Юрий Кузнецов: Никогда не уеду из Одессы, ведь здесь родные скрипучие диваны

23.09.2010 в 13:08:55|Общество
1 0
Юрий Кузнецов: Никогда не уеду из Одессы, ведь здесь родные скрипучие диваны

Заслуженный деятель искусств Украины Юрий Кузнецов в преддверии открытия 10-го юбилейного джаз-карнавала рассказал «Репортеру», как вопреки дедушкиным коммунистическим настроениям напевал Луи Армстронга и как мечтает соединить джаз и театр на одесском карнавале..

«Репортер»: Нервничаете перед стартом джаз-карнавала?

Юрий Кузнецов: Творческое волнение всегда имеет место. Ведь мы как организаторы, отвечаем и за публику и за музыкантов. Хотим, чтобы гостям было уютно, все подано - еда, транспорт, аппаратура и экскурсии. Для публики - хорошего качества звука и света. В целом, мы уже дошли до того уровня, чтобы не сильно волноваться, все-таки за спиной 10 лет практики организации карнавала, 15 лет работы в «клубе высокой музыки» и сотни приглашенных музыкантов почти со всех уголков мира, кроме Австралии и Антарктиды.

«Р.»: С какими трудностями сталкивались?

Ю.К.: Особых проблем не было, потому что есть надежная команда - продюсер Михаил Фрейдлин, я (арт-директор), Наталья Эртнова (исполнительный директор), Катя Мальцева (координатор всех проектов).

Конечно, были небольшие шероховатости, но в целом мы на 90% выполняем свои задачи и лучшим показателем этого является благодарность консульств, посольств и творческих институтов разных стран, которые принимают участие в карнавале.

Сперва музыканты буквально не знали куда они едут, мол, где эта Украина, где эта Одесса. Но после приезда сюда, все эти мыльные пузыри уходили и музыканты стали давать заявки на участие каждый год.

«Р.»: Сочетание красоты города и моря играют роль в желании музыкантов возвращаться?

Ю.К.: Безусловно. Всех музыкантов мы возим на экскурсии по городу, а они восхищаются красотами, которые еще не успели разрушить. Мы гордимся тем, что осталось от предков. К сожалению, в нынешнее время строятся чудовищные здания, и не знаю, будут ли следующие поколения так же гордиться городом как мы сейчас.

«Р.»: Почему в этом году решили проводить карнавал на сцене Украинского театра?

Ю.К.: Этому несколько причин. Во-первых, Украинский театр - это родина "клуба высокой музыки", мы там начинали. Это зал с особой историей, великолепной театральной акустикой, что порой даже без микрофона в любой точке помещения все слышно. Это не современный зал, где кроме гипсокартона ничего нет, а серьезный памятник архитектуры, это центр города и в нем соединяются всевозможные удобства. Кроме того, областной совет сделал нам льготную арендную плату, да и город очень много помогает. Кстати, третий фестиваль мы тоже проводили в Украинском театре. Кроме того, у меня есть свои личные приятные воспоминания о нем, так как когда-то в нем выступала моя мама и крестные родители.

«Р.»: То есть вы хотите сказать, что Украинский театр нисколько не уступает Филармонии для такого мероприятия?

Ю.К.: Уступает тем, что в театре пока нет профессиональных роялей. Но в сентябре мы сталкиваемся с такой проблемой, что филармонический зал один, а проекта два - национальный симфонический оркестр и мы. И порой, нам становится тесно, поэтому мы ушли от проблем. А вообще, мы в Одессе одна семья и с симфоническим оркестром у нас много хороших совместных работ и приятных ощущений друг от друга, ведь у нас одна цель - мы поднимаем престиж города и престиж страны.

Р.: Что нового появится в джаз-карнавале этой осенью?

Ю.К.: Барабанщик Эл Фостер - классик джаза, который прошел основную творческую деятельность с Майлзом Девисом, канадская певица Сиена Дален, голос которой звучит в оскароносных фильмах, швейцарское трио Plaistow, виртуоз из Австрии Гарри Стойка и другие. У нас очень сильный фестиваль. В воскресенье, 26 сентября, на территории киностудии будет день открытых дверей, своего рода гулянье, танцы, выступление ансамблей и так далее. А вечером, в 17-00 состоится мой дуэт с Беней Криком. Это - немой фильм, который был в свое время запрещен.

«Р.»: Кроме того, вы намерены презентовать свой новый проект?

Ю.К.: Да, это будет дует с талантливой Тамарой Лукашевой, которая, к сожалению, покидает нашу страну и город. Это будет наш прощальный концерт на время ее отъезда.

«Р.»: Чем или кем, вы бы мечтали украсить мероприятие в будущем?

Ю.К.: Мечты есть. Хочется соединить джазовую импровизацию с театром, с актерской работой. Хочется сотрудничать с режиссерами и создавать телепрограммы, фильмы, много чего. Чтобы все реализовать жизни конечно не хватит.

«Р.»: Строга ли одесская публика на джаз-карнавале?

Ю.К.: Многие считают нашу публику экзаменом. Она взыскательна, эрудированна и в тоже время очень благожелательна. Если она поверила в искренность музыканта, она будет носить его на руках. Поэтому я очень рад, что живу в Одессе; счастлив, что у меня есть публика, которая меня любит, несет в сердце то, что я отдаю им и возвращает мне обратно своими аплодисментами и теплыми словами.

«Р.»: Это ли не одна из причин, по которой вы до сих пор, не в пример большинству одесских музыкантов, не эмигрировали?

Ю.К.: Я уезжаю, когда мне нужно, а навсегда не хочу. Здесь могилы моих любимых людей, друзей, родственников, родителей, к сожалению, и дочери тоже. Здесь родные, скрипящие диваны, дорогие лица, с которыми связана вся жизнь. От этого я питаюсь, а потом могу уехать куда угодно. Очень многие уехавшие, потеряли корни и перестали творить. Те, кто стал американцем 10 лет назад забывают нашу жизнь, они коверкают слова, забывают, что в кране может не быть воды, удивляются, свет может пропасть на неделю. Они забывают основополагающие вещи этой жизни, наши тревоги и заботы, а ведь они являются необходимыми, потому что они постоянно поддерживают ощущение добра и зла, которые человек творческий потом переносит на палитру живописи, поэзии или музыки.

«Р.»: Кроме того что в Одессе родились и творите вы Юрий Анатольевич, что еще связывает наш город с джазом?

Ю.К.: Одесса пропитана джазом, и дело не только в Утесове. Сколько поколений джазовых музыкантов родились в Одессе, сколько музыкантов работали здесь в те времена, когда джаз не был в почете и подозрительность к нему невозможно было перешибить. Они жили и работали полуподпольно. Мой низкий поклон им.

«Р.»: Говорят, ваш дедушка ненавидел джаз. Как только его консервативные настроения не помешали вам заняться этим стилем музыки?

Ю.К.: Он был заядлым коммунистом. Когда я ребенком, услышав хриплое пение Луи Армстронга, попытался передать этот голос, он был крайней возмущен. Такова была идеология партии, а он ей верно служил, хотя искусство он очень любил. И именно он привил мне любовь к классике, к Шопену, а он, я считаю, был джаз-меном 19-го века, потому что много импровизировал.

«Р.»: Создается впечатление, что вы всерьез увлекаетесь восточными мудростями или это только кажется?

Ю.К.: Я занимался в прошлом и считаю, что культура Востока и идеология его наиболее мудрая и взвешенная. Индия - это вообще средоточие мудрости. А в наши непростые и куда-то бегущие времена очень важно остановиться, задуматься, уйти вглубь себя и проанализировать ошибки. Именно этому учит культура Востока - внимательно относиться к себе, но не как к пупу земли, а как к состоянию эго.

«Р.»: Может ли джаз научить мудрости?

Ю.К.: Это очень интересный вопрос. Джаз - это мировая музыка, у которой очень много языков и традиций, каждая из которых говорит о своем. И одесский джаз имеет свою специфику, а именно - отражение определенного оптимизма, который еще не иссяк. Если он иссякнет, Одесса перестанет существовать. Джаз - очень оптимистическое искусство, оно исходит из народных глубин. Конечно, вначале это был американский народ, но потом каждый народ стал вносить в джаз акцент своего национального колорита. При этом джаз всегда является авторским и искренним, ведь через него музыкант несет свою индивидуальность и свое понимание мира. Три четверти джаза это импровизация, которая рождается от мироощущения артиста, а зрители получают глоток чистого осознания мира через талант этого артиста.

«Р.»: Значит можно сделать вывод, что джаз - панацея от депрессии?

Ю.К.: Все хорошие человеческие деяния - это уже лекарство. Если ты честно и талантливо служишь своему делу - ты на правильном пути. А человек, видя талантливого индивидуума в любой области, сам хочет быть талантливым. А значит, у него появляется стимул. А если вокруг одни бездари и блатняки, то на кого ты можешь равняться?


Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество
1 0
Все интервью