Сергей Кивалов: Высокие портовые сборы делают украинские порты не конкурентными

15.12.2016 в 12:50:00
Общество
3 0

Украинские порты являются постоянными и надежными источниками доходов в области транспортного бизнеса, а также пополнений в бюджет всех уровней и имеют большой транзитный потенциал. Но, высокий уровень ставок портовых сборов, взимаемых с судов в портах нашей страны не позволяет максимально эффективно использовать их транзитный потенциал, сообщает Слово

Сергей Кивалов: Высокие портовые сборы делают украинские порты не конкурентными

Согласно Стратегии развития морских портов Украины на период до 2038 года, утвержденной распоряжением Кабинета Министров Украины от 11.07.2013 года № 548 «Об утверждении Стратегии развития морских портов Украины на период до 2038 года», одним из основных условий для развития портовой отрасли является реализация конкурентной тарифной политики.

Однако, практика показывает, что действующие портовые сборы гораздо выше расценок в портах других стран Черноморского бассейна. Это – основной фактор падения грузооборота. К примеру, стоимость захода судна класса кейпсайз (Capesize) в 2016 году в порт «Южный» составляет 430.000 USD (из которых 326.000 USD - портовые сборы). Для сравнения, заход судна аналогичного класса в порт Новороссийск (РФ) составляет 123.000 USD, в порт Констанца (Румыния) - 112.000 USD, в порт Эрдемир (Турция) - 64.500 USD.

Помимо этого, в Украине, согласно Приказу Министерства инфраструктуры «О портовых сборах» от 27.05.2013 г. № 316 применяется аж семь видов портовых сборов: корабельный, канальный, маячный, причальный, якорный, административный, санитарный. Для сравнения, в порту Констанца (Румыния) таких сборов только три: корабельный (Port access tariff), причальный (Quay tariff), якорный (Basin tariff).

О необходимости пересмотра тарифной политики отметил в своем депутатском запросе на имя премьер-министра Украины Владимира Гройсмана народный депутат Сергей Кивалов.

«В оптимизации нуждается количество портовых сборов, в частности, путем исключения тех из них, которые не справляются в конкурирующих черноморских портах. Тем более, что такие сборы часто не соответствуют логике предоставления услуг. Например, корабельный сбор взимается, в частности за «каждый вход в акваторию морского порта, операционную акваторию причала (причалов) ...» (п. 2.1. Приказа Министерства инфраструктуры от 27.05.2013 г. № 316). Но одновременно «во время каждого захода судна в порт» берут административный сбор (п. 7.1.) и маячный сбор (п. 4.1.). Фактически, два последних сбора являются дополнительными к корабельного и справляются той же услугу»,  - подчеркнул Сергей Кивалов.

Народный депутат Украины и лидер Украинской Морской партии на основании исследований деятельности украинских портов утверждает, что не соответствует современной международной практике единица взимания портовых сборов, которая применяется в Украине в виде «условного объема судна, исчисляемый в кубических метрах и равен произведению трех величин (длина судна, ширина судна и высота борта судна), указанных в обмерном свидетельстве, или документе, его заменяющем». Во-первых, в большинстве портов мира для расчета корабельного сбора используется валовая вместимость судна (gross tonnage), указанная в международном обмерном свидетельстве, что является более простым и понятным. Во-вторых, для некоторых видов портовых сборов используются другие единицы измерения: длина судна в метрах (LOA) за день пребывания для причального и якорного сборов; или мощность основного двигателя судна (MEC) в kW для экологического сбора.

«Несовершенным является разработанный проект Методики расчета портовых сборов, подготовленный ООО «Научно-исследовательский проектно-конструкторский институт морского флота Украины». В частности, ошибочным является ключевой методический подход, согласно которому «доходы от портовых сборов должны быть достаточными для покрытия расходов, связанных с эксплуатацией, воспроизведением объектов портовой инфраструктуры и получением инвестиционной составляющей, для дальнейшего развития портовой инфраструктуры» (п. 2.1. проекта). Ведь фактически все расходы на развитие инфраструктуры возлагаются на судовладельцев, делает украинские порты абсолютно непривлекательными для захода судов»,
 - подчеркивает Сергей Кивалов.

По мнению Сергея Кивалова, требует также пересмотра существующая дифференциация в ставках портовых сборов между различными портами Украины. Например, корабельный сбор в портах Одессы и Черноморская в 1,23 раза больше, а в порту Южный (наиболее высокие ставки в Украине) в 2,57 раза больше, чем соответствующий сбор в порту Николаев. Такая ситуация ставит как отдельные порты, так и отдельных перевозчиков в неблагоприятное положение, вызывает искусственное перераспределение грузопотоков.

«Поэтому для того, чтобы предотвратить потерю существующих транзитных грузопотоков, создать условия для их закрепления и развития, сохранить совокупный положительный эффект транзита для национальной транспортной системы, необходимо внести изменения в Приказ Министерства инфраструктуры «О портовых сборах Украины» с целью оптимизации и снижения ставок, количества портовых сборов и порядке их взимания, что в свою очередь будет способствовать более эффективному развитию портов и увеличение грузопотоков через украинские порты. Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст. 15 Закона Украины «О статусе народного депутата Украины», учитывая актуальность поднятых вопросов, прошу Вас принять меры в пределах полномочий относительно внесения изменений в Приказ Министерства инфраструктуры Украины «О портовых сборах» от 27.05.2013 г. №316 и других нормативно правовых актов Кабинета Министров Украины с целью внедрения более конкурентоспособной структуры и ставок портовых сборов в Украине», - резюмировал народный избранник.

Депутатский запрос Сергея Кивалова базируется на серьезном анализе, увы, плачевного состояния морской отрасли Украины. Решить вопрос с портовыми сборами надо как можно быстрее. Иначе наша страна имеет все шансы потерять грузопотоки. 


Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество
1 0
Все интервью