Иржи Менцель - один из первых и самых значимых представителей чешской «новой волны» наряду с Милошем Форманом. В Одессе он представил черную комедию «Поезда под пристальным наблюдением» - картину, которая получила в 1968 году «Оскар» как лучший иностранный фильм. На ОМКФ Менцель пообщался с Репортером о режиссуре и реальном состоянии кино.
- Вы долгое время были под запретом на родине. Ваши фильмы не были доступны широкому зрителю. Есть мнение, что фильм теряет свою актуальность спустя пять лет после выпуска. Какова судьба ваших лент?
- Это так, но не касается всех фильмов. Я могу до сих пор смотреть фильм «Гражданин Кейн» или «Сережка» - это прекрасные фильмы. То же самое касается литературы: есть книги, которые можно и нужно перечитывать.
- Была ли работа, которой вам запретили заниматься из-за цензуры?
- Я никогда не состоял в коммунистической партии, и поэтому мне не дали снимать «Три орешка для Золушки». Сценарий писали для меня, но передали его «товарищам». Поэтому я не могу вспоминать об этом фильме с радостью. Сказки - едва ли не единственное, что в кинематографическом плане связывает Чехию и Украину. У нас все знают «Морозко», у вас – те самые «Три орешка для Золушки». Всему виной – привычка зрителей смотреть не всегда качественное американское кино. Увы, в Украине и Чехии мало знают фильмы друг друга. Нужно просто снимать не дешевым путем и с дешевыми мыслями, а уважать зрителя.
- Что вас поддерживало и вдохновляло как художника в эти трудные годы?
- Я не люблю слово «художник». Я обыкновенный ремесленник, я создаю фильмы. Я кинематографист, который делает фильмы не только так, как он чувствует, но и так, как ему это позволено. Идея создания фильма – не политическая. Иногда в этом можно рассматривать политику, потому что если вы искренние, а режим это не приветствует, то вам все равно удается донести свою искренность. Это очень важно.
- Может, потому, что ваши сюжеты – это истории людей, через призму которых мы рассматриваем время, общество и процессы, которые в нем происходят?
- Нет, я не это имел в виду. Прежде всего, я хотел сказать, что все, что я делал, я делал на заказ. Так же, как и Микеланджело расписывал стены на заказ. Я, конечно, не хочу сравнивать себя с Микеланджело, но все то «правильное» искусство делается, прежде всего, на заказ. Для кого-то. И я хочу это делать как можно лучше. Так, как я это умею. Разумеется, в этом процессе проецируется моя личность. Если бы я делал то, чего во мне нет, я бы не был искренним.
- В таком случае, какой фильм хотел бы снять Иржи Менцель для себя?
- Если о себе – фильм ужасов. Если же говорить о моих желаниях, я не имею права на это. Это стоит очень дорого, я не могу даже решиться на мысль: «Я хочу снять этот фильм!» Таких фильмов очень много. Ведь нужно же иметь своего зрителя.
- Вы говорите о жизни серьезно или с юмором?
- Гораздо больше об истории Америки я узнал благодаря комедиям Чарли Чаплина, нежели по серьезным картинам. Автор, у которого смотреть на мир правильным комедийным взглядом учился я сам, – чешский писатель Богумил Грабал, автор сценария картины «Поезда под пристальным наблюдением».
- То есть, радость преодолевает время в отличие о грусти?
- Испытание временем проходят лишь комедийные, сатирические книги и фильмы. Те же произведения, которые претендовали на серьезность и глубину, с годами кажутся претенциозными. Речь, конечно, идет о старинном гротеске, итальянских комедиях, работах Вуди Аллена. Когда кто-то падает или бросает вульгарную фразу – это дешево, это не юмор. Ирония должна нести просветление.
- А есть ли сюжет, к которому вам хотелось бы обратиться?
- Не знаю, наверное, есть. Если бы я об этом знал, я бы, наверное, это уже создал. Либо кто-то мог предложить мне его и гарантировать, что под него появятся деньги.
- Существует ли, по вашему мнению, кризис в кино?
- Не знаю.
- А как же техническое совершенство, которое позволяет снимать каждому?
- Но кино не сможет снимать каждый глупец. Сегодня любой дурак может делать фильм, а главное, что фильмы создаются без ответственности. Нет ответственности за то, что произойдет в головах зрителей после просмотра фильма. Картины о насилии, вульгарности, о сексе. По сути, это гонка за успехом, и цена ей – испорченный вкус публики.
- На что ориентироваться молодым режиссерам, которые хотят достичь ваших высот?
- Это вопрос ответственности. Речь не идет о том, чтобы просто сделать фильм, чтобы было что-то, с чем ездить по фестивалям. Речь о том, чтобы возвести мост между создателем фильма и зрителем. Если человек не имеет четкого представления о том, для кого он делает фильм, он делает его для себя, а это очень плохо.
Главное преимущество широкой известности в том, что, когда за обедом твои соседи скучают, они думают, что это их вина.
Кинофестиваль в Одессе становится мощной площадкой для отечественного кино.
Таранитно приедет на ОМКФ! Если это и неподтвержденная информация, то, судя по количеству упоминаний на ОМКФ-2012, он должен быть если не в почетных гостях, то в конкурсной программе, так уж точно.
Кино не умрет, пока в кинотеатрах будет темно. Сэмюэл Голдвин Актер не профессия, а диагноз.
Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!
Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.
Все интервью