Семен Кантор: В искусстве Одесса осталась консервативной

13.10.2009 в 17:12:44|Общество
0 0
Семен Кантор: В искусстве Одесса осталась консервативной

Музей современного искусства акционерного банка «Пивденный» в Одессе частенько радует посетителей различными выставками и другими акциями. На очереди - ретроспективная выставка работ одесского художника Станислава Сычева. Об этой выставке, работе музея и художественном процессе в городе - в интервью директора Музея современного искусства Одессы Семена Кантора.

«Репортер»: Насколько знаковой является персона Станислава Сычева для искусства, для художественного процесса Одессы последних десятилетий?

Семен Кантор: Вторая волна одесского авангарда получила легальность после того, как два молодых парня - Станислав Сычев и Валентин Хрущ сделали заборную выставку. После того как все это произошло, эта фамилия не может быть не знаковой. Тем более что он очень успешно, достаточно длительно работал потом. Достаточно сказать, что Сычев - первый из советских одесситов, продавший свои работы на Сотби’с.

«Р»: Как бы вы назвали или охарактеризовали стиль, в котором он работал?

«С.К.»: Наверное, можно сказать, что это достаточно близко к экспрессионизму. По крайней мере, экспрессивность его работ зашкаливает за все рамки. Влияло на его творчество очень много стилей: Гоген, советские художники, придерживающиеся сурового стиля. Я считаю, что это, наверное, можно охарактеризовать одним словом - экспрессионизм.

«Р»: Вы говорили, что его назвали супер-нонконформистом, - почему?

«С.К.»: По крайней мере, многие так говорят. Группа, лидером которой была Людмила Ястреб, сформировалась в конце шестидесятых годов одесского андеграунда. Они назвали себя нонконформистами (тогда это было очень популярное слово, правда, как и сейчас), но они жили достаточно дружно, общаясь между собой и с другими. Станислав Сычев был всегда один. Это не значит, что он ни с кем не общался, не дружил. Он был индивидуалист. Нонконформист не такой, - не согласный. Он всегда жил по своим законам и принципам. У него был свой мир. У него была великолепная библиотека, он великолепно знал литературу, поражал всех знанием истории, географии. Вот в этом мире он жил.

«Р»: «Одинокий бунтарь» - так называется каталог, который вы выпустили к этой выставке. Действительно ли он был таким одиноким бунтарем?

«С.К.»: Да. Он был бунтарем - это видно из его картин; да и одиноким, собственно, тоже. Не зря одна из лучших его картин – автопортрет под названием «Автопортрет. Одиночество». Мы так его себе и представляем.

«Р»: Пару слов о самой выставке. Сколько работ будет предоставлено в экспозиции и как долго она продлится?

«С.К.»: Сколько работ будет, мне ответить тяжело, потому что мы до сих пор получаем работы от частных коллекционеров, этот процесс еще не окончен. Больших работ маслом будет порядка до тридцати пяти, небольшого формата - еще несколько десятков, великолепные акварели. Места у нас хватит. Будет представительная, хорошая выставка. Откроется она 15 октября и продлится до 7-11 ноября.

«Р»: Музей собирается выпустить собственный диск и каталог - расскажите об этом.

«С.К.»: Это событие, ведь любая коллекция становится коллекцией тогда, когда она выставляется в музее и когда она каталогизирована. Мы довольно долго шли к этому. Вы знаете, что в основе коллекции музея лежит собрание Михаила Зиновьевича Кнобеля - известного одесского коллекционера. Мы долгое время тянули с изданием своего собственного каталога, - хотели, чтобы это отличалось от того, что было издано Михаилом Зиновьевичем. У него великолепный каталог вышел в 2002 году. Когда мы поняли, что уже существенно добавили к его коллекции и это собрание уже приобрело иное лицо, тогда мы посчитали возможным начинать создание каталога. Так как мы все-таки в XXI веке, то начали с презентационного диска; он уже существует, он уже в продаже. Думаю, что до конца месяца появится каталог и примерно в это же время - сайт музея, причем это не будет сухое повторение репродукции с фамилиями художников. Искусствоведы, которые с нами сотрудничают, сделали очень обстоятельные и очень интересные, глубокие тексты о залах музея. Отдельно у нас будет форум и подборка статей по экспозиции и по выставкам, которые у нас прошли. Это довольно серьезное событие для нас, мы много потратили сил и ума.

«Р»: Я знаю, что не только к этому готовится музей. Вскоре у вас планируется акция «Месяц перед Рождеством». Расскажите, что это будет?

«С.К.»: Вы знаете, Рождество для Украины - это двоякое понятие. Во-первых, чисто религиозное, праздничное настроение; с Рождеством ассоциируются эмоциональные празднества. И когда великолепный одесский художник Вадим Кучер-Куцан предложил нам сделать рождественскую выставку, то мы были крайне рады и ухватились за эту идею. А потом мы познакомились с одной художницей из Чернигова. Ее творчество - между прикладным искусством, маски соединенные с живописью, - очень яркие картины, очень веселая и интересная живопись. Мы предложили для экспозиции малый зал, и тогда само собой сложилось, что мы объединили две выставки вместе вот таким проектом - «Месяц перед Рождеством». Я еще не знаю, какие формы это примет, нужно готовить сценарий. Но я думаю, что это будет яркое и запоминающееся событие. Начало - 3 декабря.

«Р»: Ваш музей проводит постоянную экспозицию под названием «XXI век». Что там представлено? Чем вы радуете глаз и душу любителя искусства?

«С.К.»: Это экспозиция зала, посвященного XXI веку. Это самый сложный наш зал, потому что он все время меняется. Подбор картин туда идет всё время. Вы знаете, что XXI веку всего девять лет, поэтому и картинам, которые там выставлены, тоже не более девяти лет. Мы тщательно следим за появляющимися работами, и если удается, отбираем их в коллекцию и выставляем. Поскольку Одесса и одесситы всегда были разными, то и художники тоже разные. Уместить их в одном зале достаточно тяжело. Мы очень довольны и горды, что у нас появился такой зал. Он, в общем-то, получился достаточно ярким, пестрым, а с другой стороны – логичным. Думаю, что это удачный зал.

«Р»: Немного о самом музее. Какими критериями вы руководствуетесь, когда отбираете работы для какой-либо экспозиции или вообще когда определяете, чья выставка пройдет в музее?

«С.К.»: Это два совершенно разных вопроса. Подбор экспонатов для музея у нас идет достаточно давно. После длительных обсуждений появилась концепция музея - посвящение искусству Одессы после 60-х годов, ознаменовавшихся появлением второй волны одесского авангарда. Так что критерий - это время и дальше, в достаточной степени с авангардным уклоном. И дальше концепция по времени и по школам. У нас есть залы отдельных художников, персональные залы. Если мы видим картины, которые попадают в эту концепцию, то стараемся их либо купить, либо обменять. У нас есть фонд, нам дарят картины достаточно часто, мы получаем работы после проведения выставок. Вот таким образом пополняем фонд, но всегда помним о концепции, потому что музей должен быть логичным. Ну а выставки, которые проходят тут, имеют два аспекта. Либо это художники, которых мы любим, с которыми сотрудничаем или их творчество лежит в русле интересов музея, либо просто хорошие художники, которые приходят к нам и говорят «мы хотим выставиться», а нам это нравится, и мы тогда даем добро.

«Р»: Каковы взаимоотношения вашего музея с современными художниками?

«С.К.»: Каждый человек по-разному общается с социумом, с каждым индивидуумом в этом социуме. Поэтому говорить, какие отношения с художниками… Они складываются точно так же, ведь художники - точно такие люди, как сталевары, ученые или колхозники. С кем-то хорошо, с кем-то плохо. Мне кажется, мы стараемся находить общий язык с большинством.

«Р»: Если говорить о современной одесской живописи, - есть в ней какой-то господствующий жанр, стиль, есть в ней мэйнстрим. К чему склоняются головы и души нынешних художников?

«С.К.»: Мне кажется – нет, и слава Богу. Есть группы, которые себя позиционируют как самые современные - контемперарты или актуальное искусство, своевременное искусство, которые идут в русле современных, в какой-то степени западных или столичных течений. Столичных - я имею в виду Украины и России. Есть великолепные авторы, которые развивают то, что было заложено основоположниками южнорусской школы, то, что называют южнорусским, или одесским, импрессионизмом. Есть фольклорные авторы. Николай Прокопенко - это конструктивизм с фольклорным лицом или наоборот. Есть автор Владимир Кабаченко, который пишет в нескольких стилях философский фольклор, такой авангардный достаточно, и импрессионизм отличный. Так что, слава Богу, у нас есть всё, и это, наверное, хорошо.

«Р»: Мы говорили о выставке Станислава Сычева. Но это имя давно известное. А появляются ли сегодня в одесской живописи новые имена? И насколько этот процесс устойчивый и регулярный?

«С.К.»: Это провокационный и крайне сложный вопрос. Нужно прожить хотя бы лет пятьдесят, чтобы узнать, насколько эти имена окажутся серьезными. Сегодня самое громкое имя, которое дала Одесса, из относительно молодых - Александр Ройтбурд.

Собственно говоря, наш зал XXI века и показывает попытку дать новые имена. 29 октября в Киеве будет крайне престижная выставка «Арт-Киев» - выставка современного искусства, темпер-арт авангардный. Мы туда везем проект, специально сделанный для нас Станиславом Желобником, сравнительно молодым автором. Ему 33 года, и он достаточно известен. Как раз в зале XXI века центральная картина - его авторства. Я хочу надеяться, что Станислав займет свое место в истории одесской живописи.

«Р»: От чего, по вашему мнению, сегодня зависит успех художника, как с точки зрения славы, так и финансов?

«С.К.»: Талант и хороший маркетинг. Недавно прошла выставка Никоса Сафронова - вот это наглядная демонстрация. Нужны обе составляющие, - одной недостаточно.

«Р»: Представлены ли в одесской ситуации оба эти компонента? Есть ли кому проводить маркетинг или это зависит от самого художника?

«С.К.»: В нашей стране очень сложно говорить об арт-маркетинге. Появляются публикации, появляются даже курсы какие-то, институты и вроде бы специалисты… Но судя по результатам их деятельности - я бы не сказал, что эта сфера у нас сформирована и структурирована.

«Р»: Насколько сегодня развита, так сказать, «индустрия живописи», то есть деловые отношения между художниками, галеристами и теми, кто приобретает картины? Эта цепочка работает?

«С.К.»: Если говорить о тех, кто приобретает картины для сложившихся коллекций, то эта цепочка работает. Те коллекционеры, которые известны, экспонировались или дают работы на выставки - они участвуют в аукционах и как продавцы, и как покупатели, они в процессе, и с этой частью всё нормально. А вот связь галерей или салонов с людьми, которые не являются профессиональными коллекционерами, а покупают картины для интерьера, просто для души, - эти люди оторваны от галеристов, они плохо знают, кто есть кто, они не вписываются в эту структуру и делают только случайные покупки. Это приводит к завышенным ценам и не очень удачному выбору, и, к сожалению, очень часто.

«Р»: Влияют ли на расцвет (или просто на развитие) живописи и успех конкретных художников политические и экономические неурядицы в обществе?

«С.К.»: Это очень серьезный вопрос. Вспомним известную фразу: «Художник должен быть голодным». Если посмотреть историю развития искусства, то в нашей стране всплески были на исторических переломах. В Европе - немножко по-другому.

«Р»: Насколько сегодня воспринято искусство, и современное в частности, в Одессе? Можете ли вы сказать, что одесситы воспринимают его в массе своей, или это какие-то отдельные оригиналы? И зависит ли восприятие искусства от социальной ситуации?

«С.К.»: Искусствовед Ольга Савченко сказала, что авангарды проходили через Одессу насквозь. Одесса оставалась консервативной. Я это хорошо почувствовал, когда мы проводили акцию «Красный куб» на Потемкинской лестнице. Достаточно невинное, с западной точки зрения, событие. В крупных городах Европы такие акции проводятся десятками. У нас это был первый раз за всё существование Одессы. В первый раз сделали что-то не на час-два, а на несколько дней, и это оказалось в новинку и достаточно трудно воспринималось. А ведь это всё было достаточно невинно; тут до настоящего современного авангарда, современного искусства - очень далеко. Так что я думаю, что Одесса осталась консервативной до сих пор.


Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество
1 0
Все интервью