Михаил Миюсов: С морем в Украине все спокойно

17.09.2013 в 15:25:50|Экономика
1 0
Михаил Миюсов: С морем в Украине все спокойно

Ректор Одесской национальной морской академии, доктор технических наук, профессор Михаил Миюсов, в диалоге с Репортером ответит на вопросы, связанные с морской отраслью в целом и образованием для моряков. Опасны ли для украинцев проверки IMO и EMSA и смогут ли наши моряки оставаться мировыми лидерами в своей отрасли, - об этом вы узнаете из нашего интервью с Михаилом Валентиновичем.

- На 1 июля 2013 Украина была еще не готова к тому, чтобы выдавать рабочие дипломы «имовского» образца, учитывающие манильские поправки. Как обстоят дела сегодня?

- Все морские учебные заведения и тренажерные центры должны перейти на подготовку в соответствии с Манильскими поправками 2010 года к международной конвенции по подготовке, дипломированию моряков и несению вахты 1978 года (STCW 78). Что и было сделано. Процесс этот достаточно длительный (срок подготовки бакалавра – 4 года). Мы уже перешли на новые стандарты и программы с 1 сентября 2012 года. Переходный период, который установлен поправками, заканчивается 1 января 2017 года, вот тогда и будут выдаваться все необходимые документы, соответствующие новой редакции конвенции.

- Известно, что пакетом документов, со всеми необходимыми изменениями занимается непосредственно Министерство инфраструктуры. Есть ли продвижение в этом вопросе?

- 7 августа 2013 года Министерством инфраструктуры принято, а 23 августа зарегистрировано Минюстом новое положение о порядке присвоения званий лицам командного состава морских судов. Этот документ определяет все процедуры, связанные с выдачей дипломов на право занятия командных должностей на судах. В силу он вступит после принятия соответствующего постановления Кабинета Министров, отменяющего ранее действовавшее положение. Этот документ уже находится на утверждении.

Следует отметить, что существуют соответствующие процедуры по надзору за соблюдением странами-участниками требований международной конвенции по подготовке, дипломированию моряков и несению вахты. В частности, что касается выполнения требований конвенции, каждая страна, в том числе и Украина, каждые пять лет представляет соответствующий отчет в Международную морскую организацию IMO (International Maritime Organization). Очередной отчет будет подготовлен в текущем 2013 году. Затем будет проведен очередной аудит со стороны IMO. Кроме того, многие украинские моряки работают на судах под флагами стран Европейского Союза. В связи с этим Украина один раз в 5 лет проходит соответствующий аудит со стороны European Maritime Safety Agency (EMSA) – это Европейское агентство по морской безопасности. Последний аудит был проведен в 2010 году. Вся система подготовки и дипломирования моряков в Украине, в том числе: нормативная база, стандарты обучения и практической подготовки, повышения квалификации, материально-техническая база учебных заведений, — подвергалась соответствующей проверке. В итоге в мае 2013 года Министерством инфраструктуры официально получено письмо Европейской Комиссии, в котором сообщается о том, что украинская система в полной мере отвечает европейскому стандарту, принятому на основании международного. В 2015 году планируется очередной аудит, и мы полагаем, что все пройдет благополучно.

Украина сегодня находится в пятерке лидеров по количеству офицеров на мировом рынке труда. Несмотря на серьезную конкуренцию Международная морская организация, Европейская Комиссия, иностранные судовладельцы заинтересованы в том, чтобы система подготовки и дипломирования моряков в Украине соответствовала международным стандартам.

Конечно, имеются некоторые сложности с разработкой и принятием целого ряда нормативных документов. Работа над ними продолжается в тесном контакте специалистов Министерства инфраструктуры и Министерства образования и науки. Надеемся, что в сроки, установленные Манильскими поправками к конвенции STCW 78, все необходимые мероприятия будут проведены. Однако не менее важным для моряков Украины является другой международный документ – Конвенция о труде в морском судоходстве 2006 года MLC (Maritime Labour Convention). Эту конвенцию еще называют биллем о правах моряков. Например, Морская администрация Панамы для работы на судах под панамским флагом отказывается брать украинских поваров, ссылаясь на то, что Украина не присоединилась к конвенции MLC 2006. Вероятно, причина такого отказа связана с конъюнктурой и формальной причиной – отсутствием в выдаваемых украинским морякам сертификатах ссылки на другую, ратифицированную Украиной, конвенцию. Вопрос ратификации конвенции MLC очень актуален для украинских моряков. Насколько мне известно, проект Закона, который поддержан Федерацией профсоюзов Украины и Федерацией работодателей Украины, уже внесен на рассмотрение правительства Министром социальной политики Натальей Королевской. Начало положено. Пока в Украине достаточно много противников ратификации, но есть надежда, что здравый смысл восторжествует.

- В Морской академии начался новый учебный год. Осуществляется ли модернизация оборудования, лабораторно-тренажерной базы? Может быть, закупается что-то новое?

- Каждый год академия закупает новое оборудование. Манильские поправки ввели новые дополнительные требования к подготовке специалистов, в том числе электромехаников. Раньше эта специальность не была конвенционной. Мы вынуждены приобретать новое оборудование. Это касается всех направлений подготовки, не только электромехаников. Хотя это сегодня достаточно непросто, с учетом ограниченности финансовых возможностей, сложностей прохождения платежей через государственное казначейство. Запрещены авансовые платежи. Еще надо найти таких поставщиков, которые были бы готовы поставить нам оборудование и ждать оплаты в течение нескольких месяцев. Тем не менее, академия приобретает лабораторное и тренажерное оборудование, программное обеспечение, и нам помогают партнеры – компании, которые оказывают академии спонсорскую помощь.

К новому учебному году в 2013 закуплен навигационный тренажер компании Транзас (Transas) на восемь навигационных мостиков для кафедры судовождения. Для кафедры морской радиосвязи закуплено тренажерное и реальное оборудование – радиолокационная станция, лаг (прибор, предназначенный для измерения скорости движения судна), гирокомпас, эхолот (навигационный прибор для исследования рельефа дна). Это оборудование будет использовано для подготовки судоводителей, электромехаников и радиоспециалистов. Для кафедры электромеханики и электротехники приобретены новые лабораторные стенды, позволяющие проводить значительное количество лабораторных работ для подготовки судовых электромехаников и механиков, а также курсантов факультета автоматики. Для центра подготовки и аттестации плавсостава закуплены тренажеры нового поколения машинного отделения и глобальной системы связи при бедствии на море. Эти тренажеры будут использоваться на курсах повышения квалификации командного состава морских судов, могут использоваться и при обучении курсантов.

- Для того, чтобы стать офицером морского флота в Украине необходимо затратить около пяти лет. Когда в мировой практике для этого требуется три года. Как вы считаете, сколько лет нужно для получения профессиональных навыков?

- Если мы говорим о том, что необходимо подготовить специалиста на первую командную должность (вахтенного помощника капитана, вахтенного механика), то пять лет для этого необязательно. Дело в том, что в Украине есть подготовка младшего специалиста, который имеет право занять должность вахтенного офицера на судах. Система образования в разных странах различная. Есть целый ряд стран, где специалист, отработав какое-то время на флоте должен прийти опять в учебное заведение, отучиться еще полгода или год и после этого получить право занимать должность капитана или старшего механика. В конвенции для офицеров предусмотрено два уровня ответственности: уровень эксплуатации – это вахтенный помощник, вахтенный механик, электротехнический офицер; уровень управления – старший командный состав (старший помощник капитана и капитан, второй и старший механик). Соответственно требования к подготовке различны. Для уровня управления необходимо дополнительное обучение, поэтому возможны различные варианты.

Сегодня морская академия входит в Международную ассоциацию морских университетов, в которую принимаются только те высшие учебные заведения, в которых есть 4-годичная подготовка бакалавров, последипломное образование, ведущее к степени магистра и доктора, плюс подготовка, обеспечивающая получение соответствующих морских сертификатов. Есть еще один очень важный аспект – в соответствии с конвенцией, выпускники морских вузов должны иметь 12 месяцев плавательного ценза. И это достаточно большая проблема. Многие учебные заведения мира не включают плавательную практику в полном объеме в программу подготовки. В результате выпускник после окончания учебного заведения не может сразу получить диплом на право занятия командной должности. Поэтому система подготовки командного состава морских судов в Украине признается в мире, как одна из самых эффективных.

- Раньше в академии были свои учебно-производственные суда, на которых курсанты проходили практику. Сегодня, если не ошибаюсь, у вас есть только одно учебное судно «Дружба», которое уже более 10 лет стоит на приколе в одесском порту. Где на сегодняшний день курсанты проходят практику?

- На сегодняшний день у академии заключено более 300 договоров о практике курсантов. За этим количеством стоят и компании, которые берут всего одного-двух курсантов в год, и лидеры мирового судоходства, на судах которых имеют возможность пройти практику десятки курсантов. Например, компания V.Ships берет на практику более 200 курсантов академии в год. Много курсантов берут компании MSC, ITS, OSM и другие. Поэтому на выходе из академии все имеют необходимый плавательный ценз для занятия командной должности.  Естественно, что у курсантов младших курсов возникают сложности с практикой. Эту проблему мы решаем за счет, прежде всего, немногочисленных украинских судоходных компаний, а так же судов портового флота. Курсанты проходят практику в Одесском порту, портах Южном, Ильичевском и других.

Что касается «Дружбы» – это достаточно современное судно (построено в 1987 году), поддерживается в удовлетворительном техническом состоянии. На нем есть все необходимое для практики курсантов младших курсов: навигационное оборудование, приборы, механизмы и системы, машинное отделение с главными и вспомогательными двигателями и другим оборудованием. Курсанты первого и второго курса проходят на этом судне одну практику продолжительностью до одного месяца. Она действительно является полезной для курсантов младших курсов.

- Если шанс паруснику «Дружба» выйти в море?

- Несмотря на отсутствие бюджетного финансирования, за счет собственных средств академии мы поддерживаем судно в хорошем состоянии. Крупные работы произведены по замене брашпиля, системы биологической очистки сточных вод, ремонту механизмов и систем. Но для того, чтобы ввести судно в эксплуатацию и организовать практику непосредственно в море необходимо значительное финансирование, на которое государство средств пока не выделяет.

- Каждый год выпускается большое количество специалистов. Где они все находят работу? Учитывая, что у Украины нет своего флота. Академия, как то способствует их трудоустройству?

- Большинство курсантов, которые прошли практику в какой-то компании, туда же идут и на работу. Сегодня проблем с трудоустройством у наших выпускников нет. Мы проводим распределение наших курсантов за месяц до выпуска. Есть определенные сложности у тех курсантов, у которых низкий средний бал или не очень хорошее знание английского языка. Но в итоге все находят себе работу, и наш отдел практики и трудоустройства оказывает соответствующее содействие.

- Приходят ли к вам новые кадры, моряки, специалисты, которые достигли каких-либо профессиональных высот для того, чтобы передавать опыт новому поколению?

- Оплата труда в море и на берегу отличается в десятки раз. Например, сегодня заработная плата капитана или старшего механика составляет 8-10 тысяч долларов в месяц, а в оффшорном флоте, на танкерах или судах-газовозах может достигать 15 тысяч долларов. Заработная плата профессора соответствует эквиваленту 500 долларов, может быть плюс какие-то надбавки. Поэтому сложно привлечь выпускников к обучению в аспирантуре, заняться преподавательской или научной работой. Тем не менее, желающие находятся, в том числе среди выпускников прошлых лет, получивших практический опыт на флоте. При этом за последние десять лет мы активно практикуем привлечение в качестве преподавателей действующих моряков. Они работают в академии в промежутках между рейсами. Это очень эффективно для учебного процесса.

- Китай и Индия повышают свой уровень образования. В ближайшем будущем они могут составить жесткую конкуренцию нашим морякам. Каковы перспективы наших морских специалистов на мировом рынке?

- Население Украины ни в коей мере нельзя сравнивать с населением Китая или Индии. Чего бы мы вдруг решили, что должны составить конкуренцию Китаю по количеству моряков? Эта страна одна из лидеров в области судостроения. У них очень крупный национальный флот. При этом в качестве примера можно отметить, что одна из ведущих китайских судоходных компаний, которая ввела в эксплуатацию самые крупные в мире контейнеровозы, сегодня в качестве старших офицеров использует капитанов, старших помощников капитана, старших и вторых механиков и электромехаников из Украины. Это сделано с целью, чтобы наши специалисты подготовили китайский экипаж к работе на этих современных судах. Что касается уровня подготовки или уровня квалификации, мы не боимся, что Китай или Филиппины нас опередят. То, что мы при таком относительно небольшом населении входим в пятерку мировых лидеров по количеству командного состава на мировом флоте, и опередили Российскую Федерацию – это очень хорошие показатели.

А конкуренция очень жесткая, причем, не только со странами Юго-Восточной Азии, но и Польшей, Румынией, Болгарией. Сегодня на флоте работают представители многих стран Европейского Союза.

- Уступают ли наши морские специалисты в профессиональной подготовке кому-либо?

- Сложно говорить, кто лучше, а кто хуже – это невозможно оценить объективно. Оценка – это место на рынке труда. Можно рассмотреть показатель вовлеченности населения в морской бизнес, который отражает соотношение количества моряков к населению страны. По этому показателю и Китай, и Филиппины значительно ниже Украины. Но мы все равно далеко не первые. Среди лидеров – Норвегия, при небольшом населении его значительная часть работает в морском бизнесе. Украина остается привлекательной для ведущих судоходных компаний мира благодаря высокому качеству подготовки специалистов.


Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество
1 0
Все интервью