Территориальная реформа в Одесской области: чего ждать жителям сел

28.05.2015 в 14:25:21
Общество
1 0

Одесский областной совет 29 мая рассмотрит перспективный план формирования территорий громад области. Согласно плану, в регионе будет насчитываться свыше 70 громад.

«Пока их 72. Над созданием плана работали сотрудники облгосадминистрации и представители органов власти на местах. Скорее всего, громад будет больше, все зависит от дальнейших решений жителей районов», - пояснил корреспонденту Репортера председатель Одесского областного совета Михаил Шмушкович.

Громады будут формироваться в рамках существующих районов. Границы территорий громад будут отображены на картографических материалах, над которыми уже работают специалисты.

Основные принципы работы громад: доступность и расширение полномочий

Центром громады станет населенный пункт, примерно равноудаленный от остальных населенных пунктов этой громады. На право стать центром в первую очередь будут претендовать райцентры, бывшие райцентры, города областного и районного значения, а также населенные пункты с наиболее развитой инфраструктурой. При этом расстояние от центра громады до входящих в ее состав населенных пунктов не должно превышать 15-20 км по дорогам с твердым покрытием. В некоторых случаях расстояние может достигать 25 км, если на таком отдалении проживает не больше 10% населения всей громады.

В каждом селе будет избран староста. Он будет представлять интересы села в исполнительном органе местной власти, влиять на финансовую политику по отношению к своему селу и, возможно, предоставлять определенные муниципальные услуги гражданам.

Территориальные громады будут выбирать председателя громады. А совет громады будет решать все вопросы ее развития: экономики и финансов, строительства инфраструктуры, социальной защиты, образования и культуры. Важным моментом является то, что все социальные объекты – медицинские учреждения, детсады, школы, дома культуры и т.п. – будут функционировать исключительно в зависимости от решения громады, которая будет удерживать их за свой счет.

В то же время, представители государственных органов власти, которые предоставляют населению услуги (например, Пенсионного фонда), будут размещаться в каждом центре территориальной громады. Это позволит жителям громад максимально быстро получать необходимые услуги.

Тем временем районы будут заботиться о транспортной инфраструктуре районного значения, содержании домов-интернатов, предоставлении вторичной медицинской помощи.

Как пояснили эксперты, в будущем планируется, что ни райгосадминистраций, ни облгосадминистраций не будет. Представлять президентскую власть будут чиновники, в компетенцию которых будет входить лишь наблюдение за соблюдением законности на вверенной территории. Впрочем, для этого необходимо принять дополнительный пакет нормативных актов.

Планируется, что местные выборы, которые предварительно намечены на осень этого года, пройдут уже в сформированных территориальных громадах. 

При этом те громады, которые объединятся до 15 июля, уже в этом году смогут получить финансовую поддержку в виде субвенций на формирование соответствующей инфраструктуры.

Кроме того, громады смогут полностью распоряжаться своей землей (сейчас сельсоветы могут распоряжаться лишь той землей, которая находится непосредственно в их границах).

Еще один плюс – в бюджет объединенной громады будет поступать 60% от налога на доходы физических лиц. Сейчас эти средства направляются в районные бюджеты. Если же громада не сможет обеспечить себя всем необходимым, государство будет поддерживать ее за счет госбюджета. По словам экспертов, функция государства будет заключаться как раз в том, чтобы поддержать небогатые громады.

Пять основных проблем формирования громад

Несмотря на то, что административно-территориальная реформа призвана улучшить жизнь в селах, упростить получение различных документов их жителями и фактически спасти украинское село от дальнейшего обнищания, на местах к инициативам относятся с опаской, а нередко и враждебно. По мнению представителей власти, это происходит от незнания основ законодательства. «Например, в Березовском районе хотели создать одну громаду. Когда я приехал, разъяснил людям, что это и для чего нужно, они все поняли, теперь планируется создание около семи громад. Нужно работать и дальше в этом направлении», - рассказал М. Шмушкович.

Теп временем в Ренийском и Ананьевском районах уже выразили пожелания создать громаду на основе всего района, против реформы также выступили представители местных властей Болградского и Измаильского районов.

Противники реформы переживают, что села останутся без финансирования, а на юге к этим тревогам добавляется еще одна проблема: как быть селам, которые формально могут быть объединены, но при этом в них проживают представители разных национальностей, а значит, как минимум, их школы не могут быть объединены.

По мнению народного депутата Антона Киссе, большая опасность кроется в вероятном уменьшении количества детсадов, школ, медучреждений. «Например, к селу Городнее Болградского района, согласно плану, должны примкнуть Новые Трояны, Дмитровка, Александровка, в которых проживают 15 тыс. 600 граждан. На сегодня во всех четырех селах функционируют детские сады, школы, дома культуры, амбулатории семейного типа. В результате объединения должно остаться всего лишь два детских сада. Сегодня затраты на содержание Дмитровского детского сада, который посещает около 70 детей, составляют около 1 млн грн в год. Около 1,5 млн грн обходится детский сад в Новых Троянах. Чуть больше 700 тыс. грн тратится на детский сад в Александровке. С учетом затрачиваемых средств в Городнем, общий фонд затрат на детсады в четырех селах составляет 4 млн 200 тыс. грн, в них обучаются около 300 детей. При условии, что на территории громады остаются два детских сада возникает вопрос, куда деть 150 детей дошкольного возраста?» - привел пример А. Киссе в ходе недавнего брифинга.

Третья проблема кроется в поиске компромисса примыкающих к Одессе районов с областным центром. Дело в том, что пригородные села планируется присоединить к Одессе. «От Коминтерновского района Одессе отойдут самые богатые, самые доходные сельсоветы – Фонтанский, Крыжановский, Черноморский, Александровский, Новодофиновский. С одной стороны, их жителям в самом деле неудобно за каждой справкой ехать в райцентр – Коминтерновское, тогда как Одесса у них чуть ли не через дорогу. Понятно и то, что городу нужно расти и развиваться, тем более, что во многих пригородных селах – фактически городская застройка, которая пользуется городской инфраструктурой, а налоги платит районам. Однако что останется тем громадам, которые беднее? Фактически один из самых богатых районов придет в упадок. Хуже всего то, что на фоне отсутствия руководства в районах (президент до сих пор не назначил ни одного председателя райгосадминистрации в Одесской области. – ред.) бороться за права районов будет некому», - рассуждает один из депутатов районного совета, попросивший не называть его имя.

Четвертая проблема заключается в том, придется ли Одессе из-за расширения своей территории принимать новый Генеральный план. На этот вопрос существующее законодательство ответа не дает.

Пятая проблема – как на практике будет осуществляться финансовая децентрализация, тем более, что Кабинет министров Украины больше не будет формировать бюджеты для районов и областей. Пока неясно, в какой мере государство будет дотировать те громады, которые не смогут сами обеспечить свои нужды.

«На все вопросы, которые закономерно возникают при реализации реформы, ответы будут получены позднее. Будут приняты разъяснения, дополнения, методические разработки, возможно, какие-то пункты будут разъяснены в ходе судебных процессов, а какие-то изменения будут внесены в существующие законы. Это нормальная практика при реализации любых масштабных изменений», - уверена профессор кафедры конституционного права Национального университета «Одесская юридическая академия» Наталья Мишина.

Мнения экспертов: реформа необходима, но без спешки

Эксперты считают, что децентрализацию проводить необходимо, правда, опасаются, что в ходе ее реализации могут возникнуть проблемы. 

«Поскольку инициатива исходит сверху, а люди привыкли, что от власти ничего хорошего ждать не приходится, это вызывает настроженность. Кроме того, реформу пытаются провести форсированно, в сжатые сроки, хотя в этом деле спешка не нужна. Кроме того, против реформы активно выступают местные чиновники, которые стараются убедить в этом свои громады. Их можно поняь: местные «князьки» боятся потерять доходные места. Поэтому сопротивление будет однозначно.  Однако нужно понимать, что у реформы есть несомненные плюсы: она необходима и давно назрела. Без нее мы не сможем развиваться и она поможет возродить село», - считает политолог Анатолий Бойко.

На пассивность местных властей указывает экономист Николай Шутов: «Одесса должна воспользоваться этой реформой, чтобы наконец решить вопрос с расширением своих границ. Наш город среди самых крупных украинских городов пользуется самой маленькой территорией, это недопустимо. Но пока не видно инициативы городских властей, которые как будто сидят и ждут, когда за них кто-то решит. Если так и не будут ничего делать, городу не удастся расширить территорию, ни к чему хорошему это не приведет». 


Читайте также

От том, как государственного мужа на браконьерстве поймали
23.07 в 12:01:44|Политика
0 0

Кивалов: Голосуя «за» или «против» децентрализации, нужно подумать о мире, сохранении жизней и территориальной целостности Украины
29.01 в 16:36:01|Политика
0 0

Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество
1 0
Все интервью