированный под Дугласа Фэйрбенкса или Эррола Флинна, с трудом встает в один ряд с другими потенциальными претендентами на «малую пальму» – Мишелем Пикколи, Брэдом Питтом, Шоном Пенном и Антонио Бандерасом. Да и вообще нелегко вообразить, как клоуны Азанавичюса – пижон Дюжарден и манерная милашка Беренис Бежо – будут играть в одном фильме с Джоном Гудманом или Джеймсом Кромвелем. Однако выясняется, что немое кино, в котором каждый должен компенсировать гримасами и жестами нехватку (или вынужденную краткость) реплик, нивелирует любые различия. В том числе между человеком, отбивающим чечетку, и собачкой, демонстрирующей фокусы. Или, если угодно, между «авторским» и «коммерческим» кинематографом, к каждому из которых с полным правом можно отнести «Артиста».

«Артист»: за кадром

Впервые о том, чтобы создать черно-белый немой фильм, стилизованный под голливудские ленты 20-30-х годов прошлого века, Мишель Азанавичус стал задумываться несколько лет назад, а на съемках картин «Агент 117: Миссия в Рио» («OSS 117: Rio ne répond plus») и «Агент 117: Каир — шпионское гнездо» («OSS 117: Le Caire, nid d'espions»), где играли Жан Дюжарден и Беренис Бежо, он поделился своими планами с будущими исполнителями главных ролей «Артиста».

«Немое кино — это совершенно особый опыт. Оно не интеллектуальное, а эмоциональное. Так же, как и в музыке. Есть моменты, когда язык обедняет общение, когда вы чувствуете, что что-то теряется, едва начинаешь говорить. Это очень трудно — сказать важные вещи только словами. Жесты, взгляды, молчание также очень важны. Мы используем их, общаясь с нашими детьми, когда они совсем маленькие. То же самое происходит и в интимном общении между влюбленными. А когда человек умирает, вы не говорите — вы держите его за руку», — так режиссер объясняет свой интерес к временам зарождения кино, который может показаться очень необычным в эпоху 3D, компьютерной анимации и многоканальных систем воспроизведения звука для кинотеатров.

В ходе подготовки к съемкам «Артиста» Мишель Азанавичус вплотную занимался исследованием немого кино, просмотрев при этом около 350 фильмов, среди которых были картины Фридриха Вильгельма Мурнау (Friedrich Wilhelm Murnau), Кинга Видора (King Vidor), Чарли Чаплина (Charlie Chaplin), Джозефа фон Штернберга (Josef von Sternberg) и других классиков мирового кинематографа.

На эти кинопросмотры он приглашал и других членов съемочной группы — Беренис Бежо, Жана Дюжардена и оператора картины Гийома Шиффмана (Guillaume Schiffman). Беренис Бежо, кроме того, внимательно изучала биографии Джоан Кроуфорд (Joan Crawford), Марлен Дитрих (Marlene Dietrich), Глории Суонсон (Gloria Swanson) и других великих актрис немого кино, экранными образами которых она вдохновлялась во время работы над ролью Пеппи.

Немудрено, что после такой серьезной подготовки на написание сценария ушло всего четыре месяца, съемки же, проходившие в Лос-Анджелесе, заняли семь недель — с 4 октября по 19 ноября 2010 года.

В Голливуде, куда приехала французская часть киногруппы, с большим энтузиазмом отнеслись к замыслу Азанавичуса. Очень многие хотели участвовать в проекте или чем-нибудь помочь в создании картины. Такие звезды, как Малкольм МакДауэлл (Malcolm McDowell), Джон Гудмен (John Goodman), Мисси Пайл (Missi Pyle), с радостью приняли предложения об участии в съемках, а актер Джеймс Кромуэлл (James Cromwell), сыгравший в «Артисте» Клифтона, дворецкого Валентайна, получив приглашение, лично встречался с Азанавичусом и в полуторачасовом разговоре вспоминал те времена, когда его отец, режиссер Джон Кромуэлл (John Cromwell), в начале своей кинокарьеры рисовал титры для немых лент.

Американские работники операторского цеха воссоздали специально для съемок особые оптические линзы, идентичные тем, которыми пользовались в 1930-е годы.

На заокеанских гостей поездка в Америку также произвела неизгладимое впечатление.

«Конечно же, для каждого, кто любит кино, выбор места для съемок — словно фантастическое путешествие! Мы посетили все студии. Мы были в офисе Чаплина, в судии, где он снимал «Золотую лихорадку» («Gold Rush»), «Огни большого города» («City Lights») и другие фильмы. Мы побывали в конторах Гарри Кона (Harry Cohn), Мака Сеннетта (Mack Sennett), на студии Дугласа Фэрбенкса (Douglas Fairbanks) — это было невероятно!» — рассказывал позднее Азанавичус.


Интересные факты о фильме «Артист»

— Джек-рассел-терьер Угги, сыгравший домашнего любимца главного героя фильма, также был удостоен награды за свою игру — ему была вручена «Собачья пальмовая ветвь» («Palme dog») за лучшую собачью роль. Специальный приз жюри достался «актрисе в пятом поколении» Лайке, приявшей участие в картине «Гавр» («Le Havre»), также представленной на Каннском фестивале.

— Во время съемок эпизодов картины Азанавичус, чтобы создать подходящую атмосферу и помочь актерам лучше вжиться в их образы, включал на площадке композиции из классических голливудских кинолент, а также джазовую и эстрадную музыку 1940-50-х годов — Бернарда Херманна (Bernard Herrmann), Макса Штайнера (Max Steiner), Фрэнка Уоксмана (Frank Waxman), Джорджа Гершвина (George Gershwin), Коула Портера (Cole Porter).

— Для большего сходства «Артиста» с лентами начала XX века, съемки велись со скоростью 22 кадра в секунду. А чтобы и сам процесс напоминал деятельность кинематографистов того времени, использовались специальные камеры, издающие шум при работе, очень похожий на звук старых киноаппаратов.

— Для исполнения танцевальных номеров Жан Дюжарден и Беренис Бежо несколько месяцев брали уроки степа.

— Режиссер фильма Мишель Азанавичус и исполнительница главной женской роли Беренис Бежо — супруги.

— Дом, послуживший декорациями жилья Пеппи, когда-то принадлежал звезде немого кино Мэри Пикфорд (Mary Pickford). Кровать, на которой просыпается Джордж Валентайн в одном из эпизодов, также была в собственности легендарной актрисы.

Вместо P.S.

Сходить на немое кино в 2011 – безумие? Такой вопрос задаст обыватель. Сходить на немое кино в 2011 – чудо, отвечу я вам. По крайней мере, если вы родились во второй половине ХХ века, тогда начните с «Артиста». Отрывки шоу Мельеса, показанные на открытии кинофестиваля представляют наибольший интерес скорее для кинокритиков, нежели для кинозрителей (хотя без их просмотра я не представляю себе историю становления кино). А если вы хотите погрузиться в чарующий, ироничный и неповторимый мир немого кино – посмотрите «Артиста»!


Читайте также

Детская жестокость: уродливое дитя, порожденное обществом
«Одесса архитектурная»: Большая Арнаутская – улица под снос
02.04 в 15:33:42|Архитектура
0 8

«Одесса-архитектурная»: путешествие в мир балконов
18.04 в 23:25:19|Архитектура
0 0

Хэллоуин: одесские чернокнижники уедут в Николаев, а театралы повеселятся на втором кладбище
30.10 в 16:29:42|Общество
0 0

Одесситы «делают базар» в интернете
06.11 в 10:35:58|Общество
0 0

Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество
1 0
Все интервью