Александр Хазин: Жизнь в ритме сальса

19.08.2011 в 10:00:03|Любопытно
1 0
Александр Хазин: Жизнь в ритме сальса

Все больше людей заново открывают для себя мир танца. К услугам тех, кто хочет не просто «отстукивать» ритм, а общаться, радоваться и расслабляться, в Одессе есть множество направлений и признанных мастеров. Среди них — Александр Хазин, — один из основоположников сальса-движения в нашем городе.

- Александр, какие танцы сейчас наиболее популярны в нашем городе, а какие, наоборот, выходят из моды?

- Мода на танцы во многом определяется возрастными рамками. Самым массовым любительским направлением танцевальной культуры в Одессе является, пожалуй, сальса-движение, охватывающее людей очень разных возрастов. Среди детей 12-17 лет наиболее распространен хип-хоп — в нашем городе много преподавателей, работающих в этом направлении, причем достаточно высокого уровня. Девушки 16-25 лет предпочитают контемп.

Менее массовым, но тоже очень модным танцем остается танго. Это совсем другая культура и тусовка, более педантичная и строгая. Тангерос устраивают свои вечеринки, фестивали и показательные выступления, но поклонников у них меньше.

Вместе с тем, на задний план отошли ирландский степ и танец живота, бывшие очень модными всего несколько лет назад. И это не случайно. Если человек занимается танцами, ему хочется применять свои умения не только на занятиях. Тот же степ будет уместен на концерте, но никак не на вечеринке. Танец живота, чьи элементы могут быть использованы на дискотеке, со временем ограничился рамками фитнеса или профессионального шоу.

- Можно ли говорить об особенностях танцевальной культуры Одессы по сравнению с другими городами Украины?

- И для Советского Союза, и для современной Украины Одесса была и остается как бы автономной республикой. Мы существуем в том же политическом и культурном поле, но сохраняем своеобразие. Что касается танцевальной культуры, я бы сказал, что существует здоровый одесский снобизм. Мы всегда любили очень красиво «понтануться», показать свой уровень и произвести впечатление. Благодаря этому сейчас Одесса выигрывает по многим моментам. Это и профессионализм, и стремление осваивать новые направления, а не зацикливаться на чем-то одном. Мы не боимся экспериментировать.

- Что представляет собой сальса и почему этот танец стал таким популярным?

- Сальса является синтезом многих направлений танцевальных культур Карибского бассейна. В каждой стране этого региона есть свои направления. Например, на Кубе танцуют преимущественно кубинский сон и гуагуанко, которые легли в основу современного направления Сальса-Касино, в Доминиканской республике — бачата и мереге, в Колумбии — стиль «Кали» и кумбию. Многие из этих танцев имеют африканские корни, уходящие в глубокую древность, причем речь идет не о копировании движений и ритмов, а об особом понимании мира, которое реализовывалось через танец.

Сальса — это уже современный танец, зародившийся в 60-х годах в Нью-Йорке среди выходцев из Пуэрто-Рико как смесь различных направлений Карибского мира. Это как вкусный соус, удобный для приготовления и доступный широкому кругу, но вместе с тем — достаточно глубокий и насыщенный.

У популярности сальса много составляющих. Во-первых, влияет сама идея и ритм музыки. Когда даже на обычной дискотеке ди-джей ставит что-то вроде «латины», женщины сразу «расцветают». Потому что у этой музыки есть определенная энергетика, которая бодрит, расслабляет и раскрепощает. Сразу появляются ассоциации с пляжем и пальмами, а тело само начинает двигаться.

Для некоторых сальса — это просто мода: «подружка ходит, значит, и я буду». Для большинства — возможность самореализации себя через танец. Многие мужчины 40-45 лет признавались мне, что всегда мечтали танцевать, но стеснялись. И вот, они приходят на тренировку и окунаются в ту атмосферу, которая позволяет максимально раскрепоститься, отработав свои внутренние проблемы. И через какое-то время люди становятся веселее и позитивно смотрят на мир. Не говоря уже о том, что для мужчины умение красиво танцевать, выразить свою мужскую харизму и грамотно повести женщину в танце – это как козырный туз в рукаве — ни одна не устоит. Наконец, сальса — это общение. Совместные занятия и выступления способны объединить в дружную компанию самых разных людей.

- С чего начиналось сальса-движение в Одессе?

- По-настоящему сальса стала развиваться у нас с 28 ноября 2006 года. В этот день состоялось первое полноценное занятие, которое я провел совместно с кубинцем Бито Гонзалесом. Этот человек дал толчок для развития сальса-движения и до сих пор успешно работает в Одессе. На первой же тренировке ему удалось заразить людей своей безбашенной энергией и латиноамериканским драйвом, в то время как мне приходилось объяснять все технические и теоретические моменты, ведь Бито плохо говорил по-русски. Подобная манера ведения занятий – «черный взрывной практик» и «белый педантичный теоретик» быстро обеспечила танцу популярность в городе.

- А вы-то как стали профессиональным сальсеро?

- О, это очень занятная история. Я познакомился с сальса в 17 лет, находясь в тусовке перуанских студентов из нашего мединститута. И я сразу очень проникся этой темой, хотя, по правде, всегда стеснялся танцевать, не говоря уже о каком-то хореографическом образования. В 2001 году я уехал на проживание в Израиль и сразу стал искать сальса-школу. За короткое время поменял нескольких учителей, пока не нашел человека, который объяснил мне, что сальса — это гораздо больше, чем разнообразные финты и повороты и что главное в ней — дух или некая идея свободы. Именно с этой идеей я и приехал в Одессу.

Тем временем, здесь возникла первая небольшая сальса-тусовка. Нас было человек семнадцать, и мы даже не имели места для тренировок, поэтому танцевали везде, где была гладкая поверхность. Например, ходили на пляж «Дельфин», где выплясывали на балкончиках, или на морвокзал. Это не был флэшмоб или самореклама, нам просто хотелось танцевать для себя. Получалось настолько весело и классно, что прохожие заряжались нашим энтузиазмом, подходили, спрашивали, как нас найти. Так нас заметило руководство клуба «Вечерняя Одесса», которое и предложило свое заведение для проведения сальса-вечеринок и мастер-классов. С этого и началось стремительное и полноценное развитие.

- Вы много говорили о том эмоциональном заряде и возможности самораскрытия, который несет сальса. В то же время, это достаточно сложный танец, в котором немало технических моментов. Так что важнее: выверенные движения или наслаждение, которое получает и сам танцор, и зрители. Возможно ли сочетать эти моменты?

- Это сложный вопрос, который касается не только сальса, но и танцев вообще. Взять, например, танцевальные проекты, которые транслируются по телевидению, — те же «Танцуют все». Мнения членов жюри часто разделяются: одни оценивают танцора в большей степени по техническим характеристикам, другие — отдают предпочтение его умению раскрыть себя в танце.

Для такого эмоционального танца, как сальса, грань между мастерством и самовыражением вообще очень тонкая. На Кубе разделяют понятия «байлярин» и «байлядор». Байлярин — это человек, получивший специальное хореографическое образование. Например, окончивший Университет сальса и касино в Гаване. Байлядор — это уличный танцор, который танцует, ориентируясь на чувства, а не на правила. И вот, часто случается, что дипломированный байлярин, окончивший все пять лет обучения танцу в университете, оказывается менее профессиональным, чем байлядор, который танцует везде и всегда. Последний двигается ярче и выразительнее, чем завораживает окружающих.

Дело в том, что техника сальса принципиально отличается, например, от техники бальных танцев. Она направлена не только на правильный шаг, но и на умение прочувствовать музыку, обыграть ее. Сальсеро не исполняет танец, а участвует в нем. Многие ребята не сразу чувствуют эту грань. Они боятся совершить ошибку и танцуют как по учебнику, отчего движения становятся скованными, а сам танец превращается в муку. Поэтому, кстати, гораздо проще научить танцевать сальса новичка, чем скажем уже состоявшегося танцора.

- Насколько высок профессиональный уровень украинских сальсеро и одесских в частности? Существуют ли приметы, по которым новичок может отличить маститого тренера от аматора?

- Вопрос актуальный, потому что сейчас в городе появилось много тренеров, которые относятся к сальса как к источнику «легких денег». Имея основную работу, эти люди вечером собирают группу, разучивают с ней несколько движений и «танцуют» несколько месяцев. Конечно, многие идут к преподавателю только затем, чтобы говорить знакомым, что умеют танцевать сальса. Но ведь есть и те, которых привлекает сама атмосфера танца, которым хочется двигаться свободно и получать от этого удовольствие. Попав к некомпетентному тренеру, эти люди, как правило, разочаровываются в сальса, считая его модной, но ничего не значащей «фишкой».

Узнать профессионала можно сразу. Он «горит» своим делом, заинтересован в успехах учеников и развивается сам.

- Вы говорили, что хороший преподаватель должен развиваться и совершенствоваться. Это касается сугубо технических моментов или же есть какая-то теоретическая база? И обязательно ли сальсеро выезжать на семинары за рубеж?

- Как я говорил, сальса представляет собой смесь различных танцев, опирающихся на глубокую и древнюю традицию. Прежде всего, очень многое в них привнесли африканские рабы, привезенные на Кубу для работы на плантациях. Они не только сохранили традицию ритуальных и социальных танцев, но и значительно обогатили ее. Профессиональный танцор обязательно должен знать, какой смысл вкладывали африканцы в свои движения — а это очень широкий спектр эмоций и значений. Более того, в этой традиции заложено немало духовных вещей, касающихся интуиции, умению доверять своему телу и двигаться свободно, раскрепощая тем самым дух.

Латиноамериканцы, родившиеся в этой культуре, понимают эти вещи, а вот европейцу нужно долго учиться. Сейчас в Европе поселилось немало талантливых сальсеро из Кубы, в полной мере изучавшие народные танцы – афро-кубинский фольклор. Благодаря им европейцы знакомятся с сальса из первоисточников, и их стилистика близка к аутентичной. В Украине все гораздо сложнее. Конечно, проводятся масштабные фестивали и семинары, на которые приглашаются мастера с мировыми именами, но ведь тусовка остается прежней. Отсюда и далекая от канона стилистика, получившая название «Russian salsa». Я думаю, что для любого преподавателя сальса, любящего свою работу и уважающего учеников, желательно, по возможности, посещать и заграничные семинары, а если повезет — постажироваться на Кубе. Этот опыт помогает заново посмотреть на сальса, увидев в ней не только систему движений, но и внутреннее содержание.

- Какие трудности подстерегают человека, который хочет посвятить себя сальса?

- Если говорить о преподавателях, то есть сложности психологического характера. Для человека, который любит свое дело очень важно, чтобы его знания были востребованы. Но часто случается, что ученики не хотят двигаться дальше, что их интересует не дух сальса, а ее бренд. Получается, что ты бьешься головой об стену, а народу все безразлично. Это, как минимум, расстраивает.

И наоборот, когда у людей получается, когда ты видишь, как они растут, это окрыляет и моментально возвращает все усилия, которые ты в них вложил.

Кроме того, сальсеро — это неутомимый тусовщик и организатор. Для людей очень важно видеть результат своей работы. Поэтому преподаватель не должен ограничиваться тренировками, нужно устраивать показательные выступления, участвовать в фестивалях и творческих вечерах. А это проведение репетиций, пошив костюмов, сбор документов и прочие вещи, которые, мягко говоря, выматывают.

- Многие люди, записавшиеся на танцы, жалуются, что через несколько недель у них начинает болеть спина, шея или колени. Как реагировать на такие сигналы: идти лечиться или продолжать тренировки?

- У танцора основная нагрузка ложится на спину и колени. Меня, как правило, спасает классическая хореография, которой я стал заниматься, желая поднять свой уровень и понять в полной мере, как работает мое тело в танце. Она сопряжена с большими, но «правильными», нагрузками, и задействует большое количество мышечных групп спины и ног, что позволяет лучше справляться с каждодневными нагрузками на основных репетициях.

Хочу отметить, что танцы, если заниматься ими правильно, не могут подорвать здоровье. Движение — это жизнь. Поэтому большинство физиотерапевтов рекомендуют танцы и сердечникам, и людям с высоким или низким давлением. Когда человек приходит на занятие и через две недели у него начинает что-то болеть, это говорит не о вреде танцев, а о том, что у ученика скрытые проблемы со здоровьем, которые проявились из-за непривычных нагрузок. Например, человек работает в офисе, у него смещение позвоночника. И все мышцы адаптируются к такому положению. И вот, он приходит на танцы, где его просят выпрямить спину, подать грудь вперед, удержаться на диафрагме. Включаются те мышцы, которые были атрофированы, и они не могут осилить даже умеренной нагрузки. Я бы посоветовал сперва решить проблемы со здоровьем. Если же самочувствие позволяет продолжать репетиции, положительный эффект виден очень скоро. Большинство моих «офисных» учеников на первых занятиях похожи на «вопросительный знак», но уже через 3 – 4 месяца умудряются выпрямиться, а одна девушка, лет 23-х, когда, наконец, смогла встать ровно, не сутулясь, стала выше на 5 см. Так что занимайтесь сальса – будете здоровы физически, духовно и нравственно!


Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество
1 0
Все интервью