Александр Митта: У российского кино не менее печальная судьба, чем у украинского

19.09.2011 в 19:29:06|Любопытно
1 3
Александр Митта: У российского кино не менее печальная судьба, чем у украинского

Искусство – это вообще зона вашего личного порядка в мире хаоса. А. Митта.

- Чего Вы ожидаете от любого фестиваля?

- Чего я жду от любого фестиваля? Хорошо провести время. От кинофестиваля – увидеть хорошие фильмы, познакомиться с новыми людьми, восстановить контакты со старыми приятелями, потому что по жизни никого не видишь, а на фестивале – сразу всех. Кроме того, Одесса для меня не чуждый город, я тут и снимал, и много друзей у меня тут, правда, первые все уже уехали, но город остался. Я вспоминаю свои молодые годы и с удовольствием отмечаю, что город становится все лучше и лучше, по крайней мере, на взгляд приезжего.

- На ОМКФ работала сценарная мастерская, Вы читали там мастер-классы. Как Вы относитесь к подобному обмену идей, и в целом к Летней киношколе в палаточном городке? По-моему, это ноу-хау, по крайней мере, на постсоветском пространстве?

- Идея прекрасная, потому что европейцы обычно все лето проводят в различных киношколах, а для России – это свежая идея. Я 10 лет преподавал в Германии, и каждое лето у каждого студента заполнено именно такими курсами, и они проходят по 12-15 таких курсов. Это существенно расширяет их горизонты и поднимает профессиональный уровень. Очень хорошо, что это пришло в Украину – это очень важно и очень серьезно.

А что до особенностей – представьте себе консерваторию, где два года над школяром преподаватель разбирает каждую ноту, каждый пассаж поправляет. То это действительно преподавание. А когда он приезжает на мастер-класс, где 3-5 уроков, то такого тщательного преподавания уже не будет, но тут важно, что они могут общаться между собой, что они могут обсуждать то, что сказал преподаватель. Важно то, что на короткое время приезжают педагоги, которые не могут приехать надолго преподавать. Скажем в США – там каждый коммерчески успешный режиссер считает своим долгом провести 2-3 недели в киношколе и поделиться с остальными своим опытом. А те, кто не имеет успеха на кинорынке, его и близко не подпускают к студентам. Это тоже очень важно, потому что если тебе преподает человек, который 20-30 лет не имел успеха на рынке, то чему он учит? Как быть неуспешным? У них нет принципиальной связи с индустрией, возможностей агрессивно утверждать идеи в рабочем пространстве и так далее. В общем и целом, Летняя киношкола – очень важный этап в жизни любого сценариста и режиссера.

- А обратная связь – что Вы можете почерпнуть для себя в процессе мастер-класса?

- Вы знаете, мы вместе с одним моим приятелем-немцем преподавали в Германии, и он мне сказал: «По-моему, мы самые усердные студенты в этой школе». Я учусь так же, как они, поэтом мне это интересно. Если бы не было этих курсов, то у меня не хватило бы ни сил, ни терпения сосредоточиться на каких-то важных вещах и как-то возобновить их, а тут…

- Назовите десять заповедей Митты – сценариста и режиссера.

-Десять - это много и слишком серьезно, но, может быть, три-четыре.

Первое, чтобы это было кино с внятными идеями, которые хоть как-то освещают путь в хаосе жизни. Нет, ни в коем случае не хочется никого чему-то учить или кого-то переделывать, а просто нести какие-то нравственные ценности. Мне кажется, что все снятые мною картины как-то с этим связаны.

Второе – это то удовольствие, которое мы получаем от кино. Чтобы наша фантазия, претворенная в жизнь, была похожа на жизнь. В этом задача-то режиссера и состоит: сценарий вроде бы написан, причем тобою написан, а дальше – сделай так, чтобы это было максимально приближено к реальности жизни. Это трудно, но именно это мне доставляет удовольствие.

А третье – когда картина кончится, чтобы люди вспоминали о тебе с благодарностью, по-моему, по большей части, мне это удается. Это значит, что актеры получают хорошую работу, операторы получают серьезную работу, если я не сам написал сценарий, то драматурги довольны тем, как реализованы их замыслы, и зрители получают картину, на которой им сидеть нескучно, а иногда даже полезно.

- Какое кино Вы предпочитаете и как оцениваете современные ленты?

- Я предпочитаю кино, с которого не хочется уйти. Это я как режиссер mainstream'а говорю (смеется – авт.). Я люблю фильмы, которые позволяют по-новому посмотреть на жизнь, и в итоге оказывается, что именно они – твои любимее. Они обогащают твое видение жизни. Соединение этих двух направлений и позволяет говорить, что та или иная картина относится к жанру арт- main stream, не до конца арт-хаус, потому что ты можешь до финала посмотреть фильм и с удовольствием вспоминать проведенное время.

- Какой Ваш самый любимый собственный фильм?

- Мои фильмы, извиняюсь, все любимые, но все-таки самая любимая работа – «Гори, гори, моя звезда», потому что она наиболее принципиальная, это не столько фильм, сколько кинематографическое изложение принципов для развития российского кино. Я попытался объединить там идеи Ейзенштейна о принципах визуального кино и монтажа аттракционного и идеи Станиславского о реалистическом методе изложения человеческих чувств и страстей. Этот метод мне кажется наиболее удачным, и сейчас он укоренился. Коме того, это картина, которую топтали, которую запретили, запретили даже выезд – самая странная репрессия, которая может быть против картины. Таким образом, она не добрала не то, что своей популярности и славы, а просто своей известности и влияния.

Но ничего, как-то сорок лет я прожил с этим, а теперь опомнился и начал снимать картину, которую должен был снимать сразу после нее. Она примерно о том же периоде развития российской визуальной культуры - о 20-х годах минувшего века. Я придумал картину о двух гениях русской живописи – Марке Шагале и Казимире Малевиче. И о том, как эти два маньяка дружили, враждовали, но при этом, в общем-то, делали одно общее дело. Я придумал эту историю и получил финансирование – не государственное, а частное, и сейчас приступаю к съемкам.

- Судьба украинского кино сегодня весьма печальна, и все-таки как Вы оцениваете его «сегодня» и «завтра», а также в сравнении с российским кинематографом?

- У российского кино, по-моему, не менее печальная судьба, чем у украинского. Просто в российское кино до последнего времени всякого рода богатые люди стряхивали деньги, а сейчас уже перестали, и, слава Богу, ничего уже не возвращается.

А в кино происходят сейчас совершенно революционные процессы. Раньше главными были съемки – аппаратура, сведение звука – а сейчас это дешевеет с невероятной силой: каждый год на два-три порядка. Еще два-три года, и иметь камеру, которой можно будет снимать кино, будет так же просто, как иметь авторучку. Главными останутся два остальных процесса – процесс написания сценария (основной, на мой взгляд, в кино) и процесс монтажа – это снятое как-то форматируется и переходит в кинематографическую форму. Вот на этих двух этапах надо сосредоточиться, и люди должны понимать, что такое хороший сценарий, как он может с максимальной плотностью выразить ваши идеи, понимать, как этот необъятный съемочный материал превратить в кинофильм. Это абсолютно революционизирует ситуацию: не нужна никакая студия, не нужна никакая аппаратная, поставил компьютер, хорошую монтажную систему и работай!

- Хорошо ли это?

- Это просто происходит и приходится с этим считаться! По-моему, хорошо.

- Ваши пожелания начинающим сценаристам…

- Совет простой: сценарий не пишут, сценарий переписывают. Если у вас нет энергии, творческих идей, желания и воли переписать сценарий 4-5 раз так, чтобы ваши идеи все время концентрировались и приобретали все более яркое звучание, - считайте, что дело гиблое. Всегда каждому автору нравится то, что он пишет, без этого нельзя, писать – это удовольствие и большая радость. Но, когда ты написал, у тебя должен быть трезвый критический взгляд на то, что ты сделал, и понимание того, как это можно усилить. Американцы, по крайней мере, те, которые делают кино для большого, интеллигентного рынка, представляющих себя не на рядовых фестивалях, они считают, что у сценария, написанного меньше, чем за полгода и не переписанного 5-6 раз, нет шансов. Так работают профессионалы. А в России говорят: «Я за 2 недели написал!». Так он и проживет два дня.


Читайте также

Александр Славский: Забор – тоже СМИ
Александр Славский: Забор – тоже СМИ

Свобода слова… О том, что свободе слова наступают на горло, одесситы знают не понаслышке: чего только стоит демонстративное выселение ставшей оппозиционной телекомпании «Круг».

27.05 в 17:51:02|Политика
0 0
Анатолий Дымчук: Если политик не выполнил своих обещаний - пусть идет на кислород!
Анатолий Дымчук: Если политик не выполнил своих обещаний - пусть идет на кислород!

Кандидат в депутаты Одесского городского совета от Партии промышленников и предпринимателей Украины (ПППУ), галерист, предприниматель Анатолий Дымчук рассказал «Репортеру» о своих планах на будущее.

29.10 в 17:53:57|Политика
0 1
Сергей Мирзоев: Лозунг борьбы с фальсификациями - элемент политтехнологии
Сергей Мирзоев: Лозунг борьбы с фальсификациями - элемент политтехнологии

В ходе проведения в стране местных выборов в Одессу было направлено наибольшее количество международных наблюдателей.

02.11 в 18:00:12|Политика
0 0
Дилан Нельсон: чтобы сделать киноисторию захватывающей, необходим конфликт
Дилан Нельсон: чтобы сделать киноисторию захватывающей, необходим конфликт

В дни фестиваля нового документального американского кино «Репортер» побывал на мастер-классе американского режиссера и продюсера Дилан Нельсон, а также узнал, чем процесс волеизъявления в Соединенных Штатах Америки отличается от нашего, почему документальные фильмы считаются скучными и какими должны быть киноистории, чтобы захватывать внимание зрителей.

05.11 в 12:39:03|Общество
0 0

Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество
1 0
Все интервью