Кинодайджест ОМКФ: обреченность «Бридженд», альтернативный «Лобстер» и Потемкинский триумф

14.07.2015 в 09:00:06
Культура
1 0

Обозреватель Репортера начинает следить за кинофестивальными изюминками и самыми громкими гала-премьерами этого года. Каким сегодня является арт-мейнстрим и что привлекает кинокритиков и жюри ведущих кинофестивалей мира, и главное - какие ленты покорят сердца публики. Обо всем этом читайте на страницах нашего сайта. Начнем с 11 июля, первого конкурсного дня Одесского международного кинофестиваля.

Обреченность глубинки как способ терапии

Сегодня всюду назрел кризис: во всех уголках мира, на всех уровнях, в воздухе витает тяжелое ожидание больших, если не сказать глобальных потрясений, и поэтому все больше режиссеров обращаются не к легким жанрам, а к глубоким личностным и социальным драмам, выводя на первый план вопросы скорее экзистенциальные, мировозренческие, нежели направленные на преодоление сиюминутных проблем и трудностей. По крайней мере, таковы лейтмотивы фильма «Бридженд», открывшего международную конкурсную программу.

Перед зрителем разворачивается почти мистическая местность с туманами, хмурыми лесными сводами, проторенными тропами и заброшенными железнодорожными путями. По ним-то первый герой – лохматый пес – приводит нас к поворотному событию, меняющему и без того гнетущую жизнь поселка Бридженд – самоубийство подростка, вызывающего серию аналогичных происшествий и заводящих в тупик местную полицию.

Режиссер Йеппе Ронде – датчанин, фильм является датским кинопроизводством, несмотря на то, что действие разворачивается в провинции Уэльса. Однажды он прочел заметку в газете, которая стала отправной точкой картины, и с тех пор прошло 6 лет прежде, чем картина увидела свет. Согласно официальным данным полицейских отчетов, 79 местных жителей одной из британских местностей в короткий срок покончили с собой, причем большинство из них – подростки. Причины такого массового явления до сих пор не раскрыты.

В фильме количество жертв значительно меньше – около 25, однако и действие разворачивается всего лишь в одном городке, шахтерском, где шахта давно закрыта, люди живут без особой цели, копя в себе злобу и раздраженность, а о былом занятии напоминают лишь заржавевшие рельсы.

«Я прожил на месте съемок достаточно долго, локации не было необходимости выбирать, все они были перед глазами. Там сама природа навевала нечто зловещее, будто подталкивающее к суициду. Для меня эта тема очень близка, мой отец был наркозависимым и умер, когда мне было 7, многие мои родственники покончили жизнь самоубийством, поэтому рассказ подобной истории для меня – часть терапии, которая помогает мне справиться со своим личным горем», - делится с одесскими журналистами режиссер картины. 

Исполнитель одной из главных ролей, ирландец Джош О’Коннор отмечает бесценный опыт после работы на съемочной площадке с детьми – местными жителями. «Их непосредственность и восхищение нашим профессионализмом придает фильму легкость, не позволяющую зрителю окончательно сойти с ума»,  - отметил актер.

Итак, речь в фильме идет о группе подростков, заводящих специальный закрытый чат, где отмечают и поминают всех погибших от самоубийства сверстников и обсуждают свои следующие шаги. Один за одним юные герои картины кончают жизнь самоубийством, вешаясь на привычном пути следования своих родителей. Обстановка меняется с появлением девушки, в детстве покинувшей городок, и ее отца-полицейского, всерьез берущегося за расследование загадочного дела. Здесь главная героиня обретает и теряет друзей, любовь, и, в конце-концов, тоже пытается покончить жизнь самоубийством, но несчастная любовь – гораздо более понятный мотив, нежели те, которые побудили местную молодежь замкнутся в своем мирке и медленно и мучительно ждать гибели друг друга.

Круг вопросов, затронутый автором, широк: тут и проблема отцов и детей, и первая любовь с потерей невинности, и социальные последствия глобального экономического кризиса, и эмоциональное признание одного из главных героев, которое, в общем-то, раскрывает один из мотивов, побудивших детей к столь радикальному разрыву с обществом: «Мы ненавидим вас с вашей злобой и проблемами, ненавидим всех взрослых, и не остановимся!». При этом мы видим, что автору важнее передать саму историю, нежели искать какой-либо выход, в конечном итоге все герои остались при своих убеждениях и хеппи-энд достаточно условен и символичен. Фильм нашел живой отклик у всей  аудитории, после просмотра одесский зритель либо рассыпался фейерверком восторга, либо сплетался в тугой жгут жгучей неприязни. Люди спорили, делились мнениями, публика бурлила, а это значит, что режиссер своей цели добился и нашел отклик в сердцах зрителей.

«Лобстер» любви моей

Социальная трагикомедия, драма об абсурде законов и уравнивания, футуристический псевдореализм – как только не можно охарактеризовать англоязычный дебют переехавшего в Англию греческого режиссера Йоргоса Латимоса, однако от этого он не перестает привлекать все больше и больше публики по всему миру. Ведь перед нами вновь кривое зеркало нашей реальности с ограничениями, запретами и той клеткой, которую мы строим себе сами. Если приправить такие идеи Колином Фареллом, Рейчел Вайс и ультрапопулярной в киношных кругах француженкой Леа Сейду – блюдо получится получше любого лобстера.

В недалеком будущем запрещено… одиночество. Всех одиноких отлавливают и помещают в закрытый пансионат, фактически, тюрьму, где за 45 дней они должны обрести пару. В противном случае ты будешь обращен в животное, по милосердию властей, любое на выбор. Главный герой выбирает лобстера из-за долгой жизни и уникальных способностей к размножению последнего, попутно прихватив с собой туда брата, обращенного в собаку. Пары по необходимости, отсутствие чувств, дежурные напоминания о необратимом и абсолютно лишенная всего человеческого новая супруга заставляют героя Александра сбежать в ближайший лес, где он повстречает таких же одиночек. Однако там все ненамного лучше – контакт с кем-либо воспрещен, даже танцевать нужно без музыки и держась друг от друга подальше. Словом, свою тюрьму человек возводит сам и замки там крепче любых амбарных.

Антиутопия усиливается фатальной увлеченностью мужчины и женщины, которые оказываются лишними в каждой из половинок извращенного мира. Фильм изобилует шутками и комичными ситуациями, однако финал тягостен и едва ли не трагичен. Вообще, в этом году режиссеры задаются вопросом о будущем человечества, и, увы, пока не видят положительных ответов.

Одесса, которая была… есть… и будет!

Увенчал первый конкурсный день опен-эйр на Потемкинской лестнице, собравший, как всегда, тысячи зрителей на легендарных ступенях. Фильм режиссера Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом» 1929 года прошел под аккомпанемент авторской музыки легендарного Майкла Наймана в исполнении оркестра под его руководством.

«Человек с киноаппаратом» — бессюжетный немой экспериментальный документальный фильм советского режиссёра Дзиги Вертова, выпущенный на экраны в 1929 году. В 2012 году в опросе почти тысячи кинокритиков британского журнала Sight & Sound «Человек с киноаппаратом» занял восьмое место списка лучших фильмов всех времён. В 2014 году Sight & Sound назвал картину лучшим документальным фильмом всех времён.

В начале фильма даётся авторская характеристика: «Вниманию зрителей: настоящий фильм представляет собой опыт кино-передачи видимых явлений. Без помощи надписей (Фильм без надписей), без помощи сценария (Фильм без сценария), без помощи театра (Фильм без декораций, актёров и т. д.). Эта экспериментальная работа направлена к созданию подлинно международного абсолютного языка кино на основе его полного отделения от языка театра и литературы».

Впрочем, не соглашается с самим Вертовым Найман. На пресс-конференции мэтр поделился впечатлением, что само присутствие в кадрах фильма брата режиссера делает его в некоей степени игровым. Композитор отметил, что сожалеет, что в представлении большинства зрителей этот шедевр мирового кино снимался только в Москве, хотя съемки проходили также в Киеве и Одессе. Известный экспериментатор от музыки рассказал об истоках своего увлечения Вертовым: «Мне было около 60-ти, когда я впервые увидел «Человек с киноаппаратом», но еще до того, я имел привычку везде носить с собой маленькую камеру и снимать. Однажды мой монтажер посмотрел это видео и сказал, что нечто похожее делал Дзига Вертов. Это совпадение произошло интуитивно и тогда я решил снять фильм «Найман с киноаппаратом».

Зрелище оказалось воистину магическим – хаотичная смена кадров, движений, монтажных склеек, обратных воспроизведений и повторов, случайные кадры старой Одессы и снова движение – фильм наполняла какая-то иная драматургия, у нее был особый язык и шарм, наполненность и завершенность. Зрители встречали финал ленты овацией стоя. 

На этом Найман, сделавший при выходе на сцену фото забитой людьми лестницы, не остановился и показал восторженным одесситам все те же ступени, но на век раньше и исполнил авторскую интерпретацию музыкального сопровождения «Броненосца Потемкина» Сергея Эйзенштейна.


Читайте также

Хэллоуин: одесские чернокнижники уедут в Николаев, а театралы повеселятся на втором кладбище
30.10 в 16:29:42|Общество
0 0

Одесситы «делают базар» в интернете
06.11 в 10:35:58|Общество
0 0

Новый Одесский горсовет: Кваснюк будет выметать углы, а Спивак уходит в «неагрессивную» оппозицию
07.11 в 16:30:37|Политика
0 0

Детская жестокость: уродливое дитя, порожденное обществом
«Одесса архитектурная»: Большая Арнаутская – улица под снос
02.04 в 15:33:42|Архитектура
0 8

Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество
1 0
Все интервью