Дневник ОМКФ: День 5-последний. «Записки сумасшедшего» Соловьева, цинизм Гордона и откровения турко-немцев

07.08.2011 в 11:46:40
Общество
74 0

Последние дни фестиваля слились в огромный мощный аккорд кино. Нет, Кино. Звезды остались сиять на одесском небосклоне, и уступили место на авансцене фестиваля именитым режиссерам: Нана Джорджадзе, в чьих фильмах играл Пьер Ришар, Отар Иоселиани, «изгнанный » советской цензурой и «обласканный» французами и международными кинофестивалями, Сергей Соловьев, которого встречали одним словом «АССА». Невероятное мировое кино, живые киноконцерты, футбол, украинское кино, о котором мало кто из украинцев знает и, наконец, найденный Министр, поющий в Оперном – все это ОМКФ-2011.

Спорная киноклассика и мировой авангард

Новое российское кино, представленное на ОМКФ, как и обещали организаторы, стало одной из жемчужин Одесского кинофестиваля. Оно показало целую палитру работ российских режиссеров, показав, что не весь кинематограф «лег» под блокбастеры. Одними из самых спорных «мазков» в российской палитре стала экранизация мировой классики – «Гамлет ХХI век» Юрия Кара и «Анна Каренина» Сергея Соловьева.

Пресс-конференция, посвященная фильму Юрия Кары «Гамлет ХХІ век» началась со слов Аристотеля: «История говорит о том, что было, - процитировал режиссер. - А искусство - о том, что должно быть».

«Гамлет должен быть собой, - развил свою мысль Кара, - Он должен думать и выбирать сам. Человек может быть интересен другим, только если он личность».

Однако зачем ради этого пересаживать Гамлета на гоночную машину, а Розенкранца, Гильденстерна и Клавдия превращать то ли в панков, то ли в эмо, но однозначно в собирательных персонажей 90-х годов прошлого века ? Иносказания понятны и ожидаемы, однако острой необходимости в этом видно не было. Да и сам режиссер согласился с тезисом, прозвучавшим в вопросе одного из журналистов: «Каждой эпохе нужен свой Гамлет».

Что значит это? Что в эпоху космических путешествий Гамлет станет принцем Юпитера? Или что кино готово идти на поводу у зрителя, который все меньше хочет знать и все больше хочет животным образом поглощать? Вопрос остается открытым.

***

Следующим фильмом, вызвавшим живейшее обсуждение, стала «Анна Каренина» Сергея Соловьева. Тяжело себе представить, как в трилогию связаны «АССА», «2АССА2» и «Анна Каренина», но сам режиссер отметил, что, только посмотрев три фильма подряд, он понял, «что хотел сказать».

В целом, хоть некоторые журналисты и заявили в кулуарах, что «там нет ничего от Толстого», но у большинства зрителей остались только положительные эмоции. Атмосфера эпохи, нравственные переживания главных героев, сильнейшие работы Олега Янковского и Александра Абдулова, - все это воссоздает фантасмагорическую картину переплетения произведения автора, его философии и впечатлений режиссера о прочитанном.

Сергей Соловьев согласился с мыслью, высказанной Отаром Иоселиани, что классику ставить нельзя. «Но вот то, что творится в твоей башке после того, как ты прочитал произведение – вот это ставить можно и нужно». Также он отметил, что по-настоящему гениальные произведения – это «записки сумасшедшего». «Посмотрите фильм «Земля» - это же записки сумасшедшего. Я не хочу ни в коем случае обидеть гениальное произведение Довженко, просто это правда», - отметил режиссер.

Последняя сцена фильма реалистична до невозможности – перерезанная поездом Анна Каренина рассмотрена режиссером и оператором будто под микроскопом: внутренности, отрезанные руки, синеющее лицо…

«Все очень просто: Ричард Гир, по стечению обстоятельств мой друг, заявил мне, что надо быть очень осторожным при постановке «Карениной», потому что Анну Каренину мечтают сыграть 99,9 % американских актрис. Только они ничего не знают о самом произведении, знают, что это «что-то о поезде». Так вот для того, чтобы показать, что там было о поезде, мы сняли эту сцену».

От классики – к авангарду: «Жизнь за один день» оскароносного режиссера Кевина МакДональда – своеобразный прорыв в кинематографе: тысячи роликов с сайта «YouTube» были смонтированы в один фильм о человеческой жизни. Любопытно, что в фильм вошли два ролика украинского производства.

Режиссер Александр Митта, общаясь с нами, отметил, что подобные фильмы – «завтра кинематографа»: «Сейчас прослеживается уникальная тенденция – производство фильма удешевляется до невозможности, поскольку становятся доступными все средства съемки: камеры, фотоаппараты. На первое место выходит искусство монтажа и режиссерская мысль» - отметил мэтр.

А венчал авангард самый настоящий современный киноконцерт – «Антенна» Эстебана Сапира – аллегорический немой черно-белый фильм о власти телевидения над массовым сознанием под аккомпанемент распавшихся Esthetic Education. Авангард в авангарде – так заканчивался ОМКФ.

Награды ОМКФ в лучах «Огней притона»

Обладателем премии Национального союза кинематографистов Украины, согласно решению жюри украинских кинокритиков, получил фильм «Убейте меня, пожалуйста» бельгийского режиссера Олиаса Барко.

Победителем питчинга ОМКФ стала Вера Яковенко за проект «Аутсайдер». Режиссер и продюсер получила приз в размере 25 тысяч гривень от девелоперской компании «UDP».

Награду Международной федерации киноклубов (FICC), жюри которой в этом году впервые оценивало конкурсную программу Одесского международного кинофестиваля, получил фильм Селин Шьяммы «Девчонка-сорванец» (Франция).

Премию имени Николая Шустова за лучший украинский фильм получила короткометражка Тараса Ткаченко «Собачий вальс» из альманаха «Влюбленные в Киев». Она основана в 2011 году и является первой национальной кинопремией.

известный журналист и режиссер Валерий Барановский заявил, что приз Ассоциации кинокритиков фильму «Убейте меня, пожалуйста» был присужден единогласно. Эта работа «при явном минимализме деталей» очень ярко акцентирует внимание на каждой из них. Несмотря на пессимистичное название, картина несет в себе гуманистические идеи.

Что касается премии жюри «Украинской кинолаборатории» грузинский режиссер Нана Джорджадзе отметила, что увидев в «Украинской лаборатории» работы мастеров известных всему миру на ряду с работами молодых мастеров, члены жюри решили отдать своего рода предпочтение и поддержать работу молодого режиссера. Также она отметила всю сложность повествования цельной истории в рамках короткометражного фильма и то, с каким блеском режиссер справился со своей задачей.

Жюри питчинга заявило, что фильм «Аутсайдер», ставший победителем, позволил ответить на вопрос: «А что такое украинский питчинг». Презентация этого проекта оказалась единственной, после которой у жюри не возникло ни одного вопроса. Отметила руководитель Бюро кинематографа Украины Екатерина Копылова.

В свою очередь, голливудский режиссер одесского происхождения Вадим Перельман отметил, что во время презентации данного проекта режиссер ответила на вопрос: «Не почему это кино нужно или почему выбрана такая тема, а почему это нужно именно режиссеру». Также заокеанский гость отметил высочайший уровень представленных презентаций во время питчинга.

Все это предварял пресс-показ фильма-закрытия ОМКФ «Огни притона».

Исполнительница главной роли Оксана Фандера, урожденная одесситка, по совместительству московская актриса, призналась, что давно хотела сняться в фильме об Одессе.

«Я давно хотела получить сценарий, который повествует об Одессе и снимался бы тоже в Одессе, поэтому, как только я получила этот сценарий, у меня не было сомнений в своем решении», - отметила О. Фандера. Последние сомнения играть в этом фильме у нее отпали, когда она прочитала последнюю фразу фильма – «Легла, улыбнулась, умерла».

Режиссера Александра Гордона поблагодарили за чуткость и нежность актеры Богдан Ступка и Ада Роговцева. Первой причиной, по которой именитые украинские актеры согласились сниматься у Гордона, была мотивировка: «Это же Гордон».

Хотя сам Гордон изначально на пресс-конференции ощетинился как еж: «Кому-то кино кажется жирафом, кому-то крокодилом, поэтому все пресс-конференции бессмысленны».

Что же касается патриарха украинского кино – Богдана Сильвестровича Ступки, сыгравшего в фильме одну из ролей, - он требовал денег у продюсера и вспоминал о легендарном одесском юморе.

Параллельно с этим событием стали известны результаты зрительского голосования. В первой пятерке оказались российская лента «Упражнения в прекрасном», финская «Герои Полярного круга», французская «Девчонка-сорванец», шведская «В космосе чувств не бывает». Лидером зрительского голосования стала немецкая картина «Альмания: добро пожаловать в Германию» - феноменального режиссерского дебюта Несмин Сандерелли. История турков, эмигрировавших в Германию, но так и оставшихся жить где-то «между»: между мусульманами и христианами, между родиной и чужбиной, между небом и землей. Фильм о всех и каждом, однозначно одесский зритель оказался чуток к проблемам, затрагивающим и его.

«Гордон в огне»

Закрытие началось традиционно – с красной дорожки. По ней прошлись все члены жюри - Ежи Штур, Ада Роговцева, Мария де Медейруш, Валерий Тодоровский и Клаус Эдер, а также почетные гости- актеры Оксана Фандера, Богдан Ступка, Филипп Янковский, Нана Джорджадзе, Евгений Цыганов и режиссер Вадим Перельман.

Кроме того, на дорожке, конечно, отметились и мэтры юмора, о которых, увы, можно сказать «родом из Одессы»: Михаил Жванецкий, Роман Карцев, Валерий и Ростислав Хаит, Леонид Барац и другие.

Начало церемонии ознаменовал выход ведущих Маши Ефросининой и Александра Гордона с коньяком. Он отметил, что в гримерной накрыли хороший стол, поэтому коньяк он вынес собой, после чего предупредил зрителей, что в смокинге, в котором ведущий был на открытии, его не узнал даже Иосиф Райхельгауз, поэтому он вышел в светлом костюме, в котором щеголял с утра. «Я подумал, кто мне дороже Райхельгауз или дресс-код? И понял, что, естественно, Райхельгауз», - подчеркнул Александр Гордон.

Затем он предложил зрителям рассказать 20-минутную лекцию об Одесском оперном театре, но присутствующие сошлись во мнении, что лучше об Одессе сможет рассказать Роман Карцев. Когда комик поднялся на сцену, Александр Гордон ринулся опускать для него микрофон, на что юморист ответил: «Не надо. У меня опыт есть».

Роман Карцев рассказал, что получает огромное удовольствие от общения с людьми, приехавшими на фестиваль. «Я сегодня фотографировался и с Винницей, и с Киевом, и с Донецком, вся Украина здесь, я уже не говорю об иностранцах, приехавших даже из Америки», - радовался мэтр.

Он отметил, что фестиваль должен проходить именно в Одессе: «Здесь море, здесь «Привоз», здесь красивые девушки». Юморист шутил по-одесски, а также поблагодарил президента фестиваля Викторию Тигипко за прекрасную организацию праздника, а членов жюри за их долготерпение: «В такую погоду сидеть смотреть столько фильмов - это только энтузиасты могут».

После выступления Романа Карцева, ведущий Александр Гордон начал дразнить зал тем, что он уже знает решение жюри, а остальные нет, и началось вручение наград.

Не обошлось и без курьезов. Во время вручения награды за лучшую режиссерскую работу, победивший режиссер Олиас Барко ронял все подряд – цветы, диплом, конверт и пакет с подарком. Пока режиссер рассказывал в микрофон, что он теперь богат и ищет жену, Валерий Тодоровский, вручавший награду, без устали поднимал то и дело падавшие предметы.

«В Саудовской Аравии бензина много, во Франции есть сыр, в Бельгии – пиво и сладости, а здесь можно найти женщину – любовь своей жизни», - заявил Олиас Барко.

После вручения всех наград и нескольких вопросов Александра Гордона «Где Министр?», на сцену поднялся Министр культуры и туризма Украины Михаил Кулиняк. М. Кулиняк поблагодарил А. Гордона за повышенный интерес к собственной персоне и пригласил последнего в Министерство культуры в Киеве.

«Тогда я требую пост советника, как минимум!» - отметил А . Гордон

«Легко!»- парировал М. Кулиняк.

После этого Кулиняк и Гордон решили спеть дуэтом.

Произведением была выбрана украинская народная песня «Ніч, яка місячна…». Два куплета Гордон и Кулиняк исполнили в двухголосье, чем сорвали оглушительные овации зала.

А в это время жюри и спонсоры Одесского международного кинофестиваля объявили победителей в основных номинациях кинофестиваля, а также вручили 2 спец приза от жюри.

Как передает корреспондент ИА «Репортер», приз зрительских симпатий получила немецкая картина «Альмания: добро пожаловать в Германию». Приз вручил директор фестиваля Денис Иванов, а также актер и режиссер Филипп Янковский.

Специальные призы жюри получили картины «Прибежище» (Болгария), «Срок годности» (Уругвай). Награды вручали члены жюри Клаус Эдэр и Мария Демедейруш.

Лучшей актерской работой признана роль Керен Бергер, исполнительницы главной роли «2Night» (Бельгия).

Лучшей режиссерской работой признана картина «Убейте меня, пожалуйста». Гран при ОМКФ получила французская лента «Девчонка-сорванец» (Франция).

Затем церемонию объявили закрытой, и с прощальным словом выступила президент фестиваля Виктория Тигипко. Она поблагодарила всю команду, которая работала над воплощением этого проекта в жизнь, и зрителей, которые, несмотря на очереди в кинотеатрах и дождь все же приходили смотреть кино. «Во время одного из показов под открытым небом шел дождь, и было около 100 зрителей, а когда он закончился, их стало уже 200. Я с начала даже не поверила, что дождь не распугал людей, а наоборот их стало еще больше», - призналась Виктория Тигипко.

Она официально пригласила всех на третий Одесский международный кинофестиваль, который пройдет с 13 по 21 июля 2012 года.

До встречи в 2012 году! С вами была самая пестрая культурная мозаика 2011 года в Одессе – ОМКФ!


Читайте также

Одесситы «делают базар» в интернете
06.11 в 10:35:58|Общество
0 0

Хэллоуин: одесские чернокнижники уедут в Николаев, а театралы повеселятся на втором кладбище
30.10 в 16:29:42|Общество
0 0

Детская жестокость: уродливое дитя, порожденное обществом
«Одесса архитектурная»: Большая Арнаутская – улица под снос
02.04 в 15:33:42|Архитектура
0 8

«Одесса-архитектурная»: путешествие в мир балконов
18.04 в 23:25:19|Архитектура
0 0

Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество
1 0
Все интервью