Закрытие ОМКФ: Неожиданные решения без красной дорожки и «Бумажные души» надежды

22.07.2014 в 23:45:05
Культура
1 0

Пятый Одесский международный кинофестиваль состоялся. Вопреки злопыхателям и нетерпеливцам. Вопреки войне и хаосу. Вопреки и во имя. Во имя жизни, во имя будущего. Летите, коршуны, мечите яд направо и налево. Но, увы, так уж мы устроены – никогда нам не угодишь, никогда мы не довольны. Знаете, что мы сделаем, оказавшись в комнате, полной сокровищ и земных благ на две жизни вперед? Скажем, что она слишком мала. В этом весь человек. И пятый ОМКФ получился о людях и их трудностях и простоте.

Церемония без пафоса

Отказ от красной дорожки и светского протокола никому не помешал: дамы блистали экстравагантными нарядами, мужчины лениво смотрели в щелкающие объективы – брат журналист все равно придет и все равно все зафиксирует. После трагического падения малазийского «Боинга» все увеселительные мероприятия были отменены, и атмосфера была не столь легкая, как обычно. Но она была, особая, живая, трепетная. Хотелось говорить о кино, о жизни и смерти, о тщетности стараний и их необходимости, обо всем на свете.

А как же война, спросите вы? Как же мирные граждане, гибнущие на Востоке страны? Если вы идете на кинофестиваль лишь для того, чтобы поглазеть на знаменитость, или похрустеть попкорном, или полакомиться на закрытых и открытых фуршетах – я задаю вам тот же вопрос. Но есть еще много других вопросов: а как же полыхающая не один десяток лет Африка?  А как же Ближний Восток? А Сирия, Ливия? А как же Израиль и Палестина? Как всемирный голод и нехватка питьевой воды? Как же эпидемия СПИДа, повальные заболевания раком всех возможных разновидностей? Как же пандемия туберкулеза в Одессе и области? Как же две тысячи ежедневно умиравших украинцев в мирное время? Как же 1,5 миллиона ежегодно погибающих в ДТП? Почему водители машин не сожгут их в гаражах вместе с мопедами, мотоциклами и грузовиками? Так вот, на вопрос: «А как же?...» лучше всего ответила на церемонии закрытия кинофестиваля  выдающийся одесский режиссер Кира Георгиевна Муратова: «Это не пир во время чумы. Таково свойство человеческой натуры: когда нет лекарства от чумы, нужно показать, что мы живы и можем радоваться».

 

Но вернемся к первому акту церемонии – прохождению по красной дорожке без музыки и представлений. Известный эпатажными акциями активист Евгений Довлатов перед началом церемонии закрытия фестиваля вместе с представителями движения «Креативная молодежь +»  устроили перформанс с целью, по мнению многих, привлечь внимание, в первую очередь, к собственной персоне.

Несколько молодых людей вместе с Довлатовым разбрасывали на кинофестивальной площади требуху, а также принесли гроб, в котором лежал одетый в военную форму эпатажный художник Андрей Сегунцов и призывали остановить войну на востоке и поддержать украинскую армию.

Финал был предсказуем: охрана культурно попросила прекратить сие действо, потом подошла милиция и попросила всех проследовать в отделение. Довлатов бросился на землю, в результате чего в машину его пришлось нести.

Резонанса из этой акции не получилось, да и спекуляций на эту тему хватает. Но перейдем к церемонии награждения.

Нужные награды и вечная память

Грусти, безусловно, больше, чем веселья. Тем более что и в киносемье Украины огромное горе - за день до закрытия кинофестиваля в Киеве в результате несчастного случая едва перейдя отметку в 40 лет умер актер Виталий Линецкий. На Одесском кинофестивале была частично представлена новая кинолента с участием Виталия Линецкого под названием «Гнездо горлицы», которая повествует о судьбе украинцев, уехавших на заработки. В широкий прокат картина должна выйти весной 2015 года. Режиссер пообещал, что, несмотря на то, что с Виталием была отснята лишь половина запланированного материала, эта лента все равно станет его последним фильмом, и ни один кадр не будет из нее вырезан. Сотни смертей, зажженная свеча и пронзительная игра Юрия Кузнецова на рояле. Зрители почтили память погибших минутой молчания.

 

Первой врученной наградой в этот вечер стала статуэтка «Золотой дюк» за вклад в киноискусство. Почетный приз, присужденный украинскому режиссеру Кире Муратовой, вручила актриса Наталья Бузько. Кира Георгиевна поблагодарила фестиваль за оказанное внимание и показ ее фильма «Астенический синдром» на Ланжероновском спуске, а также возможность посмотреть на большом экране фильм Майдан «Сергея Лозницы». 

«Золотой дюк» за лучший украинский полнометражный фильм национальной конкурсной программы и денежный приз в размере 50 тысяч гривен из рук главы жури национальной конкурсной программы Виталия Манского получил режиссер документальной ленты «Сумерки» Валентин Васянович. «Мне крайне приятно, что именно документальное кино одержало победу. Его делать очень тяжело, ведь вы не можете на него влиять» - отметил Васянович.

Разумеется, зрительская публика всколыхнулась: «Поводырь» Олеся Санина стал самой качественно технически снятой лентой пятого ОМКФ. Но изобилие клише и штампов некоторые кинокритики сравнивают с советскими агитками. Виталий Манский, глава жюри Национальной конкурсной программы по этому поводу сказал журналистам примерно следующее: «Не всегда коммерческий успех картины определяет ее художественную ценность». В общем, Браво, Васянович!

Победителем в номинации «Лучшая актерская работа» стала Анжелика Литценбургер «за столь смелый рассказ личной истории» в фильме Party Girl. Эта первая награда Литценбургер. Французский фильм прошел мимо одесского зрителя, и точность его образов не склонила чашу зрительского интереса в сторону Парижа. Призом «за захватывающую режиссуру и бескомпромиссно правдивое отражение китайской современности» был отмечен режиссер картины «Черный уголь, тонкий лед» Йинан Дяо. К сожалению, японский кинематографист не смог приехать на церемонию, поэтому прислал видеообращение, в котором выразил благодарность фестивалю. Этот фильм продолжает удивлять,  и на многих кинофестивалях, да на том же Берлинале тихо говрят о политизированности и номенклатурности такого вердикта различных жюри. Тем не менее, режиссеры взахлеб говорят о качестве фильма и его эстетике. Что ж, мы всегда любили экзотику.

 

Награду за «Лучший фильм фестиваля» от главы жюри международной конкурсной программы - британского режиссера Питера Веббера  - получила грузинская картина «Свидания вслепую» за очень душевную историю в лучших традициях грузинского кино. Принимали награду  продюсер картины Елена Ершова и исполнитель главной роли Андро Сакварелидзе. «Для нас это очень важный приз, так как фильм не только грузинский, но и украинский. Это первая ласточка сотрудничества, которое должно продолжаться» - сказала со сцены растроганная Елена Ершова.

«Свидания вслепую» также ярко отражают грузинскую дейтсвительность, как и другие этнические фильмы конкурсной программы. Чем-то он напомнил «Ланчбокс» Ритеша Батры, наверное, метаниями главного героя. Но вспомнились и Данелия, и блестящие актеры советского времени, словом, уже второй год можно говорить о возрождении грузинского кинематографа на фоне огромных проблем. Андро признался, что на всю Грузию можно насчитать до десяти кинотеатров.

Гран-при ОМКФ - статуэтка «Золотой Дюк» и денежное вознаграждение в размере 12 000 евро - по результатам зрительского голосования был присужден израильскому фильму «Мотивации ноль». Президент ОМКФ Виктория Тигипко вручила главную награду фестиваля режиссеру-дебютанту Тальи Лави и актрисе Шани Кляйн, которые щедро одарили Одессу и фестиваль лестными эпитетами в своей ответной речи. 

Разумеется, нашлись и злопыхатели, которые кричали про то, что Израиль бомбит Палестину, и давать им приз - позорно. Бомбит... страшное слово, кто-то к нему привыкает, но фестиваль был не об этом.

 

Жюри также отметило 2 ленты международной конкурсной программы специальными наградами - мексиканский фильм «Гуэрос» Алонсо Руиспаласиоса за «новаторскую форму выражения уважения классическому французскому кинематографу» и русскую ленту «Звезда» Анны Меликян за блестящую актерскую игру Тины Далакишвили.

 

«Все мы запомним этот сложный год – и как год становления новой демократии в Украине, и как пятый, юбилейный год ОМКФ. Каждый из девяти дней фестиваля подтвердил, что решение его проводить несмотря ни на что было правильным. Доказательством тому - многочисленные аншлаги и овации стоя. Мы счастливы, что пятый юбилейный фестиваль состоялся» - завершила церемонию президент ОМКФ Виктория Тигипко.

Она также отметила, что показы фестиваля в этом году посетили более 105 000 зрителей и поблагодарила всех, кто поддержал ОМКФ в этот сложный период и не побоялся приехать.

«Бумажные души» обо всех

Фильмом-закрытием 5-го Одесского международного кинофестиваля, который представил продюсер Патрик Кине, стала работа бельгийского режиссера «Бумажные души» Венсана Ланно с французской кинозвездой Пьером Ришаром.

«Бумажные души» - трогательная романтическая драмеди Венсана Ланно о любви и смерти. Главный герой Поль зарабатывает на жизнь написанием поминальных речей, но однажды его жизнь полностью меняется, когда молодая вдова просит его написать достаточно необычный текст для восьмилетнего сына.

В роли друга и соседа Поля, одинокого Виктора, брат которого погиб в концлагере, зрители увидят живую легенду, 79-летнего французского комика Пьера Ришара. По словам автора фильма, Ришар был единственным, кого он видел в этой роли, Ланно даже был готов отказаться от съемок, если актер не согласиться сыграть этого персонажа. Для того, чтобы французская кинозвезда смог легче вжиться в образ, из музейного архива были присланы подлинные материалы со времен войны.

И ведь вот как интересно – история об уходе из жизни человека вызывает невероятные тепло и трепет. Потому что жизнь – это совершение поступков, и если после жизни тебе удается получить шанс эти поступки совершить, то это радость. Очень тонкий и пронзительный фильм, сказка, в которую хочется верить. И ведь это произошло сегодня. Декорациями стал современный Париж, героями – простые люди со своими сложностями. Ведь в глубине души мы так устали от супергероев, от бесконечных битв и взрывов. Нам перестали показывать кино, которое бы учило любить, сострадать, сопереживать. Сериалы? Ну, не утрируйте. Хотя лучше сценаристы уходят из кино  на телевидение, поэтому качество сериалов падать не будет. Прокатное кино? Попкорновые блокбастеры? Смерть, кровь, разрушения.

Создатели «Бумажных душ» пошли на эксперимент: соединить американскую сказочность с французской актерской школой. Получилось так, что ты в это веришь. Непосредственно, с шармом, без излишней кукольности. Человек видел слишком много, чтобы не верить в чудо. Человек видел слишком мало, чтобы поверить.

Фильм-закрытие стал парадоксальным, потому что именно таких историй не хватает сегодня, в мире крайнего реализма и документализма или абсолютной фентезийности. Фильм на грани, но это та грань, по которой хочется балансировать. Спасибо за это ОМКФ.

Очередной 6-й Одесский кинофестиваль пройдет с 10 по 18 июля 2015 года.


Читайте также

Одесситы «делают базар» в интернете
06.11 в 10:35:58|Общество
0 0

Хэллоуин: одесские чернокнижники уедут в Николаев, а театралы повеселятся на втором кладбище
30.10 в 16:29:42|Общество
0 0

Детская жестокость: уродливое дитя, порожденное обществом
«Одесса архитектурная»: Большая Арнаутская – улица под снос
02.04 в 15:33:42|Архитектура
0 8

«Одесса-архитектурная»: путешествие в мир балконов
18.04 в 23:25:19|Архитектура
0 0

Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество
1 0
Все интервью