Марина Лымарь: «Импровизация подарит вам сногсшибательные открытия»

20.05.2013 в 09:40:35|Культура
1 0
Марина Лымарь: «Импровизация подарит вам сногсшибательные открытия»

Танцевать сегодня модно. И немалая заслуга в этом принадлежит всем известным телевизионным шоу. Многие танцевальные школы предлагают желающим научиться танцевать сальсу, танго, восточные танцы, хип-хоп и т.д. Есть в этом списке и более экзотические для украинского уха названия: джаз-модерн, перформанс, контактная импровизация, contemporary dance.

Надо сказать, что здесь не было ни «нацепленных» эмоций, ни слезливой музыки из плей-листа каждого второго подростка. Что же я тогда увидела? А смотреть и не нужно было. Только ощущать собственную телесность, чувствовать естественный ритм своего тела (а иной музыки у нас и не было). Но почему же мой опыт так отличался от того, что я увидела по телевизору? Именно это я и решила узнать у Марины Лымарь.

- Так что же это такое - contemporary dance?

- Начну с того, что в головах украинских танцовщиков, хореографов, а значит, и зрителей – полная терминологическая каша. Так уж повелось – все, что вещает телевизор, украинский обыватель воспринимает как абсолютную истину. Я не претендую представить в этом интервью профессиональный критический экскурс, однако считаю, что происходит некая подмена понятий. «Contemporary» дословно переводится как «современный». Если мы употребляем этот термин по отношению к танцу, то говорим скорее о современном нам контексте, о некоем процессе развития, который в теории и истории танца уже хронологически закреплен. Но это другая тема. Используя слово contemporary dance, мы не имеем в виду жанровую принадлежность или, тем более, технику танца. Это танец, возникающий и живущий сегодня.

- Тогда вернемся к вопросу популярных телевизионных шоу. Что мы видим там?

- В украинских шоу мы видим некую сублимацию: танцовщики снимают обувь, одеваются попроще, и продюсеры упаковывают это в номинацию «сontemporary dance». Затем в шоу следует номинация «классическая хореография» (с моей точки зрения, вообще абсурдное определение), а в танце, друзья, концептуально ничего не меняется. Если вы перепеваете давно известный мотив, не привнося в него свою авторскую позицию, «пропитанную» днем сегодняшним, для меня, простите, это искусство неактуально. К сожалению, в украинском танце мало кто задумывается над смыслом самого творчества, в итоге - зритель не стремится, не учится его считывать. И мы не вправе винить публику. Что дают – то и кушает.

- Но все же эти шоу пробудили внимание людей к искусству танца?

- Интерес действительно появился, но пока очень поверхностный. Мы по-прежнему зациклены на демонстративном формальном танце.

- Что же нам может дать «contemporary dance» в противовес демонстративности и формальности?

- Движение и танец могут быть средствами поиска собственной сути, пробуждения своей телесности. На своих классах я пытаюсь обратить внимание именно на эти аспекты, перевести фокус внимания танцовщика с поверхностного ощущения своего тела, закрепленного в уже известных заученных движениях, на более глубокое его чувствование. Когда танцовщик получает такой опыт, он и на сцене может выразить во стократ больше. Было бы, что выражать.

- Где вы были, когда меня водили в детстве на танцы? Я хорошо запомнила балетный станок, блестящие костюмы и… никакого внутреннего поиска. Я знаю, что вы также преподаете детям. Надеюсь, их танцевальный опыт с вами отличается от моего.

- Здесь, в Одессе, на мастер-классе с детьми, который я вела вместе с артистами театра танца «УвіМкнені», девочка лет десяти дала такую обратную связь: «Это были два самых счастливых дня в моей жизни. Я узнала столько нового о танце и о себе. И мне давно уже не было так хорошо». А ведь большую часть времени мы с детьми занимались специальными телесными упражнениями-играми, импровизировали, исследовали доступным им образом универсальность нашего тела.

- Думаю, «универсальность» здесь ключевое слово, ведь не все дети в будущем станут танцорами или будут играть в театре, но важно, чтобы каждый вырос полноценной культурной личностью.

- Это наш слоган, Наташа. Когда в нашу школу приходят на творческое собеседование родители с детьми, я говорю, что занятия могут стать мощным социальным лифтом, они разовьют ребенка всесторонне. Можно выучить самбу, фокстрот, балетную вариацию, надеть красивый костюм и красиво станцевать. Штамп «хорошо, потому что красиво» очень легко вкладывается в детское сознание. И я вижу, как взрослые этим сознанием сегодня беззастенчиво и жестоко манипулируют. Ребенок начинает стремиться к внешней красивости, кому-то кажущейся правильности, и увести его с этого опасного пути в дальнейшем ох как трудно! А ведь есть гораздо более естественный и позитивный путь –помочь ребенку не забыть, что он - великий импровизатор!

- А как насчет взрослых, у которых нет танцевального опыта, но присутствует желание? У них есть шанс танцевать contemporary dance?

- Все могут все. Как говорила Габриелла Рот: «Если у вас есть тело – вы танцор». Если есть желание танцевать на сцене, то нужно предметно и упорно заниматься этим. Если же хотите танцевать для себя, избавиться от телесных напряжений, опасений, сомнений и получить при этом эмоциональный драйв, выбирайте импровизацию! И понимайте, к какому педагогу идете.

Импровизация подарит вам сногсшибательные открытия.


Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество
1 0
Все интервью