«Одесса архитектурная»: Большая Арнаутская – улица под снос

02.04.2011 в 15:33:42
Архитектура
1 8

Дом любит, чтобы за ним ухаживали. В хороших руках он преображается и «расцветает», в плохих — ветшает на глазах.

В современной Одессе последнее видишь гораздо чаще. При отсутствии надлежащего ухода дома не только стареют, но и умирают. Затем их сносят. Особенно отчетливо это видно на Большой Арнаутской — одной из наиболее современных улиц старой Одессы. Наряду с многообразием жилой архитектуры конца ХІХ-начала ХХ веков здесь появляется все больше новых построек - как жилых, так и деловых.

Большая Арнаутская — не самая презентабельная улица старой Одессы. Здесь нет тишины и уюта, присущих Кузнечной или Базарной, величественных платанов, как на Пушкинской или Дерибасовской, да и выдающихся памятников архитектуры тоже нет. Зато - много транспорта. От него на Большой не спрятаться даже во дворах - это одна из наиболее оживленных магистралей в центре города.

Выгоды стратегического положения улицы были очевидны с самого начала. Она расположена достаточно близко к «Привозу» и вокзалу, чтобы участвовать в их активной деловой жизни, и, в то же время, достаточно удалена от них, чтобы оградить себя от шумной атмосферы этих мест. Отсюда одинаково близко и к морю, и к оперному, и к роскошным дачам на Французском бульваре. Удобное положение, ничего не скажешь. Поэтому на Большой охотно селились мещане — деловые люди среднего достатка. Не ремесленники, как на соседней Малой Арнаутской и Базарной, но и не аристократы, как на Маразлиевской. Соответственно, дома на Большой Арнаутской — добротные и основательные.

Свою прогулку мы начнем с конца улицы, ибо в теплое время года все дороги нашего города ведут к морю.

На углу Преображенской, под 99-м номером находится добротный дом в стиле модерн. Построен он как доходный дом Розы Клейман в 1913 году по проекту Фридриха Кюнера, уже знакомого нам по домам на Кузнечной.

 На фоне одесского модерна дом богато декорирован. В оформлении фасада архитектор применил рустовку, множество рельефных вставок и растительных барельефов. Но главная отличительная черта дома — розовый цвет. Подавляющее большинство модерных домов Одессы исполнены в сером.

Вообще Большая Арнаутская —улица исключений. Уже через три дома, под № 91, значится другой «розовый модерн». И тоже очень интересный. Больше я таких домов в Одессе не встречал.

На углу Большой Арнаутской и Александровского проспекта расположился величественный жилой комплекс работников Суперфосфатного завода, построенный в 1956-58 годах по проекту Константина Корченова. В наши дни мрачное здание оживилось благодаря «полосатой» раскраске первого этажа, где обосновалось несколько магазинов.

Здание же специально-инженерного института на углу Александровского проспекта украсить достаточно проблематично.

Начиная с 20-30-х годов ХХ века здания такого типа стали появляться в США и Европе. У нас мода на стекло и бетон распространилась только в 60-70-х годах. К тому времени советские зодчие могли использовать лучший опыт создателей классических небоскребов: Ле Корбюзье, Оскара Нимейера и, конечно же, Мис ван дэр Роэ.

Беда начиналась с попытки применить мировой опыт в наших реалиях. Некачественные отделочные материалы, плохая покраска, прозрачные стекла окон - все это превращало интересные по задумке дома в высотные «халабуды».

К счастью, в Одессе подобных проектов немного. Но могло быть и наоборот. В 60-70-х годах активно разрабатывались варианты «современной застройки» нескольких кварталов в самом центре города. Полной реконструкции подлежали район «Привоза», улица Ленина (Ришельевская), кварталы между нынешними улицами Старопортофранковской, Тираспольской, Новосельского и Толстого. Задумка так и не была реализована. И слава Богу.

Ничем не примечательный дом № 83 показывает типовое решение жилого здания первой половины ХIX века — приземистая арка, ведущая во двор делит его на две равновеликие секции с одинаковым количеством окон. Верхние этажи, судя по стилистике, были надстроены после 1880 года.

Замечательна архитектура дома №58. Богатая резьба карнизов и сложный силуэт здания хорошо дополняют строгий фасад с характерными узкими окнами.

Из ниши бокового козырька на снующих по Большой Арнаутской одесситов недобрым взглядом поглядывает  химера. Наверное, с ней связана какая-нибудь мистическая история или романтическая сказка. А если нет, то ее надо обязательно придумать.

По пути я обратил внимание на подъезд дома № 63. Что и говорить, мрачное зрелище.

Зато благодаря разрухе обнажилась интересный факт — кирпичные стены. Активное использование кирпича в возведении фундаментов, а также стен нижних этажей началось в 80-х годах ХІХ века. Изготовление и кладка кирпича обходились в среднем в два раза дороже, чем строительство из ракушняка, зато он пропускал меньше влаги и делал основание дома более устойчивым. Впрочем, о «кирпичной» архитектуре мы еще поговорим.

На углу Ришельевской расположилось здание Арабского культурного центра — массивная стилизованная постройка, сооруженная на месте ветхих домов середины ХІХ века.

Архитектура здания хорошо продумана. Его авторам, Михаилу и Дмитрию Повстанюкам, удалось передать приемы, характерные для мусульманского зодчества и удачно вписать их в чисто одесский колорит окрестностей. Строительство длилось 5 лет и окончилось в 2002 году.

На другой стороне квартала нас ожидает голубой дом под № 34. Здание интересно своим четким ритмом и организованностью элементов. Его создатель, прославленный зодчий Лев Влодек, смог воплотить каноны ренессансной архитектуры, не прибегая к таким элементам декора как рустовка, рельефы или писающие мальчики. При этом дом № 34 — один из немногих действительно нарядных строений одесского «эконом-класса», построенных в 90-е годы ХІХ века. В большинстве же случаев дома этого периода ничем не примечательны.

Продолжая нашу прогулку, видим на противоположной стороне улицы красивый кирпичный дом № 45. Правда, из кирпича выложена только фасадная стена дома, а также печи и дымоходы. Рядом с ним «примостился» доходный дом Ефимова, построенный в 1856 году по проекту Франческо Моранди — одного из наиболее плодовитых одесских зодчих середины века. Это один из первых доходных домов на Большой Арнаутской.

Доходные дома были хороши тем, что у них был хозяин, заинтересованный содержать дом в порядке. В советское время эти функции взяло на себя государство, а при независимости, кажется, дома пустились в «свободное плавание», уследить за которым ЖКСы не могут, да и не стремятся. Одно из проявлений коммунального хаоса — выкрашивание фрагментов зданий в разные цвета.

Теперь вернемся к дому № 45. Мы уже говорили, что применение кирпича в одесской практике не было целесообразным. Помимо наличия дешевого и простого в обработке ракушечника, в городской округе не хватало древесины для нормального обжига больших партий «красного». Поэтому его применяли только для систем отопления, тогда как каркас дома делался из ракушечника и дерева. Массовое производство кирпича стало возможным с возникновением железных дорог и притоком угля из Донбасса. Вот тогда и в Одессе стали обжигать кирпич, достойный наилучшего применения. Произошло это где-то в 80-х годах ХІХ века. Вот тогда и получила развитие модная в Российской империи «кирпичная» архитектура. Строительство таких домов обходилось дороже, зато они были надежнее. И по сей день наличники и карнизы фасадов — как новенькие, тогда как лепнина то и дело обсыпается на головы горожан.

Напротив красного дома зияет пустота. Здесь уже лет 5 не могут придумать ничего лучшего, чем приют для бездомных собак и бесплатный туалет в центре города. Наверняка с участком связано множество юридических и финансовых перипетий, о которых нам, вероятно, лучше не знать.

По соседству построено современное жилое здание с офисными помещениями на первых двух этажах. Такой формат очень удобен — удобных офисных площадей в центре города мало и стоят они достаточно дорого, а потому редкий новострой в старой Одессе обходится без «деловой» начинки.

Пару слов за архитектуру здания: характеризовать ее как нечто целостное невозможно. Мы живем в эпоху постмодерна — смешения всевозможных стилей в попытке найти что-то новое, что с каждым разом становится все сложнее. Достоинство постомдерной архитектуры — гибкость и стремление к гармонии с окружающей средой. Это вам не «хрущевки» или небоскребы — тут зодчий старается найти стиль, максимально адекватный месту, времени, цене и проч.

Следующий дом — реконструированный. То, что ныне зовется «Райффайзен Банк-Аваль», прежде было производственным корпусом Сталинского райпромкомбината.

Стены и окна остались на своих местах, карнизы же отреставрировали. Чтобы оживить облик здания, проектировщики «нарисовали» между окон пилястры и надстроили мансарду.

По соседству со зданием банка, на углу улицы Осипова, — еще один пустырь. Когда-нибудь его застроят, и в центре Одессы появится очередной «сгусток» современной архитектуры. А что делать? Старые дома устаревают не только физически, но и морально, поэтому на их место приходят новые. К слову, это будет уже пятое поколение одесских домов. Сначала были усадьбы с садами, затем — сплошные 1-2-этажные домики на несколько квартир, доходные дома, грандиозные по прежним меркам здания эпохи модерна и сталинского неоампира, теперь — постмодерная эклектика. Надо сказать, не самый худший выбор.

По нечетной стороне Большой Арнаутской, между Гимназической и Осипова, находятся три дома, построенных в конце 90-х. Это первые среди немногих жилых домов той поры. Правда, считать их «новым форматом» было бы неверно — типологически они ближе к советским спецпроектам конца 80-х.

На другой стороне улицы Гимназической видим приземистый одноэтажный дом — яркий образец типовой застройки первой половины ХІХ века. Большинство из построек той поры было снесено еще до революции, часть — уже при Советах по причине ветхости. Вдумайтесь только, ныне существующие дома были причислены к ветхим и аварийным еще в 30-50-х годах прошлого века!

Лет 6-7 тому назад и этот дом «дышал на ладан». Затем его обжили и привели в порядок коммерческие организации. Но надолго ли? Вместе с двором здание занимает 12 соток земли на одной из самых «деловых» улицах Одессы. Очень лакомый кусочек для застройщика.

Дом № 10 по праву считается одним из лучших достижений «кирпичного» стиля в Одессе. Его фасад изобилует ритмичными выступами, нишами, арками. Такая работа требовала от укладчиков высокого мастерства.

Дом построен в 1908 году по проекту архитектора Адольфа Минкуса. Прежде на этом месте располагался особняк купца Бюля, возведенный в 1849 году.

Не могу не обратить ваше внимание на балкон на третьем этаже справа. Подобные «улучшения быта» очень портят облик памятников архитектуры, да и всего города.

Неподалеку, на пересечении с Канатной, находится доходный дом Верготти, сооруженный в 1891 году по проекту Ивана Яценко. В оформлении фасада интересным образом сочетаются черты, присущие эпохам ренессанса и барокко.

Очень интересный комплекс находится по адресу Большая Арнаутская, 21 (угол ул. Черновола, ранее Новой). Построен он как административный корпус фабрики фирмы «Сур и Кайзер» в 1913 году, однако впоследствии часть помещений была переделана под жилье.

Крыша здания напоминает своими очертаниями верхушки домов зажиточных немецких крестьян. Да и сам архитектор проекта Христиан Скведер — немец.

Напомним, до Великой Отечественной в городе существовала большая немецкая община, насчитывавшая до 12 тысяч человек.

В 20-30-х годах многие участки малоэтажной застройки в городе сносились ради сооружения крупных общественных заведений — школ, больниц, управлений и фабрик. Именно таким образом в 1932-35 годах была построена школа №90.

Архитектура здания необычна сочетанием элементов строгого конструктивизма 20-х годов и монументального классицизма, вернувшегося в моду в середине 30-х.

Ниже вся четная сторона Большой Арнаутской застроена зданиями сталинского периода, как жилыми, так и административными.

Облик местности во многом определяет комплекс жилых 16-этажных зданий на соседней улице Базарной, построенных в 2006-2009 годах. Поразительно, как такое здание могло быть согласовано всевозможными инстанциями, не говоря уже об управлении архитектуры. Впрочем, на гребне строительного бума возможно все.

Хочется похвалить инженеров проекта за то, что в ходе строительства удалось избежать просадок окружающих домов. А вот самому застройщику — отдельное спасибо за ураганные ветра, которые бушуют на Большой Арнаутской в ненастную погоду.

Ну вот, очередная прогулка подошла к концу. Дальше нас ждет живописный Лермонтовский переулок, склоны и море. Самое время насладиться весной.


Читайте также

Хэллоуин: одесские чернокнижники уедут в Николаев, а театралы повеселятся на втором кладбище
30.10 в 16:29:42|Общество
0 0

Одесситы «делают базар» в интернете
06.11 в 10:35:58|Общество
0 0

Детская жестокость: уродливое дитя, порожденное обществом
«Одесса-архитектурная»: путешествие в мир балконов
18.04 в 23:25:19|Архитектура
0 0

ОМКФ: VIP-взрыв на лестницах, бульварах, кинотеатрах и заводах
14.07 в 10:31:39|Общество
0 4

Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество
1 0
Все интервью