«Упражнения в прекрасном»: ненужная история?

31.08.2011 в 21:33:44
Любопытно
1 0

Одесский международный кинофестиваль подарил одесситам массу международных, СНГ-шных и всеукраинских премьер. Премьер тех фильмов, которые уже совсем скоро выйдут в кинопрокат. Осень в Одессе, как обещают продюсеры, пройдет под знаком российского кино: «Анна Каренина» Соловьева, «Беременный» с Дмитрием Дюжевым и, конечно же, «Упражнения в прекрасном» Виктора Шамирова – история о жизни, от актеров и об актерах. Почему и зачем нужны подобные исповеди, попытался выяснить «Репортер».

Скитаясь по конкурсам

Свою фестивальную жизнь лента «Упражнения в прекрасном» начала на знаменитом московском «Кинотавре», продолжила на ОМКФ. Вот что напишет об этой ленте журналист И. Чувиляев:

«Это почти манифест нынешнего фестиваля («Кионтавра» - ред.), в котором его главный месседж чуть ли не произносится вслух по ролям несколько раз. Шамиров аккуратно перенес на экран несколько лет идущий на сцене театра Моссовета спектакль про актеров, отправляющихся в чес по городам и весям. По сути это полнометражная и куда более смешная и остроумная версия монологов, которые Иван Охлобыстин зачитывал на открытии.

В разговорах актеров достается всему современному кино: Михалкову (который, кстати, объявился на показе), восьмерке мейджоров, создателям патриотических блокбастеров, авторам с большой буквы, чьи фильмы не доходят до публики. И при всей своей разговорности – действия тут почти нет – и даже при том, что это почти телеспектакль, фильм действительно обезоруживает. И зубоскалить дальше – хотя бы по поводу Гоши Куценко с белобрысой шевелюрой, который тут играет практически самого себя – не имеет смысла. Да и нет смысла с создателями «Упражнения в прекрасном» соревноваться, можно только цитировать. Чего и вам желаем».

А вот как оценила данную ленту блоггер под ником Hudson_bay:

«Фильм снят по одноименной театральной пьесе, которую тот же Шамиров ставит в театре Моссовета. Герои - актеры театра, отправляющиеся на гастроли в е..ня. Трое мужчин и одна девушка, новенькая, «вместо Цветковой». Ну, и дальше все про гастроли - жуткие гостиницы, глуповатый, но услужливый директор по гастролям, телефонные звонки, суета, водка, провинциальные театры... Получилось такое высказывание представителей профессии о себе. Смешно (в меру), трогательно (тоже в меру). Смеются над всей театральной и киноиндустрией, пропистонивают критиков («Она не женщина, она критик, дать бы ей в морду, чтоб все прыщи осыпались, взять за горло и сказать «как же тебе не стыдно»). Естественно, смеются над собой. В главных ролях Шамиров, Гоша Куценко (который сейчас поет на пляже), Константин Юшкевич (лучший). Девочка хорошая, из Сочи, это ее дебют в кино, Ксения Радченко.

Кино это, конечно, о себе и для себя, шутки для своих… Ну, например, сцена, в которой выпившие актеры друг друга хвалят: «ты лучший в этом спектакле», «ты нереальный, это твой лучший спектакль». Смеялись люди, которые себя узнали. Весь, кинорынок, пришедший на показ, скучал изрядно.

Гоша Куценко - хороший человек, поет прекрасно, но... (вырезано цензурой). И парик у него ужасный».

Одесский вояж

Режиссер и актер Виктор Шамиров в основном работает в театре, в кино он появляется редко: в 2007 году он исполнил роль Нунция, иезуита Лавицкого в фильме Владимира Хотиненко «1612», а в 2009 сыграл у Александра Прошкина в ленте «Чудо». Как кинорежиссер он дебютировал в 2006 году комедией «Дикари». На журналистов в Одессе и лично на меня он произвел впечатление человека честного и в меру открытого, такой, похоже и получилась его лента.

Отзывы о спектакле у московских критиков были неоднозначны: кто-то приходил в неописуемый восторг, кто-то сетовал на наигрыш и неестественность монологов. Что изменилось в фильме по отношению с киноверсией, режиссер рассказал в преддверии фестивальной премьеры.

«Мы поменяли кое-что, но не сильно. Сократили первую сцену, которая идет сорок минут в театре, и это очень тяжело для кино: в купе, в четырех стенах разговор на сорок минут… Сделали из него в киносценарии сцену на шестнадцать минут, что все равно довольно много. Мы рискнули, и мне кажется, это правильно. Плюс, добавили в ленту один день поездки, которого нет в театре. Мне казалось, что для кино не хватает дробности, определенного ритма поездки. Если театр – это все-таки разговоры, то кино – это и разговоры, и движение. И, собственно, это движение мы и добавили.

Спектакль мы завершаем совершенно иначе, чем фильм: мы переодеваемся в исторические костюмы, деремся с Костей на дуэли, даже говорим какие-то стихи безумные… Как будто это кусочек спектакля, который они играли. Этот ход в кино оказался неуместен, и мы были вынуждены сделать все проще. Картина завершается довольно условным ходом.

Справедливости ради надо сказать, что не все актеры перешли из спектакля. На одной роли было двое актеров: Павел Савинков и Владимир Прокошин - я вынужден был выбирать, с этим ничего нельзя было поделать, хотя оба, на мой взгляд, играют по-разному, но одинаково хорошо. И второе: замечательная актриса Аня Островская, которая задействована у нас в театре, играет хорошо, но я решил поискать другую актрису, потому что хотел, чтобы в кино фактура актрисы больше соответствовала персонажу».

Тем не менее, одесская премьера однозначно собрала аншлаг, даже на пресс-показе люди умудрялись наступить на сидящих в проходах. Смех, аплодисменты, восторг – в кулуарах фестиваля фильму прочили если не гран-при, то уж приз зрительских симпатий, так точно. Однако «не так сталося, як гадалося»: «зрительские симпатии» увезли с собой немцы, а жюри ОМКФ в лице Ады Николаевны Роговцевой заявило, что «не до конца поняло, нужно или нет показывать изнанку актерской профессии, поэтому призов фильму не дали».

Жизнь вопреки…

И тут стало неимоверно жалко и скучно, потому что завеяло каким-то «совком». Вспомните «Самоубийцу» Эрдмана: «Вот вы, писатель про литейщиков написали, так пусть вас литейщики и читают», а я курьер и хочу про курьеров читать!». Вот и тут почему-то сработало – про актеров никому, кроме актеров, смотреть неинтересно, думает уважаемое жюри. Однако здесь закрадывается в голову главный вопрос ленты: а о чем же, собственно, фильм? На этот вопрос ответил режиссер Шамиров: «Мы снимали о том, что лучше всего знаем, а лучше всего мы знаем именно актерство. А фильм – фильм о жизни».

И ждать чего-то другого не приходится. Действительно, мы видим жизнь других людей, неимоверно похожую на нашу. Да, она острее, смешнее и трагичнее, чем жизнь клерка или чиновника райсовета, но здесь мы сталкиваемся с другой стороной понятия «рутина». Если для слесаря рутина – это прорывы на рубах, то для актера рутина – это цветы, похмелье и аплодисменты. А самое главное, что за всем этим стоит безграничное одиночество. Ведь актер не интересен как личность, как живой человек, он интересен как образ, как символ, как кукла, в конце концов. А из чего сделан актер на самом деле, это и показывает Шамиров: весело, по-доброму и грустно одновременно. Почему? Да потому что жизнь не бывает монохромной, она сплошь соткана из разноцветных нитей.

Финал, которого не было

Единственный вопрос, который возник у меня в конце ленты: почему фильм заканчивается тем, что актеры вновь одевают костюмы, оказываются в толпе в аэропорту и кланяются? При этом конфликты и актерские образы не разрешены до конца, все, как оказалось, вернулось к началу ленты. Может быть, режиссер хотел подчеркнуть, что жизнь продолжается, актеры все равно одевают костюмы и очередная линия заворачивается в спираль. Может быть, но хотелось бы более жирной точки, хотя Шамиров честно признался, что концовка фильма – «весьма условна».

Но и жизнь наша неоднозначна. Здесь каждый день тысяча «но» и «или». Идеальные планы пишутся на бумаге, но никогда не воплощаются в жизнь. Может быть, этим и прекрасны «Упражнения в прекрасном»?


Читайте также

Хэллоуин: одесские чернокнижники уедут в Николаев, а театралы повеселятся на втором кладбище
30.10 в 16:29:42|Общество
0 0

Одесситы «делают базар» в интернете
06.11 в 10:35:58|Общество
0 0

Детская жестокость: уродливое дитя, порожденное обществом
«Одесса архитектурная»: Большая Арнаутская – улица под снос
02.04 в 15:33:42|Архитектура
0 8

«Одесса-архитектурная»: путешествие в мир балконов
18.04 в 23:25:19|Архитектура
0 0

Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество
1 0
Все интервью