Евгений Женин: «Все хорошо, прекрасная Маркиза», или «О времена! О нравы!». Субъективный взгляд на театры Одессы

07.04.2012 в 11:13:21|Общество
1 2
Евгений Женин: «Все хорошо, прекрасная Маркиза», или «О времена! О нравы!». Субъективный взгляд на театры Одессы

Недавно Одесса отмечала Международный день театра – праздник всех работников и любителей театральной сцены. О разных сторонах медали под названием «одесская театральная жизнь» своими мыслями с нами поделился член Международной гильдии кинокритиков, Национального союза журналистов Украины, Национального союза кинематографистов Украины, Национального союза театральных деятелей Украины Евгений Женин.

- Поговорим о жизни наших театров на момент весны 2012-го года. Какие мы видим реалии? Как Вы оцениваете состояние театров?

- В Международный день театра, как водится, отмечали достижения. На праздниках зачастую принято говорить, что все великолепно. Навскидку: Русский театр чуть ли не рекордсмен по количеству ежегодных премьер, Оперный театр блестяще зарекомендовал себя на гастролях во Франции, Украинский театр – это апробированная площадка для экспериментов новых режиссеров, таково кредо Игоря Равицкого – давать шанс молодежи, искать новое. Театр оперетты – это блистательное созвездие классиков. В ТЮЗе – молодой и талантливый директор с актерским дипломом Щепкинского училища. Театр Кукол не отстает: все делается для того, чтобы театр вышел из забвения. Кстати, именно театр кукол прекрасно себя проявил в капустнике, сорвав громкие овации.

Словом, все пляшут и поют? Так это же изумительно! Но это одна сторона медали. Теперь посмотрим на другую. Боже мой! Куда мы попали! До какого дна скатились одесские театры!?

В Русском, как можно слышать порою, что «Дядя Ваня», что «Пиковая Дама» – ничего общего с Чеховым и Пушкиным соответственно. В Украинском сам Равицкий мало спектаклей ставит. Музкомедия превратилась в площадку для заезжих звезд шоу-бизнеса. Техническое состояние ТЮЗа не соответствует никаким требованиям. Кукольный – на правах бедного родственника, не имея собственного здания. А в Оперном вообще кошмар: скандалы и склоки!

Как итог: ощущение праздника отсутствует напрочь. Ад кромешный и все! Вот вам два взгляда на одесские театры. И тот, и другой, казалось бы, имеют под собой конкретные факты. Но ведь тут важно, как смотреть на эти факты, как их сопоставлять и соотносить, и что в результате получается…

- Как выживают наши театры в столь затруднительном, с точки зрения финансов, положении? Жив ли наш театр сегодня?

- Я субъективен, конечно, но хочу надеяться, что опыт и профессиональные возможности дают мне повод и право оценивать ну хоть сколь-нибудь объективно одесскую театральную жизнь. Так вот. В исключительно сложных обстоятельствах театры все-таки выживают. К счастью, их не задавили Интернет, фильмы-сериалы, гастроли «попсовиков». Что помогает выкручиваться, спросите вы? Скажу: у театров есть руководство, которое пусть и чудом, но все же делает свое дело. И оттого в Одессе театр гораздо больше жив, чем «не жив».

Образцом для всего постсоветского театрального пространства, по-моему, может служить Одесский Национальный театр оперы и балета. Долгое время там были внутренние проблемы, смена директоров, бесконечный ремонт. Сегодня, директор театра Надежда Бабич и художественный руководитель Василий Навротский – это те люди, которые крепко, но при этом тонко и очень талантливо делают свое дело и выпускают прекрасные спектакли. Опера «Турандот», балет «Тайны древнего леса» – это спектакли достойные академической сцены. А само уже только имя маэстро Александру Самоилэ – и вовсе музыкальный бренд  мирового уровня.

Что касается состава актеров: вслед за Анатолием Бойко, Анатолием Дудой и Людмилой Шириной, за этими корифеями, пошли более молодые – Татьяна Спасская, Елена Стародубцева, еще более молодой Александр Шульц. А Лариса Зуенко, заметьте, стала одной из лучших вокалисток Европы. Увы, проблема театра – это группка людей, которая пытается ничтоже сумняшеся заявить о себе на фоне звезд. Едва ли не на руководство театром, быть может, тщетно пытается претендовать машинист сцены, который считает, что имеет на это право из-за своей принадлежности к Независимому Профсоюзу Работников малого и среднего бизнеса?! Это же смешно и дико! Проскурни было достаточно Оперному театру. Хватит. Ой, видать – не зря говорят: «муки творчества».

Впрочем, о муках творчества. Иногда трудно понять причины их появления. Вот пример. Блестящий костяк мэтров – в театре Музкомедии. Но у замечательного мастера сцены и фактического лидера труппы нет статуса худрука де-юре – и, значит, нет необходимых рычагов для полноценного решения многих вопросов… Искренне жаль!

- В чем, на Ваш взгляд, основная проблема Русского и Украинского театров?

- Русский театр хоть и стал академическим, тем не менее, не имеет полноценного, если угодно, штатно-персонифицированного крепкого художественного руководства. По поводу художественной политики театра возникают вопросы. Скажем, обилие премьер, с одной стороны хорошо – зритель идет, есть касса. Но при валовом выпуске спектаклей, которые поставлены на конвейер, можно ли говорить о всегда должном уровне этих постановок? Мне кажется, уровень театра в немалой степени определяется этим конвейером, и даже наличие многих хороших актеров не всегда может выручить… Но вот спектакль «Одесса у океана» по Виктору Шендеровичу стал, наконец-то, и проблеском, и блеском одновременно для Русского театра. Это нужно видеть и знать.

Насчет Украинского театра, на капустнике сказали: «Украинскому театру надо давать не премии, а компенсацию за то, что он работает в Одессе». Из-за языка. Это объективно большая проблема для театра. Из-за нее театр мог бы даже остаться вне фокуса внимания. Но тем значительнее заслуга подлинных подвижников – директора Валентины Прокопенко и худрука Игоря Равицкого – в том, что этого не происходит.

- Кто из представителей одесской власти поддерживает театры? Почему нет должного финансового вливания в театры Одессы? Особенно, хотелось бы, обратить внимание на техническое состояние ТЮЗа и Кукольного театра.

- ТЮЗ в жутком техническом состоянии. Это горе, беда и боль сердечная для всех. И это при том, что, к примеру, спектакль «Потап Урлов», поставленный Владимиром Наумцевым, номинирован на солиднейшую международную премию в Германии. Не хватает денег на постановку спектаклей, приходится решать проблемы даже с оплатой драматургии для постановок. Ремонт обещают все и всегда, но пока это еще обещания…

Впрочем, эти проблемы характерны не только для ТЮЗа, но и для других. Даже при том, что многое искренне и с душой, с энтузиазмом пытается делать и сделать молодой начальник областного управления культуры Владислав Станков. Но и он, к сожалению, не всесилен, а к тому же он не Ротшильд, не Морган и не Дюпон.

Политики и бизнесмены зачастую к искусству равнодушны. А к чему многие из них неравнодушны, кроме собственного кармана? Это если человек с детства взращен на критериях человечного, доброго, светлого, прекрасного, то он, как Сергей Гриневецкий, скажем, никогда равнодушен к культуре и искусству не будет. Но много ли таких, как Гриневецкий?

- Как насчет условий жизни работников театра? Какие зарплаты, и выдают ли квартиры или хотя бы комнаты в общежитиях?

- Квартиры практически никому не дарят. Отсюда проблема с приглашением иногородних актеров, молодого пополнения. Хорошо, когда удается найти комнату в общежитии творческих работников. Но оплата жилья может составлять «львиную долю» зарплаты молодого актера. В Русском театре, мне рассказывали, еще несколько лет назад думали было пригласить главного режиссера, но где его поселить и что ему платить?! Ведь зарплата ведущего актера, с десятками лет стажа и с почетным званием не обязательно конкурирует со средней зарплатой по Украине. Достаточно сказать, что зарплата художественного руководителя не достигает 80-ти процентов ставки секретарши в «престижном офисе». Актрисы получают порою в два раза меньше, чем уборщицы в каких-то организациях. (Заметьте, я не имею ничего против уборщиц!)

- На каком уровне подготовка кадров для театров в Одессе?

- В Одессе якобы есть подготовка профессиональных актеров, но… давайте лучше не будем… Спасибо хоть на том, что у нас есть энтузиаст Анатолий Падука (художественный руководитель Театрального лицея). На мой взгляд, это педагог от Бога, пестующий таланты, работающий по методике лучших театральных школ. И – все. А вообще-то в Одессе, в театрально-художественном училище пре-крас-но, как нигде в Украине, готовят для театра технические кадры, а вот режиссерской и актерской подготовки на требуемом уровне в нашем городе, к сожалению, я не вижу

- А что касательно наших театров беспокоит Вас больше всего? На какой момент, находящийся не на поверхности, стоит обратить внимание?

- Есть еще одна глобальная проблема театральной жизни Одессы - отсутствие настоящей театральной критики. Наверное, кое-кто предпочитал бы иметь «карманных писак», которые будут «вылизывать» театр, что он бы ни делал. Слава Богу, знаю, что в Оперном и Украинском театрах, в ТЮЗе – напротив: заинтересованы в откровенной и объективной, а главное – профессиональной критике.

Впрочем, мне нередко говорили: «Ты «испорчен» хорошим театром». Видимо, я «испорчен» и хорошей критикой, и хорошей журналистикой.

И все же… Если сегодня проблем «выше крыши», если театрам безумно тяжело, то, может быть, именно это обстоятельство дает возможность «выстреливать под естественным давлением», как в физике, именно то, что имеет право на жизнь. И, справляясь со своими проблемами, театрам Одессы удается все же показывать спектакли на профессиональном уровне и радовать зрителей достойными премьерами.


Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество
1 0
Все интервью