Ильичевский порт - «Жестокие игры» олигархов?

27.06.2011 в 11:54:57
Политика
0 1

Ильичевский морской торговый порт – один из кормильцев региона – оказался в эпицентре тайфуна под названием «Смена власти». Этому процессу была придана максимальная огласка, задействована масса спецэффектов: «Беркут», миллионные хищения и внеплановые проверки. Сегодня СМИ вовсю трубят о бизнес-войне верхушки Партии регионов. Что на самом деле привело к сложившейся ситуации и как смотрит порт в день грядущий? В этом постарался разобраться «Репортер».

«Пресветлое прошлое»

Государственное предприятие, успевшее стать одним из главных доноров не только Одесской области, но и всего юга Украины, оно всегда было привлекательно для представителей крупного капитала. Поэтому все коллизии, в которые порт попал в последнее время, скорее закономерны, нежели неожиданны. Тем более, что перетрубации начались отнюдь не сейчас, в июне 2011, а хмурой зимой 2010 года…


«Каждая новая метла метет под себя…»

Выборы Президента-2010 ознаменовали начало новой политико-экономической эпохи в жизни страны в целом и в жизни Ильичевского порта в частности. Нам удалось пообщаться с человеком, приближенным к руководству порта. Именно он рассказал нам о «вчера, сегодня и завтра ИМТП».

С 2006 по 2010 годы начальником порта был Геннадий Скворцов, и то время можно смело называть временем стабильности и процветания предприятия. «Однако сразу после избрания Президента Януковича Скворцов был снят, и «к рулю» был поставлен «регионал» Константин Лавриненко. Человек, не имевший опыта управления государственными предприятиями, но имевший опыт управления предприятиями частными», - отмечает наш источник.

Руководствуясь личным опытом, К. Лавриненко стал подходить к порту как частник. А ведь у частника одна главная задача – повышение прибыли.

«Вместо того, чтобы повышать грузопереработку, он решил заняться оптимизацией коллектива. В первую очередь, были сокращены работающие пенсионеры – более 800 человек из 8200 работников порта! Во-вторых, он ликвидировал премии, составлявшие значительную часть доходов работников порта, - делится с нами социальной составляющей «новой метлы» наш источник. – В результате, средние выплаты на предприятии (с учетом премии) упали на 700 гривень. Более того, в планах предыдущего руководства было сокращение еще 1,5 – 2 тысяч человек».

При этом грузопереработка все так же не увеличивается. Таким образом, городской бюджет Ильичевска, куда попадает большая часть отчислений зарплат портовиков, ежемесячно терял более миллиона гривень.


Коллективное трудовое… молчание

Здесь сразу необходимо сделать четкое разграничение между частными и государственными предприятиями. Задачу ЧП мы очертили четко – прибыль и, по возможности, сверхприбыль. Главная же задача ГП в корне другая – продолжение работы отрасли.

Кроме того, наиболее важным моментом для работников государственного предприятия является заключение коллективного трудового договора, нормами которого должен руководствоваться директор предприятия. Таким образом, подменяя задачи, К. Лавриненко переступает «святая святых украинской демократии в трудовом законодательстве».

В этом случае первым на защиту работников порта должен стать профсоюз. «Между тем, профсоюз работников ИМТП никак не реагировал на происходящее, игнорировали ситуацию и вышестоящие ведомственные профсоюзы. Председатель профсоюза ИМТП Сергей Брызгалов написал возмущенное письмо Президенту и Премьер-министру, в котором подробно изложил ситуацию в порту. Заметьте, в начале мая, спустя полгода после завершения всех «трудовых репрессий», а не сразу, как это было необходимо», - отметил наш источник.

К вящему бюрократическому удивлению реакция властей последовала незамедлительно.

Ситуацией в ИМТП занялась ОГА. В частности, порт посетила вице-губернатор Наталья Чегодарь. Было решено, что в дальнейшей своей деятельности руководство порта будет придерживаться норм коллективного договора, заключенного еще в 2009 году. На первый взгляд, ситуация была решена, однако только на первый взгляд…


«Маски-шоу» и бравый и.о.

Перед описанием последующих событий следует отметить интересную деталь: Константин Лавриненко – депутат облсовета от Партии регионов, его заместитель по финансам Еременко – тоже.

А дальше – буквально вести с фронта:

«14 июня Константин Лавриненко уволен с должности начальника ИМТП»

«14 июня Александр Григорашенко назначен и. о. начальника ИМТП»

«Сотрудники милиции задержали более 30 работников Ильичевского морского торгового порта (Одесская область) за препятствование приступлению Александра Григорашенко к должности исполняющего обязанности начальника порта»

«Как выяснилось, указание не допускать дал сам К. Лавриненко, депутат Одесского облсовета. Потом В. Севрюкова в здание пустили, а А. Григорашенко остался на улице. Позднее киевская делегация обратилась в правоохранительные органы», - отметил представитель порта.

На место прибыл милицейский отряд спецподразделения «Беркут», бойцы которого штурмом взяли здание. При этом и были задержаны около 30 сотрудников порта.

Источник уточнил, что во время штурма в здании были разбиты оконные стекла.

Новый руководитель порта попал в здание только около 17:00, после чего началось представление А. Григорашенко коллективу.


«Суровое настоящее» языком цифр

Первая весточка о том, что Ильичевский порт на грани коллапса появились в ОГА как раз в мае. Начальник облуправления экономики Олег Муратов заявил, что импорт в Украину через порты Одесщины снизился на 8%, а экспорт — на 2%. И только благодаря возрастающим транзитным грузопотокам портам региона удалось нарастить объем грузооборота на 1,6% по сравнению с минувшим годом.

При этом О. Муратов отметил, что основную ответственность за проблему несет Ильичевский порт, чья продуктивность существенно снизилась. Кроме того, на предприятии, где работает 6 тысяч человек, «урезали» зарплату в среднем на 700 грн.

Фактически сразу после увольнения Лавриненко пресс-служба Мининфраструктуры опубликует первые результаты проверки ИМТП. В заявлении ведомства, в частности, говорится: «В I квартале объем переработки грузов уменьшился на 14% – по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. План получения дохода от реализации продукции в IV квартале 2010-го выполнен на 12,5%, а в I квартале 2011 года – на 15%.

Под руководством К. Лавриненко чистой прибыли портом получено почти вполовину меньше, чем запланировано. Капитальные инвестиции за указанные периоды осуществлялись в объеме 8 – 15% плановых показателей. Таким образом, в I квартале 2011-го предприятие потеряло более 600 тыс. т грузооборота (по сравнению с I кварталом 2010 года) и свыше 24,2 млн грн чистой прибыли».

Резюмируя детали, пресс-служба заявляет: «Это свидетельствует о невыполнении К. Лавриненко условий заключенного с ним контракта и является законным основанием для увольнения».

При этом в СМИ появилась информация, что уволенного руководителя обвинили не только в снижении производственных показателей порта, но и в утрате контейнерных грузопотоков в пользу соседнего частного порта — Ильичевского рыбного.

Владельцем этого порта называют Игоря Коломойского (в начале года две мировые контейнерные линии, Maersk и ZIM, перевелись на обслуживание из государственного в частный порт). С учетом того, что до прихода в Ильичевский порт Константин Лавриненко возглавлял порт Игоря Коломойского, теперь это дало основания подозревать его в лоббировании интересов частной структуры.

Более того, Бывший начальник Ильичевского порта Константин Лавриненко вопреки законодательству, без проведения тендерных процедур и при отсутствии законных оснований перечислил в пользу частной компании 80 млн грн из государственных средств, заявляет Мининфраструктуры. А затем появилась информация, о том, что опальный директор и вовсе бежал из страны.

«Туманное будущее»

«15 июня все узнают, что новым начальником ИМТП назначен Александр Григорашенко. Он пообещал на встрече с трудовым коллективом придерживаться социальных обязательств и способствовать увеличению перевалки грузов через порт. Оба эти пункта не могут быть выполнены», - отмечает наш источник.

Что касается социальной сферы – в планах нового руководства передача соответствующей инфраструктуры (детских садов, профилакториев, пионерского лагеря) на баланс профсоюзов либо Ильичевского горсовета.

Таким образом, порт лишается важной статьи расходов, снова залезая в карман своим работникам, потому что теперь им придется оплачивать услуги указанных заведений за свой счет и в полной мере.

А что касается возможности увеличивать грузопотоки… Возможности подобного повышения зависят не от руководителя порта, а от транспортной политики страны.

На сегодняшний день в портах Одесской области сложилась сложная ситуация в связи с тем, что внутренние потоки изменили свое направление, а иностранные идут в обход Украины. Все большая часть металла экспортируется через Мариуполь и Севастополь (из-за географической близости к Донбасу).

Экспортные же потоки из России и Казахстана отправляются в Новороссийск, Санкт-Петербург и порты Прибалтики.

Последние выигрывают благодаря тому, что руководство балтийских стран приняло так называемую «комплексную ставку транзита», когда перевозчик при въезде в страну сразу оплачивает всю стоимость перевозки. У нас же нужно по отдельности платить за железную дорогу, автомобильную транспортировку, отдельно - в портах, на таможне и прочих сопутствующих инстанциях. Привлечь иностранных перевозчиков в таких условиях очень сложно.

В свете подобных тенденций напрашивается простой и безапелляционный вопрос: ЗАЧЕМ надо было менять начальника, если ситуация к лучшему в корне не меняется?

По информации, имеющейся у нашего источника, весь шум, поднятый вокруг ИМТП, связан с бизнес-разборками в самой партии власти. «А именно: Лавриненко лоббировал Игорь Коломойский. В это же время нынешний начальник Григорашенко – ставленник Рината Ахметова. Для олигархов, занимающихся экспортом, ИМТП очень интересен», - подчеркивает источник.

Вызывает вопросы и поведение председателя профсоюза ИМТП Брызгалова, который слишком долго собирался с письмом.

По данным нашего источника, Брызгалов не является самостоятельной фигурой и не склонен к решительным действиям для защиты прав трудового коллектива. Поэтому источник предполагает, что вся эта ситуация была разыграна, чтобы передать ИМТП от одного олигарха к другому.

Между тем, права работников порта попраны. Права жителей Одесской области – попраны в экономическом плане, поскольку Ильичевский порт – одно из бюджетообразующих предприятий. Попран и имидж нашего государства – подобные волнения, разоблачения и обвинения не способствуют налаживанию благоприятного инвестиционного климата нашего региона. Таким образом, попран и имидж губернатора Матвийчука, ратующего за увеличение инвестиций в Одесскую область.

И открытым остается главный вопрос: задумывались ли обладатели заоблачных капиталов о судьбах простых жителей города, области и страны, когда затеяли передел последних лакомых кусочков пирога под названием «Украина»?


Ильичевский морской торговый порт — один из самых «молодых» на Черном море. (И, если быть объективными, один из пяти крупнейших портов Украины – ред.). Строился в советское время с конца 1950-х (закончен в 1960-х) годов в основном для морского товарооборота со странами социализма. Погрузочно-разгрузочные комплексы порта, состоящие из 28 причалов общей длиной 5500 метров, оснащены современным перегрузочным оборудованием, включая портальные краны грузоподъемностью от 5 до 40 тонн, тягачи, автомобильные краны и др. В состав порта входит вспомогательный флот, включающий буксиры, плавучие краны грузоподъемностью до 300 тонн, танкеры-бункеровщики, плавучий зерноперегрузчик, лоцманские катера, нефтемусороуборочные и другие плавсредства. Порт имеет возможность перегружать в год до 20 миллионов тонн грузов, основную часть которых составляет разнообразная металлопродукция, контейнеры, автомобили, тарно-штучные грузы, тяжеловесное оборудование, минеральные удобрения, зерно, растительные масла, технические жидкости.


Читайте также

Матвийчук, который не сдается
19.06 в 10:03:44|Экономика
0 19

Цепные псы Матвийчука
22.06 в 17:15:00|Политика
0 14

Игры в Китай
24.06 в 17:22:46|Экономика
0 0

Одесские мажоры: Хроника безнаказанности
Хроники-2011 в Одессе: Лихие 90-е и кромешный передел

Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество
1 0
Все интервью