Игорь Урбанский: нужно развивать транспортную отрасль – и это поведёт за собой «цепочку» в развитии других отраслей!

29.06.2006 в 13:48:52|
0 0
Игорь Урбанский: нужно развивать транспортную отрасль – и это поведёт за собой «цепочку» в развитии других отраслей!

Политсовет Соцпартии Украины выдвинул одессита Игоря Урбанского на должность министра транспорта и связи в новом правительстве Украины. Предлагаем вам интервью Игоря Урбанского, данное им агентству «Репортёр», в котором гость рассказал о перспективах национального флота и морской отрасли, об особенностях украинской логистики, о судоходных компаниях, «удобных» флагах и многом другом.

«Репортёр»: - Игорь Анатольевич, какое, по Вашему мнению, значение имеет транспорт для развития Украины и, в частности, Одесского региона?

Игорь Урбанский: - Не для региона – для страны… Все знают, у нас ни нефти, ни газа. То, что есть, нельзя назвать тем количеством, которое нужно этой стране. Но у нас есть транспорт. Став транзитной страной и начав на самом деле серьёзно заниматься перевозкой транзитных грузов, страна может заработать очень большие деньги.

Те компании, которые занимаются доставкой грузов из одной точки в другую, берут как минимум 15% стоимости всего контракта. Это очень большие деньги. Представьте себе «Криворожсталь», которая будет семь миллионов тонн в год… Это их план, со следующего года они выйдут на эти цифры. Семь миллионов на 350 долларов – получаем огромную цифру. И от неё берём 15%. Это то, что заработает страна, если будет заниматься логистикой сама. Естественно, что страна сама логистикой заниматься не будет. Этим будут заниматься национальные логистические компании. В виде налогов эти деньги осядут в стране. Вот что значит транспорт! Не просто перевезти из точки А в точку Б. Когда мы берём всю проблему доставки «от дверей производителя до дверей получателя»… Я думаю, если этим страна займётся, если она создаст для этого все условия… поверьте мне, огромное количество стран живёт без нефти и газа.

«Р»: - Совсем недавно мы думали, что если экономика будет либеральной, тогда каждый предприниматель создаст условия для бизнеса. Почему сегодня Вы пришли к выводу, что государство должно заниматься транспортом?

И. У.: - Оно должно заниматься созданием условий для логистических компаний. Это не просто транспорт, не просто тарифы на железной дороге или в портах. Нет, надо ещё подумать о таможне, о таможенных переходах, о таможенных аэропортах, это целый пласт проблем, связанный с машиностроением. К которому мы неизбежно должны будем прийти, если мы займёмся сложными перевозками, например – когда судно доставляет груз в порт, а из порта это всё грузится на железнодорожный состав, везём это всё в Санкт-Петербург, где опять перегружаемся на суда – и этими судами развозим по Северной Европе. Такие перевозки называются интермодальными… Должно возрождаться судоходство. Наши национальные верфи должны, наконец, прекратить строить эти полуфабрикаты, которыми они занимаются сейчас… Стоит только заработать тем условиям, которые будут созданы для транспорта – и это поведёт за собой целую цепочку в развитии в других отраслях.

«Р»: - Одесса – морской город. Морской транспорт Вам ближе как никакой другой, Вы капитан дальнего плавания. Сегодня в управлении Вашей компании находятся десятки судов. Кстати, сколько судов находится в Вашем управлении?

И. У.: - Наверное, 24.

«Р»: - А под какими флагами ходят эти суда? Почему они не ходят под украинским флагом?

И. У.: - Не знаю, откуда начали говорить, что пароходы ходят, а не плавают? Переход, да переход… но обычно моряки говорят «плавают».

«Р»: - Как ни назови…

И. У.: - Да, как ни назови, процесс происходит, и флаг какой-то должен быть. Они работают под «удобными» флагами.

«Р»: - Что такое «удобный» флаг?

И. У.: - Существует целый ряд государств, по большей части это островные государства, которые представляют особые правила регистрации судов. Они больше практически ничем не занимаются. Но за то, что они предоставляют свой реестр для судовладельцев и дают свой флаг, они взимают определённый сбор. И довольно неплохо живут. Пароходы, работающие под «удобным» флагом, выходят из-под юрисдикции страны, из которой они управляются, и пользуются целым рядом льгот. Пароходство – довольно затратный вид производства, судовладельцы и управляющие считают каждую копейку. Поэтому уход под эти «удобные» флаги вполне обоснован. Украина имеет все возможности создать такие условия, чтобы украинские судовладельцы, менеджеры, операторы судов начали возвращать пароходы под украинский флаг.

«Р»: - Что этому мешает?

И. У.: - Многое уже сделано. Вы себе не представляете, как много документов сделано в недрах министерства транспорта! Нет политической воли и… да нет просто специалистов! Мне кажется, что нет просто специалистов, которые могли бы привлечь к этому вопросу внимание. У нас как ни новый министр транспорта, так сразу: «Я верну пароходы ЧМП!». Да нет их уже! Нет никаких пароходов, все они уже порезаны!.. Надо просто создавать условия для того, чтобы управляющие компании начали строить суда, поднимать на них украинские флаги.

«Р»: - Какие условия необходимы? Кто их должен создать? Почему до сих пор они не созданы?

И. У.: - Целый ряд законов, многие из них уже написаны. Их надо просто принять. Надо принять закон о судовом реестре. Нужны поправки к Кодексу торгового мореплавания Украины. Смешно сказать, украинский Кодекс торгового мореплавания был написан в 1993 году. С тех пор в Кодекс не внесена ни одна поправка. То есть, этим никто не занимается. Внутренние водные пути, скажем Днепр, Буг, плавание по внутренним водным путям вообще не описаны ни одним законом. Это какая-то правовая дыра! Я бы мог долго говорить на этот счёт. Мы знаем, что нужно сделать. Более того, я скажу, что 80% законов готовы. Их доработать, обсудить, провести пару пилотных проектов, посмотреть, как оно на самом деле работает – и всё можно запускать. И поверьте мне, сразу всё станет по-другому! Судовладельцы придут – и будут договариваться с нашими украинскими верфями о постройке судов. Украина когда-то входила в четвёрку стран, которые могли построить ракетные крейсеры. Сейчас их уже три страны. А потому что Черноморский завод стоит и ничего не делает! Вот эту квалификацию страна может потерять очень быстро. Восстанавливать её тяжело…

«Р»: - Сегодня существует группа, которая разработала концепцию промышленного возрождения Украины. И Вы входите в эту группу. Что Вы внесли в эту концепцию?

И. У.: - Я транспортник. Поэтому в основном мы говорили о том, чтобы страна стала морской державой и чтобы она стала транзитной морской державой. Бог так создал эту страну. Он её поместил в том месте, где без неё просто нельзя обойтись. Все транспортные коридоры идут из Азии, из Юго-восточной Азии в Центральную и Северную Европу, они все идут через Украину. Только в Одесской области глубоководных не замерзающих портов больше, чем во всей европейской части России.

«Р»: - Одесса начиналась как город-порт, а что сейчас значит порт для Одессы – и что он может дать городу?

И. У.: - Одесса начиналась как город-порт для экспорта зерна. А сейчас её будущее – как огромный транзитный порт, контейнерный! До 2009 года перевозки грузов в контейнерах в мире удвоятся. То есть, Украине надо ещё догнать сегодняшний уровень, то есть – поднять на 90% перевозки в контейнерах. А потом ещё к 2009 году удвоить. Существующих мощностей ни в Одессе, ни в Ильичёвске не хватит. Надо срочно увеличить мощности существующих терминалов, строить новые терминалы. И для этого есть инвесторы. Главное – для этого есть политическая воля! Наконец-то!

Начался очень интересный пилотный проект в Одесском порту по ускорению работы таможни. Данные не очень проверенные, но я рискну их озвучить. На границе Румынии с любой страной, тягач с 40 футовым контейнером задерживается 15 минут. У нас сутками стоят. Какая же мы транзитная страна?

Европа вложила огромные деньги в Констанцу. Огромные! И они поспешили назвать Констанцу «южной лодкой Европы». А дальше что? Дальше – Карпатские горы! Бог отделил Констанцу от Европы горами. И теперь сделать из них вторые Альпы, то есть прошить их туннелями, провести железные дороги, шоссейные дороги. На это уйдут десятилетия. А у нас – пожалуйста! Поставил, выгрузил, повёз и вези, куда ты хочешь и как хочешь! По железной дороге, по шоссейной дороге, по реке…

«Р»: - А почему же Европа у нас не сделала эту «лодку»?

И. У.: - А Вы вспомните, что здесь было в 90-е годы. Какая лодка? Какие порты? Я вас прошу!.. Тогда страна выживала, тогда не об этом думали. Тогда, скорее всего, правительство думало, как в первую очередь накормить народ.

«Р»: - Одесса ещё не так давно воспринималась как город моряков. Сегодня мы почти не видим моряков в городе. Их семьи есть, но сами моряки уже давно работают где-то за границей. Как коснутся одесситов те изменения, о которых Вы говорите? Тех, кто посылает своих детей учиться в морские вузы?

И. У.: - Вы задаёте такие вопросы, я всё время должен говорить о проблемах… Посмотрите, что происходит: страна не знает, сколько у неё моряков! Не знает – и это, скажем так, медицинский факт!

«Р»: - Ей это не интересно?

И. У.: - Как же не интересно? Интересно! Статистические службы страны работают очень хорошо.

«Р»: - Почему же она не знает?

И. У.: - Потому что у семерых нянек дитя без глаза. Потому что можно получить лицензию, а можно без лицензии уйти в рейс. Когда-то моряки составляли костяк города. Был город моряков, так мне представлялось во всяком случае. А сейчас выясняется, что это самый бесправный народ. Притом, что у нас принято считать моряков представителями среднего класса, они абсолютно бесправны.

Мы понимаем, что в Конституции предусмотрен паритет между правами и обязанностями. Они должны быть в балансе. Мы поняли, как с правами у моряков, а как с обязанностями? Недавно выступал кто-то из налоговой службы области и сказал: «Мы уже знаем, как найти и определить точные доходы каждого моряка – так что, моряки, смотрите! Правильно составляйте Ваши декларации!». То есть, сделать, чтобы моряк не был изгоем – это трудно! А вот как с него денег слупить – это сразу!

«Р»: - Я вижу аналогию между политикой государства по отношению к предприятию – и по отношению к людям. Как что-то взять, государство уже подумало, а как что-то отдать, оно ещё размышляет…

И. У.: - Наверное, это так. Осталось ещё в нашей стране много советского, когда даже в песнях говорили: «Раньше думай о Родине, а уж потом о себе»…


Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество
1 0
Все интервью