Игорь Равицкий: Одесских актеров люблю за романтику

12.11.2013 в 20:02:53|Культура
1 0
Игорь Равицкий: Одесских актеров люблю за романтику

С начала осени Украинский театр попал в фокус фото- и телекамер и, похоже, планирует остаться там надолго. Ведь рубеж 2013 и 2014 годов знаменуется для театра множеством знаменательных дат. Тут тебе и 25-летний юбилей совместной работы в Одессе знаменитых супругов - худрука театра Игоря Равицкого и народной артистки Ольги Равийцкой.

- С самого начала подготовки к новому театральному сезону Украинский театр оказался в центре внимания СМИ. Первый громкий проект, который был озвучен руководством  - фактически бесплатные показы спектаклей с символической ценой любого билета в 1 гривню. Как родилась идея такого проекта?

- Когда-то у нас было решение ставить мировую классику для одесситов, теперь же появилась новая идея. Это очень интересное предложение директора театра Валентины Михайловны Прокопенко. Во-первых, мне кажется, это возможность людям неимущим прийти и посмотреть лучшие образцы украинской классики. А второе – это своего рода популяризация украинского театра в русскоязычном городе Одессе. Начали мы со спектаклей давних, идущих уже лет 25-30. Я так думаю, что постепенно будем переходить к последним образцам работы театра.

Посмотрим, к чему это приведет. Сегодня, после первого спектакля уже поступают звонки от зрителей с просьбами расширить проект, чтобы он проходил не раз в месяц, а чаще. Но мы пока приняли решение реализовывать проект каждую третью среду месяца. Второй спектакль, 20-го ноября, - «Шельменко-денщик».

- Но театр не только популяризирует украинскую классику. В этом сезоне мы услышали о благотворительности…

- Если говорить об акциях, то директор театра собрала коллектив и вышла с предложением сыграть спектакль в помощь районам Одесской области, пострадавшим от наводнения. Очень бы хотелось, чтобы мы сыграли спектакль, - один из больших, интересных, массовых, - и весь заработок от этого спектакля перечислить целевой помощью какой-то школе или детскому садику. И, кроме того, члены коллектива смогут внести посильную финансовую помощь. Ориентировочно мы планируем реализовать данный проект в декабре.

- От цифры «1» к цифрам более крупным. Уже 110 лет зданию Украинского театра. В следующем году празднуется 90-й юбилейный сезон. Как вы планируете отмечать столь знаковые события?

- У нас 16 октября отмечалось 110 лет зданию бывшего театра имени Сибирякова, а на следующий год действительно открывается юбилейный, 90-й сезон театра.

- Вы уже готовитесь?

- Это очень сложный вопрос. Мы хотим, чтобы это было своеобразное, необычное, оригинальное действо. Что это будет? Спектакль – вне всякого сомнения. Что за пьеса, кто это будет ставить? Очень хочется, чтобы это было что-то неожиданное, яркое, зрелищное. Есть у нас варианты, но пока мы все это обсуждаем и даже не выносим это «на коллектив».

Следующий год – это тоже год определенных дат. Это 200 лет Тарасу Григорьевичу Шевченко. Весь мир будет праздновать эту дату, нам тоже хотелось бы нестандартно подойти к ней как профессиональному театру.  Не какой-то концерт, литературно-музыкальная композиция. Сейчас придумываем действо, которое было бы основано на произведениях Тараса Григорьевича Шевченко. Где время менялось бы – то наши дни, то хронос, когда писал свои произведения Шевченко. Хочется, чтобы это было нечто эксклюзивное и идущее только в нашем театре.

Есть еще и третий проект, к которому мы будем приступать в ближайшее время. У нас мало детских спектаклей – последний был «Приключения барона Мюнхгаузена в Украине». Сейчас мы остановились на пьсе Устинова и Табакова «Белоснежка и семь гноиов». Будет ставить ее наш актер Женя Юхновец. У него есть уже немножко опыта в режиссуре. Он ставил три спектакля, и мы предложили ему поработать у нас.

- Это его первая работа для Украинского театра?

- Да. Он ставил в театре «Verbatim» спектакль «Матки-души», он ставил «Волшебник страны Оз» продюсерского центра «Пале-арт» и он ставил где-то в детской студии. Посмотрим, может быть, растет режиссерская смена.

 - Как художественный руководитель и режиссер театра, с каким чувством вы доверяете постановку своему ученику?

- С удовольствием, мне это нравится! Мне очень нравится открывать молодых актеров, очень нравится открывать молодых драматургов. Мне безумно нравится открывать и помогать режиссерам. Я, наоборот, говорю в театре: ребята, кто желает поставить у нас  - пожалуйста. У нас есть несколько сцен, дорастете до большой – пойдете на большую сцену. У молодых ребят есть неожиданный взгляд на жизнь, театр, проблемы… Я с восторгом отношусь, помогаю. Если бы была ревность, я бы не пускал сюда никого. Есть такое хорошее определение – «белая зависть», вот я так не могу или я так не умею. Я люблю и хочу учиться у того же Жени Юхновца и у молодых  режиссеров, у которых, наверное, есть чему поучиться.

- С самого начала и по сегодняшний день злопыхатели говорят о том, что театральному искусству приходит конец. И так уже больше десятка веков. Мы не упомянули еще одну дату – 25 лет вашей работы в Одессе, в Украинском театре. За четверть века актерский и режиссерский градус упал? Можно ли говорить о кризисе театра?

- Каждое время выдвигает своих режиссеров и актеров, но методика, если говорить об актерском клане, остается та же: органика, естественность, непосредственность, чувство наполнения и не наигранность. Не меняется актерская выразительность и актерские данные. Настоящий актер – это актер, что 25 лет назад, что сейчас. Вот режиссура немножко меняется. Каждое время диктует свою форму, сегодня есть определенный уклон в технику. Но в основе своей, как у режиссера, так и актера должна быть искренность, естественность, образность, поэтичность, музыкальность. И самое главное, чтобы выход на сцену актера или режиссера со своим спектаклем по-настоящему волновали, чтобы они не оставляли равнодушным зрителя.

Да мы и приглашаем в наш театр актеров, которые, как нам кажется, наши «по группе крови». Вот 25 лет назад мне было сложно найти точки соприкосновения с труппой в Одессе. Там был сформировавшийся коллектив, много возрастных актеров, но со временем приходили молодые актеры, приглашались режиссеры, которые все это взбаламучивали, и на сегодняшний день я могу сказать, что у нас хорошая, современная труппа.

Яркий тому пример – наша последняя премьера «О любви без слов», где актеры без единого слова выражают свое состояние через пластику, через движения. Это не балет, это рассказ об огромном пласте жизни страны. И ребята справились.

  

Фрагменты спектакля «О любви... без слов»

- Так, может, дальше от движения к песне? Нас ждет новый мюзикл?

- Это совершенно другое, у нас был мюзикл для всей семьи про Мюнхгаузена. Может быть, будет и другой мюзикл.

- В одном из интервью, посвященных «рублевому» проекту Украинского театра, Валентина Михайловна особо подчеркивала, что необходимо привлекать зрителя не только на подобные показы. Нуждается ли театр в зрителе сегодня?

- Безусловно, без зрителя нет театра. Для чего же тогда нужен театр? Каждый вечер мы стоим при входе, - я говорю о нас, о руководстве, - и встречаем публику с трепетом и с волнением. А какой сегодня зритель? Больше мужчин или женщин, молодежи, как будут реагировать люди? Для нас это больная проблема, нам трудно. Украинскому театру в русскоязычной Одессе. Есть сдвиг, на определенные спектакли зритель идет. Но здесь нужны хорошие деньги на рекламу, на печатную продукцию, но, к сожалению, этих денег сегодня нет. И наши мелкие радости остаются нашими мелкими радостями. Нам очень хочется, чтобы зритель ходил к нам и любил наш театр.

Вот мы еще такую акцию хотим затеять, если получится, - на следующий год провести на базе театра Фестиваль современной украинской драматургии.

- Впервые?

- Мы уже проводили подобный фестиваль в 1998 году. Тогда мы поставили шесть пьес молодых отечественных драматургов, и пять-шесть театров показали здесь свои спектакли. Этот фестиваль дал путевку в жизнь молодым талантам: это и Неда Неждана, и Александра Погребинская, и Сергей Щученко, и одессит Андрей Шишкин. Хотим попробовать в ледующем году возобновить эту практику. Фестивалей в нашем формате после 1998 года не проводил никто. Обычно собирались драматурги, собирались режиссеры и читали фрагменты своих пьес, актеры проигрывали эти моменты и не больше. Максимум показывали 1-2 спектакля. А у нас есть, к примеру, «Семейные сцены» Анны Яблонской, есть что показать. Мы очень хотим, чтобы этот фестиваль был не теоретическим, а практическим.

Фрагменты спектакля «Семейные сцены»

- Кстати, об Анне Яблонской в Украинском театре. Это дань памяти, тренд сегодняшнего дня или вам удалось увидеть нечто особенное в ее пьесах?

- Так случилось, что до ее гибели мы не были знакомы. После трагедии было определенное чувство вины из-за этой несостоявшейся встречи. Когда мы читали большое количество ее пьес, мы набрели именно на «Семейные сцены». Нам показалось, что это очень мощная, сильная, страстная пьеса, жестокая в отдельных моментах, с великолепными актерскими работами. И мы ставили не только как дань памяти эту работу, но и как высококлассный материал.

- Учитывая ваши наполеоновские планы, стоит ли нам ждать многочисленных премьер?

- Мы и так с Вами успели обсудить планы на целый год. Театр не может печь спектакли как пирожки. Зачем семь, восемь, девять спектаклей делать? Чтобы они вылетали-вылетали, а потом через какое-то время обратно улетали куда-то в небытие? Мы максимум ставим три спектакля в год. Лучше подольше выбрать, чтобы попасть минимум в семерку-восьмерку.

- Несмотря на то, что вы говорите о 25-летнем романе с Одессой, вы успели 20 лет поработать в Сумах, ставить спектакли в Канаде, в Румынии. Где работается легче?

- Здесь можно говорить о подготовленности актеров румынских, канадских и наших. Наши актеры романтически-долгораскачивающиеся, а там более конкретные, четкие, понятные, актеры с ноутбуками, которые сразу записывают и фиксируют. Ну, конечно, с большей любовью отношусь к нашим актерам. Мы уже выработали свою систему взаимопонимания. В Румынии было очень сложно: провести кастинг актеров для пьесы Островского «Богатые невесты», - пьесы, которую почти никогда не ставят, выставить сцены за очень короткий срок с переводчиком. Поначалу было сложно, потому что это другая манера выражения, но потом получили взаимное удовольствие.

- Наш разговор сегодня сосредоточился вокруг цифр. Ровно 25 лет вы бок о бок со своим любимым человеком. Говорят, что заниматься одним и тем же делом – губительно для семейного союза. Американцы и вовсе возбраняют служебные романы. Стоит ли заниматься вместе тем, чем вы столько лет столь успешно занимаетесь?

- Стоит, однозначно. Это касается и моего брака с одесским Украинским театром, и брака с моей любимой женой – Олей Равицкой. А что касается каких-то «но» - это…

- … тема отдельного разговора. Спасибо Вам и до новой интересной встречи!

Фото: Анна Толокова (пресс-служба театра)


Читайте также

Яков Кучеревский о театральной природе, «москвичах из Владивостока» и одесских маршрутчиках
Яков Кучеревский о театральной природе, «москвичах из Владивостока» и одесских маршрутчиках

Я обхожусь без грима. Я гримируюсь изнутри. Элеонора Дузе Подмостки - отечество актера, и нужно все время продлевать паспорт, чтобы не лишиться гражданства.

11.02 в 20:50:38|Любопытно
0 2
Евгений Юхновец: Чтобы быть звездой в Одессе, нужно стать звездой в Москве
Евгений Юхновец: Чтобы быть звездой в Одессе, нужно стать звездой в Москве

Так уж случилось, что Одесса остается театральной провинцией.

11.11 в 23:18:46|Общество
0 0

Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество
1 0
Все интервью