Дороже золота!

04.07.2006 в 13:13:59|
0 0
Дороже золота!

В своё время автор всемирно известного периодического закона химических элементов Дмитрий Иванович Менделеев, рассуждая о потенциальных свойствах нефти, заметил, что топить, в случае чего, лучше ассигнациями. Наш сегодняшний собеседник, член Совета директоров «Kaalbye Group Holding Ukraine» Игорь Урбанский считает, что Украина имеет уникальный и неисчерпаемый, Богом данный источник экономического процветания, который, на самом деле, намного ценнее даже сверхнужных стране углеводородов.

– Игорь Анатольевич, как прикажете вас понимать?:

:– А ничего сенсационного в том, что я скажу, нет. О чём идёт речь? В Украине, как принято считать, нет запасов газа и нефти в глобальных промышленных объёмах. Мы также мало надеемся на наши недра в части золота и алмазов. «Приданного» от Природы у страны как у золушки. Ресурсное банкротство, да и только! Но горькие слезы по энергетической и прочей ресурсной «незалежности» Украины можно смело «промокнуть» документом, имя которому государственная программа «Украина – транзитная страна». Квинтэссенция Программы как таблица умножения: «А у нас в квартире газ – а у вас?», «А у нас – газопровод, вот!».

Как бы там ни было, а страна – с газом. И, на мой взгляд, по нормальной компромиссной цене. Да, теперь она не сахар. И само газовое соглашение не без изъянов. Однако, почему столь политизированный договор мог вообще состояться? По одной простой причине – мимо нас пока пройти нельзя. Подчёркиваю: пока. А потому мы должны как можно быстрее принять этот вызов, и выйти на новый виток современнейших энергосберегающих технологий. Подчеркиваю всем – химикам, металлургам, рядовым гражданам. Как правило, не бывает исторического худа без какого-либо добра. Вот когда в подобной ситуации оказалась Англия, кроме прочего, в небе Лондона начал барражировать вертолёт с тепловизором. И когда наблюдатели поняли, что тепло в основном уходит через окна, это стало днём рождения мощнейшей индустрии теплосберегающих оконных пакетов. А в Швеции 80% всей энергетики страны добывается из отходов производства. Да, кстати, и у нас в Донецке есть металлургический завод, работающий на впрыске угольной пыли. К чему я всё это говорю? А к тому, что в стране уже есть серьёзные деньги. И надо создать все условия, чтобы их было выгодно вкладывать в энергосбережение. И кризис будет преодолён с огромной пользой для страны. Но это уже – «заметки по поводу», а нам надо вернуться к транзиту.

Смотрите. Украина имеет уникальное геоположение. И как мы его используем? Так же ничтожно, как и возможности нашего мозга. А рядом – румынский порт Констанца. В него ежегодно вливаются сотни миллионов долларов – и он стал южной «глоткой» Европы. Но, к счастью, волею небес Карпаты очень предметно отделяют эту самую Констанцу от Центральной, Восточной и Северной Европы. Вот где наш шанс! Ещё не скоро через горы будут проложены такие автобаны, как в Альпах – на это уйдут десятки лет. Только нам уже никак нельзя засиживаться на старте. А при правильной, умной и проворной политике порты Одессы вполне могут стать точно таким же «окном» в Европу, и, конечно, Россию. Мы ни в коем случае не должны пропустить тот момент - «момент истины», когда будем ещё интересны. Ведь может наступить час, когда «северные соседи» нам скажут: мы вас звали, предлагали сотрудничество, но время ушло. Теперь мы будем развивать Усть-Лугу…

– Так уже развивают – и какими темпами!

:– … строить порты в Беломорье, и за Полярным кругом. На эти цели, по моим сведениям, выделено около ста миллиардов рублей. Да если бюджет даёт такие деньги, те же Потанин и Мордашов костьми лягут, а эти проекты пойдут. И, несмотря на то, что ещё со времён Екатерины II железные дороги строятся в направлении Север-Юг, Россия развернёт их в обход Украины. Мы обязаны остаться привлекательными для россиян, и не только для них - это, если хотите, наш карт-бланш, другого может не быть! Наши транзитные порты должны значительно усилить свои коммерческие «манки», но для этого надо много и очень быстро работать. Транзитный потенциал Украины – колоссален, но и транжирим мы его пока безбожно-преступно. Хотя, лёд тронулся. Создана государственная межведомственная комиссия по этим вопросам, просчитан пилотный проект качественно иной загрузки Одесских портов, в том числе контейнерного терминала. Знаете, какой норматив прохождения контейнера через таможню у румын? Пять минут. У нас же можно простоять полтора суток. Здесь тысячи нерешённых проблем, но игра стоит свеч – большая украинская трансазиатская и трансевропейская игра. За ней – будущее.

– Вы начали разговор едва ли не с «программных» суждений, а хотелось бы, прежде всего, познакомить с вами читателей. Вы родом-то откуда?

:– Урбанские в предсоветских поколениях жили в селе Забара (потом – Червона Трыбунивка) на Винничине. Большое красивое село, роскошные сады, жирный чернозём. Но я его увидел значительно позже, ибо сам родился в Грузии, в семье военного, на территории ныне знаменитой российской базы в Ахалкалаки. Это прямо на границе с Турцией. Отца – старшего лейтенанта артиллерии – переведен туда из Германии. Потом был Кутаиси, где я и закончил школу. А в 1970-м приехал в Одессу, и поступил в высшее мореходное училище.

(В это время Урбанскому позвонили, и, поговорив с абонентом, Игорь Анатольевич пояснил нам суть беседы, свидетелями которой мы невольно стали).

:– Звонил мой партнёр, владелец двух судоходных компаний из России: его флот ремонтируется сейчас на нашем судоремонтном заводе, которым, к слову, руководит мой старший сын.

Так вот, из моего класса, состоящего из 20 мальчиков и четырёх девочек, в Грузии остался один – он потом был высокопоставленной фигурой в личной охране Эдуарда Шеварднадзе. А я поддерживаю отношения с Юрой Бузиашвили – заместителем главного врача московского Института хирургии сердца имени Бакулева – того, что на Рублёвке. Ныне он академик медицинской Академии наук России: палец бы не дал ему перебинтовать в своё время. А сейчас он большой учёный, известный хирург, «на старости лет» склонный к философствованию. Спрашиваю у него: как там, в Грузии, и слышу в ответ: а как там может быть? Русские и евреи уехали, а князья работать не умеют и не хотят. Там ведь каждый второй – «князь».

– Вы Грина в юности читали?

:– Конечно. Но, сказать откровенно, паруса меня тогда не пленяли. Хотя путешествиями грезил. А поступать хотел во МГИМО. Но отец мне сказал честно: получить подпись первого секретаря ЦК партии Грузии на твою характеристику я не смогу. Поэтому, ты туда не поступишь. Отец, вообще-то говоря, очень искренне отдавался службе, и моим воспитанием занимался явно меньше чем обороноспособностью страны. Но, как-то всегда в поворотные моменты появлялся рядом, и, бывало, серьёзно выручал. К примеру, когда меня уже практически отчислили с третьего курса мореходки.

– За что, позвольте спросить?

:– Я был дисциплинированным курсантом, прилежно учился, но солдафонства и низости не терпел: всё-таки, флот торговый, а не военный. А тут старшина утром списывает у тебя контрольную по математике, а вечером специально находит ничтожный повод, чтобы отправить тебя драить гальюн – явно в отместку за утреннюю потерю лидерства. Откровенный садизм. И получив ни за что два наряда вне очереди, я со всем юношеским максимализмом, тут же перед строем «вздул» обидчика. Понятное дело, меня, отличника из отличников, начали «паковать» на выход. Обратиться к отцу за помощью я не мог даже под дулом пистолета, но совпало так, что он из Киева возвращался в Кутаиси, и заехал в Одессу. К концу дня меня уже никто не отчислял. Училище я закончил с красным дипломом, и стал первым капитаном на выпуске – в Черноморском морском пароходстве. А было мне тогда тридцать с хвостиком.

– И дальнейшая жизнь казалась сплошным подарком судьбы…

:– Нет-нет. В тридцать три года я как-то сразу и глубоко понял, что это – навсегда, и мне стало страшно.

– Одномоментно?

:– Именно так. Знаете, вот – зима, Индийский океан, штиль, гладкие воды, куда ни глянь – сплошная полоска горизонта. Закончил совещание, все ушли, и я задумался: а что же дальше? И ужаснулся. Впереди – до пенсии – лежала вечность. И это всё? Не согласен! А ходил я к тому времени по морям и океанам и по полгода, и по девять месяцев, и уже чётко себе представлял, что меня ожидает.

– С чего же начинали новую жизнь?

:– Так получилось, что одно СП купило тогда небольшой речной пароход, и его надо было сконвертировать в класс «река-море». Я взялся, получилось, судно было зафрахтовано, а спустя год мне стало ясно, что пора создавать собственную компанию. Она и была открыта – вместе с моими нынешними компаньонами. Сейчас у нас в менеджменте находится изрядное количество пароходов, мы занимаемся судоходной логистикой, у нас, вообще, судоходный кластер – всё, что касается судоходства, у нас есть.

– Насколько крупным является холдинг «Kaalbye»?

:– В зависимости от колебаний рынка мы управляем флотом до 30 пароходов. Но зарабатываем не только перевозками: даже мороженое производим. Cейчас мы ведём переговоры о том, чтобы купить «в пакете» десять пароходов. Я хочу начинать строить суда на родных верфях. Думаю, это первый признак того, что как судовладельцы, мы состоялись. Пожалуй, небезынтересно отметить – судоходство кастовый вид бизнеса, в нём трудно задержаться случайным людям.

– А сколько в Украине компаний?

:– Видных – всего ничего. Коммерческий флот Донбасса, Украинское Дунайское пароходство, несколько частных фирм…

– А вы можете объяснить, куда делось ЧМП?

:– Провалилось в чёрную дыру. Это кошмар. Меня могут обвинить в охоте на ведьм, но я считаю, что это была скоординированная и очень хорошо организованная операция против самого большого в мире судоходного предприятия. Хотя озвученная идея была хороша – отдать суда в европейский менеджмент, под это дело получить серьёзные инвестиции, и обновить флот. Но цель исполнителей оказалась иной – тупо украсть и развалить. В результате более 350 судов растворилось без следа. Это огромное количество, три департамента – сухогрузный, балкерный, контейнерный. И сейчас Украина – фактически без флота.

– Как его вернуть?

:– А он весь уже давным-давно порезан в Индии на металлолом. Но есть другая позиция. Мы не стоим с протянутой рукой: дайте нам денег, и мы построим флот. Но мы говорим: дайте нам грузы, и создайте условия, при которых отечественные грузы будут отданы исключительно национальному перевозчику. И вот тогда все подымут украинские флаги, и многие «блудные дети» Украины вернутся сюда навсегда. А сейчас украинскую продукцию возят корейцы, греки, и только крохи достаются нам. Но рынку не прикажешь, поменять ситуацию можно лишь рыночными средствами. И государственными – тоже. Вот продали «Криворожсталь». Так рачительное государство сделало бы всё, чтобы всю логистику на те семь миллионов тонн металла, которые намерены производить индусы на экспорт, они с радостью отдали бы нам. Но этого же нет. А я бы очень хотел видеть, чтобы, предположим, транспортной логистикой грузов из Дюссельдорфа занималась какая-нибудь украинская компания. Исключено. Может быть, именно в силу этих причин я и иду в политику. Всё-таки, очень тонкая это материя – логистика, судоходство, чтобы перепоручать её другим людям. Я не люблю пафосных слов, но клянусь вам – за державу обидно! Ведь только в одной Одесской области глубоководных портов больше, чем во всей европейской части России. А толку?

– Игорь Анатольевич, вы идёте на выборы по списку Соцпартии Украины. А что социалистического на вашем предприятии?

:– Хороший вопрос, спасибо. Я убеждён: социализм – это, всё-таки, частная (и честная) собственность на средства производства, но в обязательном порядке со справедливым вознаграждением за труд. Я недавно беседовал с одним банкиром. Для него расстаться с деньгами – смерти подобно. Вот он считает: в вопросах зарплаты надо немножко отставать. Я же уверен, что надо слегка опережать средние зарплаты по отрасли, да и по стране в целом.

А вот сам выбор партии был практически предопределен. Вы обращали внимание, с каким достоинством в любой ситуации держится Александр Мороз? И до какой степени он последователен? В деловом мире это очень ценится. Так что мой выбор произошёл сам собой. Хочу, кстати, заметить, что мне очень нравился Ющенко. Но когда я увидел некоторых его министров, то вспомнил Бабеля: «Беня, мине сдаётся, что у нас горит сажа!». Вот когда я понял, что у нас горит сажа, то решил, что дальше в стороне оставаться нельзя. А потом к нам пришёл губернатор-социалист, и это очень упростило ситуацию. Я был просто сбит с толку уже в первое знакомство с Василием Цушко: знал же многих губернаторов-царедворцев. Небожители… Вальяжные, сановные, с плавными движениями, правильной речью: «Как дела?». И при этом – ни одной живой мысли. И тут – Цушко. Я увидел Человека. Посмотрите: он совершенно искренне полагает, что власть должна быть без «понтов». И менее чем за 10 месяцев стал в Одессе популярнейшей личностью. И даёт результат. А уж когда я познакомился с Иосифом Винским, увидел, откуда водичка течёт: расстановка кадров, железная внутрипартийная дисциплина, воля к победе. Мозговой центр. Тогда я окончательно утвердился в мысли, что мне с ними по пути.

– И будете сидеть «под куполом»?

:– Безусловно. В компании работа налажена. А за Державу обидно. Верю, время украинской «золушки» пришло - или сейчас или…

Александр Саква

«МК-интервью»


Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество
1 0
Все интервью