Необычные одесситы: Свежий взгляд на городскую архитектуру от Юлии Казаковой

02.03.2012 в 20:31:11|Общество
1 0
Необычные одесситы: Свежий взгляд на городскую архитектуру от Юлии Казаковой

Каждое поколение приходит в жизнь с новыми ценностями, которые через 20-30 лет становятся нормой. Это касается и архитектуры – той самой современной архитектуры, которой, в силу старения нашего города, становится все больше и больше. Уже сейчас многие одесситы приходят в ужас при виде новых домов.

- Юлия, в свое время мне приходилось бывать на нескольких выставках студенческих работ и от некоторых проектов мне, признаться, становилось плохо: какие-то ломаные формы, резкие линии, здания сформированы из стекла и металла. Полное торжество механистичности и никакой гармонии. Неужели именно таковы тенденции в современной архитектуре?

- Здесь сочетаются разные вещи. Применение стекла, металла и новых материалов, — это действительно тренд. К зданиям сегодня предъявляются совсем иные требования, чем 50 или 100 лет назад. Но не следует забывать, что стиль – это всего лишь направление для творчества. Очень многое зависит от автора, какие нюансы он привносит и как их сочетает. А потому любая эпоха – от ренессанса до деконструктивизма – порождает и хорошие, и плохие образцы.

Так вот, студент не имеет тесной связи с практикой. Напротив, ему полезно помечтать, попробовать сделать нечто смелое и авангардное. И то, о чем вы говорите, — это не совсем удачные попытки подражать мэтрам с мировым именем, вроде Захи Хадид. Ведь одно дело заниматься репликанством, а совсем другое – понять и воплотить философию направления.

- То есть вы считаете, что не все так плохо с современной архитектурой?

- Именно так. И если даже говорить о сочетании современных форм с исторической застройкой, то в мире есть очень много примеров, когда новые здания, даже необычные по замыслу и выполненные из стекла и металла, очень удачно вписываются в городскую среду, подчеркивая красоту старины.

Сочетание старой и новой архитектуры на улицах Лондона. Фото: Ю. Казакова

- О мировом опыте мы еще поговорим, а пока давайте за Одессу-маму. Учитывая величие архитектурного наследия, у нас стало модным «навешивать» на современные дома традиционный декор. Насколько это удачный подход?

- Опять-таки, все зависит от мастерства зодчего. Если он сочетает старое и новое в целостный и гармоничный образ – то почему бы и нет? Это в идеале, а на практике выходит не всегда.

Я уже говорила, что требования к домам сильно изменились. Современное здание, это сложная инженерная конструкция, напичканная коммуникациями и оборудованием. И это не может не отображаться на его облике. Так что слепое копирование старины – заведомо проигрышный вариант.

- Приведите примеры откровенно удачных и неудачных проектов.

- Вот, например, дом с атлантами на Греческой площади – весьма жалкое зрелище. Здание слишком тяжеловесное, пропорции выбраны неверно, ордерная система взята «с потолка». А ведь все это придумали еще древние греки, а современные студенты изучают на первом курсе.

Между тем, очень удачным получилось здание ТЦ «Европа» на Дерибасовской, хотя его создатель Артур Свейда напрочь отказался от стилизаторских приемов. Я знаю, что постройка вызвала весьма неоднозначную реакцию в обществе, но, с точки зрения архитектурной теории, все сделано очень правильно: она не выбивается из ряда соседних домов, а черное остекление как бы «скрывает» ее. Это вообще очень удачный прием, позволяющий оттенить красоту окрестных построек и насаждений. То же можно сказать и о доме на углу Преображенской и Большой Арнаутской. Он не нарушает перспективу и гармонично смотрится рядом с домами в стиле «модерн». Опять-таки, большую роль в создании образа здания сыграло применение тонированного стекла.

- Но есть ведь примеры, когда старое и новое сочетается достаточно гармонично, ТЦ «Афина», например.

- Согласна. В целом «Афина» вышла вполне симпатичной. Я знаю людей, которые ее проектировали: они подошли к делу очень ответственно. Но создать полную гармонию им не удалось. Например, стремясь выдержать пропорции и симметрию, они сделали в некоторых местах фальш-балконы, у которых нет дверей. Подобных конфликтов сложно избежать, если большое и напичканное коммуникациями современное здание «втискивать» в традиционные формы.

К сожалению, архитекторы не всегда могут повлиять на объем и расположение постройки – это решают городские власти и заказчик. «Афине» слишком велика для Греческой площади и заметно давит на пространство. А вот внутри все продумано великолепно. Простая и четкая система планировки и – непередаваемое ощущение пространства, усиленное легкостью конструкций, прозрачными витринами и сводом.

- Очень важной составляющей восприятия города является цвет. Как нам перекрасить центр, да и весь город, чтобы было приятно посмотреть?

- Если говорить о центре, то его и перекрашивать по большому счету не надо, нужно только «освежить». А все потому, что принятая еще в эпоху классицизма палитра как нельзя лучше подчеркивала красоту нашего города. Если говорить об «образе на экспорт», то большую часть туристического сезона в Одессе светит солнце. И принятые у нас тона желтого и оранжевого цвета с выделением элементов декора белым цветом как нельзя лучше гармонируют с погодой и создают у гостей города весьма приятное впечатление. Зато в холодное время года, которое у нас обычно мрачноватое и дождливое, эти цвета восполняют «серость» бытия. Думаю, если дома просто регулярно подкрашивать, Одесса превратиться в куколку – заглядишься.

Кстати, про «серость». Если бы абсолютно все здания в городе были желтыми, это было бы очень скучно. Поэтому наличие определенного процента «иных» домов просто необходимо. Обратите внимание, как хорошо смотрится серое здание «Холодильника» на Пастера или кирпичные дома на Спиридоновской, 8 и Новосельского, 79. А сочетание серого цвета с красным кирпичом, как на Пушкинской, 5, и вовсе великолепно!

- Вы были в Лондоне, который по праву считается архитектурной столицей мира. Помимо того, что у них представлены чуть ли не все стили и форматы застройки, есть ли нечто такое, что было бы полезно перенять и нам.

- Главное – это public spaсe – публичное пространство. У нас это просто словосочетание, у них – термин. Несколько упрощая, можно сказать, что публичное пространство это место, в котором вы можете взаимодействовать с окружающей средой. Когда вы идете по красивой зеленой улице, любуясь видом, — это еще не public spaсe. А вот если по пути установлены лавочки, где вы можете отдохнуть, если есть фонтан, возле которого назначают встречи и, скажем, рампа для роллеров, наконец, если все это организовано в единый комплекс, — это пространство по праву можно назвать публичным.

Так вот, в Лондоне его встречаешь постоянно, а вот в Одессе – явный дефицит. Есть, например, скверик на стыке Бунина и Преображенской с памятником Гаврику и Петьке. Прекрасное место, в котором так нуждается перегруженная улица. Другие удачные примеры – мемориальный сквер в начале Прохоровской на Молдаванке, а также Горсад. Последний интересен наличием интерактивного памятника – на Утесова можно не только взглянуть, но и присесть рядом, сфотографироваться. Это очень оживляет и пространство, и людей.

К сожалению, подобных мест в Одессе мало. И даже слабая попытка оживить бульвар Жванецкого достойна всяческой поддержки.

- Лавочки и скверики по всему городу – моя светлая, но безнадежная мечта. Потому что я понимаю: поломают, разрисуют…

- Чтобы этого не случилось, место должно быть уникальным, иметь индивидуальную ценность. Тогда люди относятся к нему более бережно. По этой причине в том же Лондоне своеобразие считается важной чертой публичного пространства. Обеспечить его можно, например, поставив какой-нибудь диковинный памятник, вроде Чижика и гоголевского Носа в Санкт-Петербурге.

- Как вы считаете, почему именно Лондон стал одним из законодателей архитектурной моды как в плане отдельных сооружений, так и в вопросе организации городского пространства. Дело ведь не только в специалистах и капиталах – они есть и в Москве.

- Из моих наблюдений: лондонцы очень толерантны и готовы к экспериментам. Это настоящая лаборатория вкуса. Начнем с того, что лондонские домовладельцы регулярно выкрашивают свои дома в любой понравившийся цвет. Это же касается дверей, наличников окон, чего угодно. И хотя соседи вряд ли согласовывают свои действия, в итоге получается крайне симпатично. Даже исписанные фанатами «Битлз» стены легендарной звукозаписывающей студии на Эбби-роуд – это настоящее произведение искусства.

Ну, а если говорить о серьезной архитектуре, нужно признать, что в Лондоне исторически сложилась сильнейшая школа и очень мощная профессиональная тусовка.

Так раскрашивают свои дома жители Лондона. Фото: Ю. Казакова

- Могут ли наши архитекторы быть затребованными в Лондоне и вообще за рубежом? Насколько проще и выгоднее реализоваться там, чем здесь?

- По правде говоря, в Лондоне и своих специалистов хватает. Помимо британцев, туда едут толпы народу из Индии, Африки и так далее, а в последние годы к ним прибавился огромный поток поляков и прибалтов. Это, во-первых. А во-вторых, человек, который может найти работу там, и здесь без дела сидеть не будет. Разница в доходе есть, но она компенсируется тем, что на Западе цены на многие услуги гораздо выше. А ведь нужно и квартиру снять, и в городе пропитаться, и на работу приехать, и одежду купить. Так что еще неизвестно, где лучше.

- А что вы делали в Лондоне?

- В рамках университетской практики я подготовила проект школы на 240 учащихся в районе Тоттенхэм. Участок – заброшенное место у железной дороги, а прилегающий район, мягко говоря, не самый престижный и заселен в основном эмигрантами. Зато там есть настоящие пруды, и я решила, что это будет большим достоинством проекта. Школа ведь подразумевает не просто строительство, а реабилитацию всего участка. Это украсит и оздоровит район. Мне вообще очень нравятся такие превращения, когда человек формирует среду, а среда – человека.

Школа в Тоттенхэме. Проект: Ю. Казакова

Также для меня было очень интересно гармонично вписать объект в окружающую местность. Например, я отказалась от значительного выравнивания участка, и школа у меня находится на нескольких уровнях. И это не только сэкономит деньги застройщику, но и позволит создать выразительную игру объемов на фоне лужаек и деревьев.

- Спасибо, Юлия! Я искренне желаю вам и всем нам, чтобы конструктивизм от Юлии Казаковой сделал Одессу еще лучше, публичнее, комфортнее и при этом подчеркнул красоту мастеров ХІХ века.


Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество
1 0
Все интервью