Открытие ОМКФ-2015: экспромт великого композитора, триумф Саакашвили и нереальная «Реальность»

11.07.2015 в 14:22:45
Культура
32 0

Одесский международный кинофестиваль стартовал в шестой раз в самом сердце Южной Пальмиры. Организаторы сетовали на невысокое финансирование, кинематографисты признавались в любви к Одессе, однако самое незабываемое – это та атмосфера, благодаря которой одесситы валят на фестивальное кино во время ОМКФ буквально без разбору.

Открытие ОМКФ-2015: экспромт великого композитора, триумф Саакашвили и нереальная «Реальность»

Атмосфера сопричастности искусству, атмосфера эмоций позитивных, не замешанных на курсе доллара и внешней агрессии. Люди настолько устали от всего абсурда, происходящего вокруг, что с удовольствием бегут в чарующий мир, где остаются один на один с кинопроектором. Тем изысканнее и тоньше в сегодняшней социально-экономической ситуации смотрится фильм-открытие «Реальность» французского режиссера Квентина Дюпье.

Президент ОМКФ Виктория Тигипко в ходе пресс-брифинга старта ОМКФ днем и на церемонии открытия кинофестиваля вечером сетовала на отсутствие поддержки кинофестиваля в целом со стороны государства. И если в прошлом году речь шла о том, что в Каннах около половины затрат компенсирует организаторам государство, то в этом году она оценила экономический эффект от кинофестиваля.

«Фестиваль - это  синергия культуры и туризма, и все это в Одессе есть. Мы вносим большую лепту в экономику области и страны. В пример хочется привести фестиваль «Санденс» в Парк-Сити, где всего лишь за 10 дней маленький горнолыжный городок получает прибыль в 87 млн долларов, а каждый турист оставляет там около 1400 долларов, при этом более 7 млн налогов идет в бюджет штата Юта и города. Мы оперируем несколько другими цифрами, но я думаю, что эффект ОМКФ исчисляется сотнями миллионов гривень», - сообщила президент фестиваля.

«Если посчитать минимальные затраты туриста, который приехал на эти 8-10  дней на Одесский кинофестиваль, то это около 2,5 гривень с каждого из более чем 100 тысяч гостей. Мы можем посчитать тот объем живых денег, которые вольются в экономику нашего города», - подчеркнула в ходе пресс-конференции советник одесского городского головы Елена Павлова.

При этом Виктория Тигипко заявила, что приоритетом ОМКФ является развитие украинского кинематографа. Долг государства перед украинскими кинематографистами, по ее словам, на данный момент составляет 120 млн гривень: «Надо выходить из состояния ступора, если мы хотим, чтобы в прокате был не 1% или 1,5% украинских фильмов, а больше, то государство должно финансировало более 50% снимаемых фильмов в стране ежегодно, от 30 и больше. И тогда прокат будет исчисляться десятками процентов. В этом же году и одного процента не будет, потому что государственное финансирование прекращено», - посетовала президент фестиваля.

К слову, СМИ уже озвучили более чем скромные цифры бюджета фестиваля в этом году – общая сумма затрат составляет около 8 миллионов гривень, из которых Госкино выделило… 90 тысяч, а городской бюджет впервые с 2010 года сразу миллион. Для сравнения – несколько лет с начала фестиваля бюджет кинофорума составлял пять миллионов евро, так что в данный момент бюджет сократился примерно в 20 (!) раз, однако внешне зритель перемен не заметил, этом можно сказать с уверенностью.

Церемония открытия кинофестиваля традиционно прошла в фестивальном дворе кинофестиваля – академическом театре музкомедии. Ведущим красной дорожки и церемонии открытия стал Олег Панюта, ведущий телеканала «Украина». Маша Ефросинина, несколько раз открывавшая ОМКФ, в этот раз лишь прошла по красной дорожке, а компанию ведущему составила его коллега Ольга Бутко.

Зрители заполонили площадь перед театром и бурно реагировали на одесских звезд – Бориса Барского, Георгия Делиева, Юрия Кузнецова и многих других. Однако истинным триумфатором в зале и за его пределами стал губернатор Михеил Саакашвили, появившийся в компании сына и супруги. К слову, его речь напоминала мастер-класс для местных политиков по работе с публичными выступлениями.

Началась церемония с видеонарезки работ и цитат великих режиссеров всех времен и народов, затем на сцену начали подниматься почетные гости. Вице-премьер-министр-министр культуры Вячеслав Кириленко приехал на открытие форума и отметил, что в Одессе «чудесный губернатор, чудесный ОМКФ».

«Хорошо, что целую неделю люди будут получать позитивные эмоции, сегодня среди негтивных эмоций необходима эстетика Одессы и одесского ландшафта. Благодарю всех организаторов, красота победит», - отметил вице-премьер. 

Михеила Саакашвили встретили громогласными аплодисментами, которыми нагродили еще одного лишь человека за этот вечер – обладателя первого традиционного «Золотого Дюка». Мне, право, неловко за эти аплодисменты, и на красном ковре, и здесь. Немножко непривычно сегодня, ведь я только от галстука начал отвыкать. Я как будто родился тут, в Одессе или Одесской области. Я расскажу одну историю, хотя я ее уже и рассказывал: на Приморском бульваре была группа туристов польских, им рассказывали о том, что Дюк - это губернатор одесский,  достопримечательность, а на меня показал экскурсовод и сказал: «А вот дежурная достопримечательность. Я благодарю искренне Викторию и Сергея Тигипко, которые делают все для культуры тогда, когда до этого никому нет дела. Этот исключительный город хотели убить, но это город-праздник, ОМКФ – тоже праздник, а когда соединяются два праздника -  значит нас не убить», - отметил М. Саакашвили.

Геннадий Труханов записал видеообращение к участниками и организаторам, поскольку сам он находится в Регенсбурге, где отдыхают дети из зоны АТО.  «Мы показали всему миру, что Одесса - спокойный и безопасный город». 

«Проводить фестиваль нам год от года становится и проще, и сложнее одновременно. Проще, потому что высокое реноме фестиваля начинает работать на нас, а сложнее — потому что страна переживает военный, экономический и культурный кризис. Но у нас нет сомнений: культурные события такого масштаба как ОМКФ должны быть, и не может быть никаких оправданий для пренебрежения культурным сектором. Потому что государство, которое не поддерживает культуру, так же обречено, как и государство, которое не развивает свою экономику» — отметила президент Одесского международного кинофестиваля Виктория Тигипко.

Почетный Золотой Дюк за вклад в киноискусство из рук Виктории Тигипко получил британский композитор, автор музыки к фильмам Питера Гринуэя и Майкла Уинтерботтома — почетный гость ОМКФ Майкл Найман. Майкл Найман, еще в ходе пресс-конференции поделившийся восторгом от того, что сможет пройти по локациям легендарных фильмов в нашем городе, поблагодарил за награду и, расчувствовавшись, исполнил несколько своих композиций, в том числе известный саундтрек к фильму «Пианино» Джейн Кампион.

Ведущие вечера Олег Панюта и Ольга Бутко представили жюри международной конкурсной программы: главу — французского режиссера и сценариста, Каннского призера, француженку Жанн Лабрюн, сербского кинематографиста, лауреата Берлинале Срджана Драгоевича, украинского документалиста, снявшего более 50 картин, Сергея Буковского, президента польской киноакадемии, продюсера Дариуша Яблонски и титулованного литовского режиссера Шарунаса Бартаса

За награды международного конкурса традиционно поборются 12 картин, две из которых — украинского производства. В национальной конкурсной программе представлено 24 фильма: 6 полнометражных и 18 короткометражных лент.

Фильм открытия «Реальность» авторства Квентина Дюпье представил французский продюсер, директор продюсерской компании Chasse à Courts Мартин Гондре.

Квентин Дюпье родился в 1974. В возрасте 12 лет он нашёл камеру и стал фотографировать всё, что видел. Вскоре для его изображений пришлось создавать свою музыку, и он стал известным на весь мир ди-джеем по прозвищу Mr. Oizo. Его прославившиеся фильмы «Шина» и «Неправильно» были представлены на Пьяцца Гранде в Локарно.

Джейсон, тихий оператор, мечтает снять свой первый фильм ужасов. Боб Маршал, зажиточный продюсер, соглашается профинансировать его ленту при одном условии: у Джейсона есть 48 часов, чтобы отыскать идеальный вопль в истории кино. В процессе поиска Джейсон понемногу погружается в настоящий кошмар.

Первое впечатление, которое производит фильм – банальная французская комедия на новый лад. Однако режиссеру удается погрузить нас целиком и полностью в сюрреалистический мир раздвоения личности главного героя, и, чем черт не шутит – всех людей, окружающих его. Чего стоит героиня – маленькая девочка, которая склеивает разбившиеся осколки искореженного сознания Джейсона (его сыграл неподражаемый Ален Шаба, исполнивший роль Цезаря во второй части французской франшизы об Астериксе и Обеликсе) в единый, беспробудный кошмар. И именно в тот момент, когда зритель уже ожидает того, что герой осознал свою одержимость и готов принять лечение, как мы осознаем, что мы всего лишь в новом витке всеобщего кошмара.

Словом, галерея персонажей еще та: директор школы, тайком одевающий женскую одежду; тихая ученица, пытающяся выяснить, что же записано на кассете, найденной внутри у дикого кабана; телеведущий в костюме крысы, страдающий от мифической экземы; продюсер, вечно ищущий идеальный кадр; режиссер, добивающийся абсолютного саспенса, и до боли напоминающий самого автора картины; наконец, главный герой, разыскивающий для своего фильма идеальный крик. Каждый из этих персонажей потрясающе погружен в свою реальность, однако режиссер мастерски сбивает своих героев и всех зрителей в придачу с толку с мастерством любителя боулинга, выбивающего страйк за страйком.

Саспенс, о котором говорит один из героев, достигается самим режиссером, в тот момент, когда мы окончательно теряем нить повествования. Детали сплетаются и переплетаются, объединяются самым немыслимым образом, абсолютно не придерживаясь киношных клише. Чего стоит ружье, которое не выстрелит? Или имя героини Реалити? Или тот сладостный момент, когда ты понимешь, что тебя обманули, и ты этому рад?

Словом, перед нами – рефлексия на современный мир, где начинают стираться грани между реальностью и вымыслом, между виртуальным и реальным миром. Особо актуален фильм для нашего общества, ведь многие, очень многие люди сегодня не понимают – это реальность или затянувшийся кошмар. Таковы настроения во всех уголках планеты, о чем свидетельствует мрачный, на первый взгляд, аккорд во всех фильмах конкурсной программы нынешнего года. А вывод автор дает один – кошмары заканчиваются, и их можно выбросить в мусорный бк, как просмотренную из брюха кабана кассету. Поэтому несмотря на весь глубокий сюрреализм, режиссер оставляет нас наедине с надеждой, чего и нам всем желаю с большим удовольствием!


Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Читайте также

Одесситы за общенародное избрание президента - владимир куренной
16.12 в 14:25:47|Общество
0 0

Услуги по содержанию жилых домов будут оказывать предприятия, которые победят в конкурсе
16.12 в 12:24:05|Общество
0 0

Мать признала себя виновной в покушении на умышленное убийство своего новорожденного ребенка
18.12 в 16:18:35|Общество
0 0

ДЕЗы обязаны заключать договоры с жильцами
16.12 в 12:28:06|Общество
0 0

Посол помогает бороться с контрабандой
19.12 в 14:16:33|Общество
0 0

Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество
1 0
Все интервью