Необычные одесситы: Олег Дмитриев 10 лет судится с коммунальщиками

18.11.2011 в 21:36:50|Общество
1 4
Необычные одесситы: Олег Дмитриев 10 лет судится с коммунальщиками

Коммунальная сфера была и остается для большинства одесситов «темным лесом». Законодательство таит множество подвохов, от кого требовать качество услуг — непонятно, а суды выносят самые противоречивые решения. Олег Дмитриев знает об этом не понаслышке. Он уже более 10 лет судится с коммунальщиками, будучи членом инициативной группы, которая требует улучшения качества услуг для себя и всего города.

- Олег Петрович, скажите, какая самая главная проблема, с которой сталкивается человек, желающий отстаивать свои права потребителя в суде?

- Судиться с одесскими коммунальщиками сложно, потому что городские власти очень ловко «обставили» законодательство. Начнем с того, что в Одессе с 2005 года и до сих пор не назначены исполнители по большинству коммунальных услуг. То есть формально за их качество никто не отвечает. Подаете в суд на теплоснабжающую организацию, — а она, по закону, не может быть исполнителем; подаете на ЖКС, — а его таковым никто не назначал. Зато деньги за услуги берут все, причем абсолютно незаконно: договоры с потребителями заключили считанные организации, да так, что эти документы не отвечают типовым образцам, утвержденным правительством. Таким образом, можно сказать, в Одессе нет правоотношений в сфере жилищно-коммунальных услуг, а суды это обстоятельство игнорируют.

- Так, об этом подробнее. Это какая-то правовая коллизия на национальном уровне или чисто одесский фактор?

- С законодательством у нас все в порядке. Просто его нужно соблюдать. Теперь по порядку: Исполнитель услуг, — то есть, юридическое лицо, ответственное за их качество, должен быть назначен согласно Закону Украины «О жилищно-коммунальных услугах». В статье 21 Документа прописаны права и обязанности исполнителя и потребителя, и этого вполне достаточно для того, чтобы организовать между ними цивилизованное сотрудничество.

Между тем, в Одессе горсовет умудрился обойти Закон, так и не назначив исполнителей. Это было сделано очень ловко. 23 августа 2006 года был зарегистрирован проект решения «Об определении исполнителей для всех видов услуг»: по воде — «Инфоксводоканал», по газоснабжению — ОАО «Одессагаз», по электричеству «Одессаоблэнерго», по теплу — ОАО Одесская ТЭЦ, КП «Теплоснабжение города Одессы» и «Одесстеплокоммунэнерго», по содержанию домов — ЖЭКи. В уже готовом решении, зарегистрированном ранее, 26 декабря 2006 года, исполнители есть уже только по свету и газу. Именно это решение под номером 1173-V горсовет принимает 5 апреля 2007 года, вопреки протестам членов профильной комиссии по ЖКХ. И уже на следующий день принимает постановление о внесении изменений в этот документ.

- А зачем же сразу вносить изменения? Стоило ли принимать такое решение?

- Решение вступило в силу, хотя противоречило национальному законодательству. Поэтому нужно было сделать вид, что в дальнейшем оно будет изменено.

- В чем конкретно его несоответствие законодательству?

- Исполнителем жилищно-коммунальных услуг, согласно Закону, может быть субъект хозяйствования, предметом деятельности которого является предоставление жилищно-коммунальных услуг и которое может обеспечить выполнение обязанностей, указанных в части 2-й статьи 21 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах». Она, в свою очередь, определяет права и обязанности исполнителя. В частности он должен «… осуществлять контроль за техническим состоянием инженерного оборудования домов, квартир, помещений». Делают ли это ТЭЦ или водоканал? Не делают. Далее читаем: «своевременно проводить подготовку жилого дома и его технического оборудования к эксплуатации в осенне-зимний период; содержать в надлежащем техническом состоянии, осуществлять техническое обслуживание и ремонт внутридомовых систем, принимать меры по ликвидации аварийных ситуаций». Опять-таки, этого никто не делает. Те же тепловики несут ответственность за сети до вреза в дом. А за внутридомовые сети, — и 29-я статья Закона это четко определяет, — отвечает балансодержатель дома, то есть в случае с жильем коммунальной собственности — ЖКС. Именно он, согласно Закону, может нести ответственность за качество услуг перед потребителем. Во всяком случае, так было установлено проектом решения, напечатанного в «Одесском вестнике» от 18 октября 2005 года. В приложении к нему был предоставлен анализ регуляторного влияния к проекту решения одесского горсовета «Об определении исполнителей жилищно-коммунальных услуг». В частности, указывалось, что данный регуляторный акт позволит упорядочить взаимоотношения между субъектами договорных отношений в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг, позволит обеспечить выполнение качественных услуг и своевременные расчеты за фактически полученные услуги.

Игнорируя это требование, городские власти, которые являются учредителем или соучредителем всех предприятий, оказывающих услуги по теплоснабжению, содержанию домов и придомовой территории, фактически, снимают с себя ответственность за качество их работы.

Кроме того, наличие разных по содержанию проектов решений об определении исполнителей дает возможность «удобного суда». Допустим, у вас в доме сети теплоснабжения пришли в негодное состояние, и никто их не чистит и не чинит. Вы подаете в суд на ЖКС за бездеятельность, и тут оказывается, что исполнителем услуг является теплоснабжающая организация, ведь так написано в утвержденном горсоветом проекте решения от 23 августа 2006 года. Тогда вы подаете в суд на тепловиков, и вам уже показывают проект решение от 26 декабря 2006 года, где данная организация не значится, а также говорят, что ТЭЦ несет ответственность за коммуникации только до вреза в дом. Надо ли говорить, насколько удобна такая схема для коммунальщиков?

- А как бы проходило рассмотрение иска, если бы у нас соблюдались законы?

- Как я уже говорил, согласно законодательству, исполнителями услуг могут быть балансодержатели — ЖЭКи, ДЭЗы, ЖКСы, — название не имеет значения. Именно они несут ответственность за качество услуг непосредственно в квартире, лестничной клетке, парадной. В свою очередь, производители услуг несут ответственность перед ЖКСами. Именно ЖКСы, а не простые граждане, имеют право и обязаны требовать качество услуг от производителей.

Если бы у нас соблюдался закон и исполнители услуг были определены, люди имели бы возможность подать в суд на ЖКС. А он, в свою очередь, мог бы спрашивать с производителей услуг. И тогда потребители могли бы в полном объеме воспользоваться законами Украины «О жилищно-коммунальных услугах» и «О защите прав потребителя», теми статьями и теми нормами, где идет речь об исполнителях коммунальных услуг, их правах и обязанностях. Но поскольку такую систему в Одессе не выстроили, горожанам крайне трудно добиться справедливости.

- Схема, по-моему, сложновата. Сможет ли она нормально функционировать?

- Такая схема действует еще с советских времен, так что сложностей не может быть никаких. Это принято во всем мире. Если вы, например, купите в магазине некачественную кильку, то будете предъявлять претензии именно торговой точке, а не траулеру, который выловил ее в океане.

В этой же связи я хочу отметить, что директоров ЖКСов назначает горсовет. Он же является учредителем предприятий-производителей тепла и горячей воды, а также предприятий, обслуживающих жилые дома коммунальной формы собственности. Поэтому наладить сотрудничество и координацию между ними — не столь сложное дело.

Хотя в 2005-2007 годах, когда происходила вся эта эпопея с «назначением» исполнителей, многие чиновники уверяли, что требования закона неудобны и невыгодны. Например, занимавший должность вице-мэра по вопросам ЖКХ Николай Рубля часто говорил, что ЖЭК не может нести ответственности за тепло, произведенное на теплостанции, за воду, которая забирается из Днестра и так далее. А потому требования Закона объявлялись нелогичными и не подходящими к одесским реалиям, вследствие чего горсовет присвоил себе право на эксклюзивное нарушение законодательства якобы для «удобства горожан». И тут возникает вопрос: а почему же тогда горсовет не обжаловал «неудобные» требования Закона в суде.

- Почему такая ситуация стала возможной? Есть ведь правозащитники, да и в Киеве надзирательные органы не сидят без дела.

- В горсовете это решили следующим образом. Они признают, что решение 1173-V незаконно и у меня есть соответствующие письма от официальных инстанций — того же Юридического департамента. Но при этом делается вид, что несоответствие законодательству вот-вот будет устранено. Так, в решении горсовета «Об утверждении плана деятельности Одесского горсовета на 2010 год» первым же пунктом значилось приведение решения 1173- V в соответствие с действующим законодательством. То же самое — в плане на 2011 год в 11-м пункте, — его должны были рассмотреть во втором квартале, однако так и не рассмотрели.

Все нормативные документы принятые горсоветом, которые я здесь привожу, можно найти на официальном сайте в разделе «Регуляторная политика». Никто не делает из этого тайны. И вот, если приедет проверка из Киева, им покажут документ — мол, «смотрите, мы готовы внести в это решение изменения и привести его в соответствие с законодательством. Это даже в годовом плане есть…» И на этом все заканчивается. Так было при Эдуарде Гурвице, и точно так же продолжается теперь.

Давайте представим себе позицию горсовета в случае, если проблема станет достоянием гласности. Возможно, Алексей Костусев заявил бы, что городу досталось много проблем от минувшей власти, и у чиновников просто руки не дошли до назначения исполнителей. Или, например, сказал бы, что только сейчас узнал о проблеме и берется ее решить. Как бы вы прокомментировали подобные заявления?

Начнем с того, что Алексей Костусев не может не знать об этой проблеме. Летом 2010 года, когда он еще возглавлял Антимонопольный комитет Украины, я обратился в территориальное управление этого ведомства в Одесской области с заявлением о том, что горсовет нарушает требования законодательства по определению исполнителей услуг. И 30 июля мне пришел ответ, что по результатам моего заявления Одесскому городскому голове рекомендовано принять меры по приведению решения горсовета №1173-V от 5 апреля 2007 года в соответствие с действующим законодательством. Это решение просто не могло быть принято без участия Алексея Алексеевича.

Также городской голова наверняка знает, что сейчас органы власти взяли под контроль вопрос определения исполнителей на местах. В частности, тот же Антимонопольный комитет весной этого года обязал городские власти Судака в Крыму определить исполнителей. При этом в письме АМКУ отмечалось, что бездействие местного совета привело к негативным последствиям для потребителей. А в Киеве городские власти еще весной грозились уволить начальников ЖЭКов, которые не подписали договоры с жильцами.

- Кстати, вы говорили, что договоры, которые заключают производители коммунальных услуг с абонентами в Одессе, не соответствуют типовым образцам. В чем отличие?

- Во-первых, они раза в два меньше. Согласно постановлению КМУ № 630 от 21 июля 2005 года были утверждены Правила предоставления услуг населению по водо- и теплоснабжению. И к ним прилагается разработанный и утвержденный правительством типовой договор. На его основе потребители и должны получать услугу (одну, а не две!) по теплоснабжению, снабжению горячей и холодной водой, водоотведению. У нас же получилось, что часть этой услуги — холодную воду и водоотведение, — вычленил «Инфоксводоканал», а тепловые сети — тепло и горячую воду. Но ведь права и обязанности в этом договоре определены только для одного исполнителя. Более того, 21-я статья Закона «О жилищно-коммунальных услугах» также четко регламентирует права и обязанности исполнителя. Исходя из вышеизложенного, получается, что данные коммунальные предприятия, не будучи назначены исполнителями, к тому же не могут выполнить условия типового договора, о чем письменно мне было сообщено в сентябре 2011 года из департамента городского хозяйства. И этот факт подчеркивает, что эти предприятия не назначены и не могут быть назначены исполнителями.

По этой причине в Одессе подделаны тысячи договоров, о которых мы не знаем, кто их утвердил и когда. В них права и обязанности сторон не прописаны в полной мере, не указаны телефоны, по которым может обратиться абонент в случае чрезвычайной ситуации.

В этой связи очень важно отметить, что потребителями коммунальных услуг являются не только простые люди, но и Юракадемия, прокуратура, горсовет. В этих организациях много умных, юридически грамотных людей и, тем не менее, никто не обращает внимания на то, что в городе, по сути, нет правоотношений в сфере предоставления коммунальных услуг.

- Кстати, кто еще состоит в вашей инициативной группе и помогает одесситам судиться?

- Моими соратниками уже много лет являются Светлана Дудина и Игорь Сорокин. Светлана живет в центре, Игорь — на Таирова, а я — на поселке Котовского.

- Олег Петрович, вы многие годы посвятили судебным тяжбам с коммунальщиками. А что лично вы сделали для улучшения быта одесситов?

- Я своими руками высадил более 70 деревьев в районе, где живу, и теперь ухаживаю за ними. А самостоятельно чинить батареи на лестничной клетке, извольте, не моя задача. Зато я надеюсь, что дело, которым занимаюсь я и мои соратники из инициативной группы по соблюдению законности в сфере ЖКХ, приведет к положительным изменениям в жизни горожан. Действующее законодательство позволяет наладить цивилизованный диалог между потребителем, исполнителем и производителем услуги. Нужно просто соблюдать букву закона.


Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество
1 0
Все интервью