Сергей Терёхин: власти нужна конструктивная критика – не от оппозиции, а со стороны граждан!

07.02.2008 в 21:24:22|Политика
0 0
Сергей Терёхин: власти нужна конструктивная критика – не от оппозиции, а со стороны граждан!

В Одессе создан региональный центр общественной поддержки правительственных реформ в Украине. Для участия в его первом заседании в Одессу прибыл народный депутат, председатель парламентского комитета по налоговой и таможенной политике Сергей Терёхин. Его оценка факта создания центра, а также политических и экономических событий национального масштаба – в интервью, данном агентству «Репортёр».

«Репортёр»: - Сергей Анатольевич, как Вы считаете, что означает факт создания подобного центра: то, что эта поддержка уже есть – или что она только формируется?

Сергей Терёхин: - Как ни парадоксально, нам полезны такие центры. Это инициатива не из центра! Она нужна для критики правительства и критика нашей программы…

«Р»: - Оппозиции Вам мало для критики?

С.Т.: - Нам нужна конструктивная критика! Дело в том, что в программе записаны общие векторы развития нашей экономики, нашей страны. И нам необходимы предложения реального характера. И вот инициатива одесситов мне лично очень нравится. Знаете, нас критикуют неконструктивно – говорят, что «у вас цифр нет в программе», «у вас годы не написаны»! Правительственная программа – это не Госплан, мы должны написать в теории то, что мы хотим построить в этой стране, а реальным наполнением должны заниматься такого рода центры. Вот поэтому я тут!

«Р»: - Эти инициативы могут в будущем превратиться в законопроекты, постановления Кабмина?

С.Т.: - В этом смысл такого рода инициатив.

«Р»: - В Одесском центре созданы рабочие группы, которые будут специализироваться, в частности, на экономических, правовых, экологических и социальных проблемах. А какие из этих – или иных – проблем Вы считаете наиболее «болезненными», требующими решения сегодня?

С.Т.: - Все! Когда мы посмотрели состояние бюджета… Ведь у правительства есть единственный рычаг – это финансы, которые в бюджете заложены. Когда посмотрели состояние бюджета в конце прошлого года – у меня возникло ощущение дежа-вю: приблизительно такое же безобразие было в 2005 году, когда Тимошенко в первый раз стала премьер-министром. Вы назвали четыре очень важные сферы работы правительства и, к сожалению, в бюджете – единственном источнике решения этих проблем, финансовом источнике – особого внимания вот этим четырём сферам не уделялось. Оказывается, у нас фискальный дефицит – около 50 миллиардов, в 2005 году было 32 миллиарда. Точно могу сказать: 124 программы финансировались в прошлом году и предлагались Януковичем к финансированию в этом году, но из них на социальное развитие, на жилищно-коммунальную сферу, на экологию, на развитие предпринимательства – лишь процентов 8 программ были сориентированы!

«Р»: - А на что же тогда эти программы были направлены?

С.Т.: - Около 60 процентов бюджета, который был предложен господином Януковичем на этот год, шло на так называемую инновационно-инвестиционную деятельность. Красиво звучит, правда? Под таким красивым названием деньги просто раздавались знакомым компаниям. Ещё будут доработки бюджета, мы в феврале выносим следующую версию этих изменений. Теперь, по структуре затрат, на эти озвученные четыре направления работы мы тратим около 60 процентов бюджета, а 40 процентов – на поддержание институтов государственной власти и инфраструктуру страны. Имеется в виду – платы бюджетникам, армия, милиция.

«Р»: - Не так давно были популярными такие термины, как «бюджет развития» или «бюджет проедания». Сегодня актуальны эти понятия, их можно применять к нашему бюджету?

С.Т.: - Это риторика популистская и выборная, она нужна для политиков. Мы – не богатая страна, у нас в 4 раза меньше ВВП на душу населения, чем в Польше, допустим, – и в 1,8 меньше, чем в России. А если страна небогатая – она не должна позволять себе роскошь тратить налоги – то есть то, что мы с вами собираем в бюджет, – на несоциальные программы. Вот давайте займёмся Марсом – после того, как будут закончены все проблемы с качеством жизни человека! Есть такой индекс, знакомый всем экономистам, он называется «лайф кволити индекс» или «индекс качества жизни». Он включает около 50 разных показателей: это не только зарплата, пенсия хорошая… ну, например, это возможность сходить в кино раз в неделю, или в библиотеку под домом, возможность получить хорошее образование или достаточно качественное медицинское обслуживание. Так вот, критерием работы любого правительства в любой стране мира является индекс качества жизни человека. Поэтому после следующих изменений бюджета у нас останется вместо 124 государственных программ, которые финансировались в прошлом и в этом году, у нас останется около тридцати программ. Мы сосредоточимся на «лайф кволити индекс»!

«Р»: - Темой первого заседания центра общественной поддержки правительственных реформ была вынесена «Возможность предотвращения инфляционных процессов в стране и формирование долгосрочной экономической стратегии». Как Вы считаете, на чём она должна базироваться – эта самая экономическая стратегия?

С.Т.: - Во-первых, на среднесрочном планировании – и бюджета, и финансов, и внешнеэкономической политики – примерно до пяти лет. У нас сегодня планирование годовое! Но если вы строите мост, ведёте дорогу, то вам нужен не один год, чтобы этот проект завершить. Парадоксально – раз уже мы заговорили о мостах – у нас проектов по мостам больше, чем в Российской Федерации, потому что каждый год лоббируется какой-то проект. Он начинается, но на следующий год кто-то более удачный из лоббистов проталкивает другой проект. И у нас этих незавершённых проектов по стране – огромное количество! Поэтому очень важно перейти от бюджетной политики на среднесрочное планирование, выйти сначала на трёхгодовой период, потом – на пятилетний, и то же самое сделать по развитию городов. Насколько я знаю, в Одессе ещё не утверждён Генплан развития города…

«Р»: - Он вот-вот близок к завершению…

С.Т.: - В Киеве мы тоже с 1993 года близимся к завершению – и именно из-за этого нельзя планировать долгосрочные отношения бюджета города – вашего или другого – и центрального бюджета. То есть, мы не можем в субвенциях (это отношение между деньгами центрального бюджета и местных бюджетов) предусмотреть, каким образом финансировать развитие вашей дорожной инфраструктуры – или что делать с вашим ужасным аэропортом. Перейдём на среднесрочное и долгосрочное планирование – конечно, намного легче станет. А по поводу инфляции – ребята «перепрыгнули» планку своих полномочий. Вряд ли региональный центр поддержки правительственных реформ сможет помочь нам с этим вопросом, потому что инфляционные процессы должны сдерживаться дружной политикой Кабинета министров и Национального банка. И это уже проблема Совета национальной безопасности и обороны. Мы сейчас – как лебедь, рак и щука! Нет совместных действий – и я могу Вам сказать откровенно, что наиболее абсурдной политики в денежно-кредитной сфере, чем Национального банка, я не видел уже многие годы! И в росте цен прошлого года треть вины лежит на безобразной политике Национального банка! В прошлом году Нацбанк просто-напросто напечатал на четверть больше денег, чем нужно было. Пока у нас будут печататься деньги по принципу середины 90-х годов – как это два года уже подряд делается – у нас и будет инфляция, приближающаяся к 20 процентам в год. И я хотел бы Вам напомнить, что при инфляции в 16,6 процента, по прошлому году, доходы людей выросли на 11 процентов. Грубо говоря, мы обеднели более чем на пять процентов! В этот же период количество миллиардеров в стране выросло в 2,5 раза! Вот это проблема, с которой нам надо разобраться в правительстве!

«Р»: - На эту тему есть немало мнений, версий, прогнозов, но всё же… Не спровоцируют ли выплаты компенсаций вкладов Сбербанка СССР дополнительный виток инфляции в этом году?

С.Т.: - Приведу всего несколько цифр… В прошлом году доходы населения составили, в общей сумме, 426 миллиардов гривен. В этом году – это будет под 500 миллиардов. Полтриллиона доходов населения! А общие выплаты по Сбербанку СССР планировались около 20 миллиардов! 500 миллиардов – и 20 миллиардов! Это всего лишь 1,7 процентов – в реальном исчислении. Какая инфляция?! У нас намного больше инфляционной составляющей в поднятии минимальных заработных плат и пенсий! Но мы это делаем, потому что это надо делать. Когда спрашивают «а что ваше правительство будет делать для того, чтобы бороться с ростом цен?», я всегда говорю, что это некорректный вопрос. Мы живем в глобализированной экономике, мы не можем повлиять на рост стоимости газа или нефти на мировых рынках, или уранового сырья, или падение металла. В Украине две пятых нашего баланса составляет металлохимия. Кризис в жилищном строительстве в мире влияет на эту отрасль, поэтому самое главное для правительства – это не бороться с ценами (потому что нет рычагов борьбы с ценами!), а обеспечить упреждающий рост доходов людей над ростом цен. Вот и всё! Поэтому более 60 процентов бюджета направляем на такого вида цели…

«Р»: - Насколько важна в нашей сегодняшней экономике газовая составляющая?

С.Т.: - В структуре импорта Украины 42 процента – это энергоносители.

«Р»: - Если принять во внимание инициативы Кабинета министров в отношении повышения транзитных ставок на газ, то как Вы считаете – насколько важна для нашей страны реакция России, поставщика газа?

С.Т.: - Россия любит силу, а у нас она есть! Для Украины Россия – монополист по поставке газа. Для России Украина – монополист по транзиту этого газа потребителям. Больше 80 процентов всего газа, который транспортируется Российской Федерацией куда либо, проходит через украинскую территорию. Мы для России – тоже монополисты! Когда есть два монополиста, которые оперируют услугами или товарами, на которых не существует рыночной цены (а на газ нет рыночной цены!), – они должны сесть и договориться о взаимном интересе. Но не так, как это случилось в 2006 году: когда «с перепуга» бывший премьер-министр Ехануров подписал на пять лет договор о транзите по цене 1,6 доллара за 1000 «кубов» на 100 километров, а с другой стороны – «забыл» на эти же пять лет подписать договор о цене на газ. Это неправильно, это дисбаланс в интересах, поэтому госпожа Тимошенко и объявила, что, мол, давайте придём к тому паритету, который существовал четыре года назад – когда была ставка транзита в 1,7 долларов и газ стоил 50 долларов. Пусть сегодня газ стоит 300, тогда и ставка транзита должна быть поднята в такой же самой пропорции!

«Р»: - ВТО… Сегодня эта организация не так понятна людям, как, например, НАТО…

С.Т.: - А Вам понятно НАТО? Мне лично не очень!..

«Р»: - Тем не менее, в обществе существует устойчивое понятие – что такое НАТО (так или иначе!). А как бы Вы объяснили человеку, в понятных выражениях, какую пользу для нас принесёт ВТО?

С.Т.: - Мы живём по правилам ВТО с 2005 года – мы снизили ввозные пошлины, мы привели стандарты по тарифным процедурам к международным, мы будем переходить в течении двух лет на международные стандарты статистики бухгалтерского учёта. Что нам выгодно в ВТО? ВТО – это «клуб» стран, которые договорились торговать честно. И пока мы не в этом «клубе», мы не можем, допустим, апеллировать к недобросовестной торговой практике, которая существует даже в Европе против Украины. Как бывший министр экономики, могу вам сказать, что процентов 80 из так называемых антидемпинговых расследований украинских экспортёров – выдуманы, наиграны! Как бы там Европа нам не «махала ручкой» Украине, что, мол, «мы такие добрые и хорошие», но когда речь идёт о деньгах, все думают о своём кармане. ВТО даст нам возможность очень быстро и качественно упреждать такого рода случаи. Мы входим в систему апелляции, в систему принятия общих решений. Аграрный сектор подвержен внешним рискам, и мы не можем сегодня через ВТО запретить ввоз в Украину, например, генетически модифицированной курятины из США, Канады, Латинской Америки – хотя Европа это сделала через ВТО. Если мы туда войдём, то, естественно, поднимем свои стандарты по ветеринарному и экологическому контролю вот такого рода поставок – в соответствии с ВТО-шными правилами. Сегодня мы это не можем сделать, потому что США или Канада могут немедленно ввести санкции против наших товаров – что и делается, между прочим… США неоднократно вводили санкции против наших труб некоторых диаметров, магнезита и так далее, мотивируя нас принимать их продукцию, достаточно некачественную. ВТО даёт нам возможность через апелляционные процедуры закрыть эту нездоровую практику! И что ещё полезное – коль скоро мы туда вступим, то у нас появиться рычаг дополнительного разговора с Российской Федерацией – и по газу, и по экспортным пошлинам на нефть, и по количеству ограничений украинского сахара, спирта, сигарет. Для нас это сегодня очень важно!

Беседовал Сергей Ляликов.


Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество
1 0
Все интервью