Анатолий ворохаев: расширение прав предполагает повышение ответственности

31.10.2005 в 12:49:49|
0 0
Анатолий ворохаев: расширение прав предполагает повышение ответственности

Несколько лет назад в Одессе произошла реформа административной системы и сферы жилищно-коммунального хозяйства. Восемь районов «превратились» в четыре. Сфера ЖКХ «претерпела» структурные изменения и приход «частников». Прошло достаточно времени, и сегодня уже можно говорить о том, насколько эти реформы оказались позитивными (или наоборот) и как изменилась схема управления городским хозяйством.

«Репортёр»: – Анатолий Иванович, поговорим сразу о главном. Насколько власть сегодня близка к людям, к конкретному человеку – особенно в условиях всего четырёх городских районов?

Анатолий Ворохаев: – Разделение города на четыре района, на мой взгляд, неправильно. Считается, что человек может «достучаться» до власти, а власть нормально взаимодействовать с людьми, когда на один орган власти приходится сто – сто десять тысяч населения. То есть, логично было бы из восьми районов делать не четыре, а десять-одиннадцать. Тогда любому жителю города значительно легче пообщаться с чиновником и решить свою проблему. Но то, что произошло, – уже произошло. Дать обратный ход всегда тяжелее. Даже если мы захотим вернуть структуру из восьми районов, это уже вряд ли возможно: хотя бы потому, что здания Центральной, Ленинской, Ильичёвской райадминистраций отдали районным судам, а бывшее здание Приморской администрации отдано под различные структуры, в том числе районную прокуратуру, управление земельных ресурсов горисполкома и так далее. И те, кто в эти здания переехали, находились в условиях, ещё менее подходящих для осуществления их деятельности.

«Р»: – Какой район является, если не проблемным, то сложным в управлении?

А. В.: – Например, Приморский. Он был создан из трёх районов – собственно Приморского, Жовтневого и Центрального (ну, ещё прибавили маленький «кусочек» Киевского). Сделали очень большой район. Так, во время выборов крайний участок с одной стороны был в конце улицы Балковской, с другой – на 9-й станции Большого Фонтана. Да ещё и райадминистрацию поначалу сделали на Балковской, за автовокзалом (сейчас она находится на пересечении улиц Сегедской и Канатной – прим. «Реп.»).

Районный суд остался там же, на Балковской, но в суд мы, по крайней мере, обращаемся гораздо реже (дай Бог, чтобы и никогда не довелось обращаться!), так вот, гораздо реже, чем в администрацию. Получился очень большой район, со сложной застройкой, с тяжёлой инфраструктурой сферы образования, здравоохранения. Раньше Жовтневый и Приморский районы в этом плане чувствовали себя значительно свободнее. Сегодня в Приморском, если я точен, девяносто два учебных заведения…

«Р»: – Жилищно-коммунальная сфера деятельности городской власти, пожалуй, ближе всего к потребностям каждого из нас. Что сегодня беспокоит в этой области?

А. В.: – Ситуация в ЖКХ стала чересчур запутанной. Появились такие подразделения, как ДЕЗы (Дирекции единого заказчика – прим. «Реп.»). По логике вещей, если в каждом прежнем районе было одно жилищно-эксплуатационное объединение (ЖЭО), то в Приморском их должно быть три. Сделали четыре. Ну ладно, в Приморском. Но Киевский район остался в своих границах: ему «прикроили» «кусочек» Малиновского, но отдали столько же Приморскому. Там было одно ЖЭО – стало четыре ДЕЗа. А это четыре руководителя, четыре бухгалтера, вообще – четырёхкратное увеличение аппарата. Всё это ложится «на плечи» налогоплательщика. Да, тарифы низкие и не покрывают расходов, да, мы говорим об их дифференциации, но всё же!.. Дальше эти ДЕЗы стали «делиться», отдали эксплуатацию жилья частным предприятиям, пришедшим на место ЖЭКов. Сами ДЕЗы «скопированы» из Москвы. Москва и Одесса – несоизмеримые вещи по объёму средств, которыми эти города оперируют. Даже с Киевом Одесса не сравнится по тем деньгам, которые вращаются в строительстве, банковской сфере, бизнесе и т.д. Так вот, эти частники пришли в жилищную сферу. В принципе, если начинаешь какое-то дело, нужно с чем-то прийти, какие-то деньги достать из кармана, вложить в дело. А у нас вышло так, что эти частные предприятия образовались из тех же ЖЭКов. Ну, есть приличные примеры, но их очень мало. А как правило – с двумя держаками от метёлок они стали собственниками, установили себе колоссальные зарплаты и по-прежнему ничего не делают. То есть, живут на те деньги, которые платит население за коммунальные услуги. Так не должно быть. Поэтому мы от такой схемы отказались, решили вернуть их в коммунальную структуру. Оставили только ДЕЗы. Мы не хотели проводить сейчас полную ломку системы, так как город входит в зиму, впереди холода и совсем другие заботы. А вообще вся эта система подлежит реорганизации.

…Мы также более-менее привели в порядок дорожное хозяйство. Дело в том, что эта система оказалось слишком самодостаточной. Она существует как единое целое – с отдельными частными структурами в районах, которые тоже оказались никому не нужными. И получилось так, что дорожники – и заказчики работ, и исполнители, и приёмщики, и эксплуататоры. Но ведь дорожное строительство – это тоже строительство, и оно должно иметь какой-то срок гарантии… Хотя и им создают проблемы. Например, стоят автомашины у домов, на ночь. Но стоят они в зелёной зоне – на газонах, на земле. А завтра пойдёт дождь, и они вывезут эту грязь на улицы, а мы будем опять жаловаться на «плохие ЖЭКи», которые не убирают. Да и дворники прибавляют им неприятностей. Посмотрите, многие ливнёвки напрочь забиты мусором: потому что им лень вымести его, куда положено… Система дорожного хозяйства – трудноуправляемая, но находится в поле зрения власти.

«Р»: – Проблема обеспечения энергоносителями по-прежнему актуальна?

А. В.: – Сегодня население города должно только по квартплате 17 миллионов гривен. Столько же за воду. Если говорить об отоплении – там цифры значительно больше. За газ одесситы были должны 15 миллионов. Пришлось решать эту проблему – с тем, чтобы не прекратилась подача газа в город. Мы договорились о том, что «Одессагаз» приостанавливает истребование долгов населения тепловикам (и, соответственно, их задолженности самому «Одессагазу») подаёт газ городу в необходимом объёме…

Энергией Одессу обеспечивает предприятие «Одессаоблэнерго». Это полностью коммерческая структура, с которой город находится в партнёрских отношениях. Мы можем помочь им развиваться, выделить какой-то участок земли, например, для строительства подстанции, но диктовать им условия мы не можем. У нас с ними было, так сказать, большое непонимание, но теперь мы находимся в стадии ремиссии, говоря медицинским языком: мы договорились по большинству вопросов. Посмотрим, как наше сотрудничество будет продолжаться.

«Р»: – Но такая ситуация может длиться вечно. Есть ли перспективы изменений к лучшему?

А. В.: – Есть. Сегодня правительство обязало нас перейти на новые формы отношений с обитателями многоквартирных домов. Есть постановление Кабмина, есть решения Комитета – теперь будет министерство – по вопросам жилищно-коммунального хозяйства. Там предусмотрено всё – и дифференцированные тарифы, и создание малых предприятий, занимающихся уходом за жильём. Новые тарифы, прежде всего, будут соответствовать действительности… Мы сегодня не поднимаем их, так как понимаем уровень платёжеспособности населения. Но ведь даже по существующим тарифам до конца не платят… А по новому принципу будет так: всё, что стоит предоставляемая услуга, должно быть заплачено.

«Р»: – Принцип ОСМД – объединений совладельцев многоквартирных домов – судя по всему, вписывается в такую схему?

А. В.: – Моё видение в том, что создание ОСМД – это самый благоприятный путь развития ЖКХ. Люди будут знать, сколько собрано денег и на что они потрачены. Государство будет, конечно, выделять какие-то положенные дотации. А городской власти и так будет чем заниматься. Это не только наша проблема, подобные вопросы решаются во всех странах, но там, если вы, например, не убрали возле своего здания – за вас уберут, но выставят вам за это счёт. А посмотрите, что у нас происходит! В наших ЖЭКах забыли, что такое трава, газоны. С одной стороны – разбитые тротуары (где-то денег не хватает, где-то просто не хотят ничего делать), с другой – газонов просто нет, всё вытоптано. В Киевском и Малиновском районах мы «допрактиковались» с этими частными структурами до того, что вырезали все до единого поливные шланги – с помощью которых можно было помыть тротуары, полить траву на газонах.

«Р»: – Анатолий Иванович, одесская мэрия предложила правительству провести эксперимент в плане административно-территориальной реформы: реализовать в Одессе пилотный проект «город-регион». В чём суть и польза такого проекта?

А. В.: – Одесса отличается своей компактностью. Она более густо заселена, чем Киев или другие города. Поэтому Одессе для развития не хватает территории. Но даже то, что есть сегодня, до конца не узаконено. Остаются ещё нерешённые моменты с некоторыми прилегающими районами области – Овидиопольским, Коминтерновским – по поводу территории некоторых предприятий, размещённых в граничной зоне. Сейчас эти вопросы дорабатываются, есть соответствующее решение Верховной Рады. Но даже того, что мы пытаемся узаконить, – мало. Есть в проекте административно-территориальной реформы такой термин, как «город-регион». И мы предложили провести пилотный проект на Одессе. Что сюда присоединится, территории каких прилегающих районов – это вопрос, подлежащий обсуждению. Конечно, нужно учитывать социальный фактор, ведь на всех этих территориях живут люди.

«Р»: – Как это может повлиять на систему управления в городе?

А. В.: – К сожалению, система управления в стране в целом и в Одессе такова, что мы работаем по отраслевому принципу, то есть – управляем по отраслям. Наверное, это не совсем эффективно… Но вряд ли возможно сегодня вычленять Одессу из общего ряда, кроме того, мы входим в зиму, да и предвыборная кампания разворачивается… Хотя думаю, что было бы правильно, если бы мы научились управлять не по отраслям, а функционально. Сегодня какую отрасль не возьми – везде есть свои экономисты, финансисты, инженерная группа и т.д. Например, даже в образовании есть люди, которые отвечают за строительство, технадзор при строительстве, за состояние коммуникаций и прочее. Наверное, это неправильно, чтобы образование всем этим занималось. Я не говорю, что завтра всё это резко изменится, но, думаю, после проведения административно-территориальной реформы эти принципы должны быть другими. Учителя должны учить, а техники – заниматься техническими вопросами.

…Кроме того, думаю, нет смысла делить здравоохрарение по районам города. Это должна быть городская служба. К тому же, у нас есть дорогостоящие аппараты, буквально, в единичных экземплярах, и допустить, условно говоря, чтобы жители одного района могли ими пользоваться, а другого не могли – мы не можем. Можно найти приемлемые моменты и в сфере образования, если рассуждать на эту тему. Есть такие учебные заведения, как гимназии, лицеи. Это общегородские учреждения, и финансовое и методическое обеспечение их должно быть в компетенции города.

«Р»: – К сожалению, психология низового чиновника, судя по всему, такова, что её изменить очень трудно. Сегодня многие люди не могут решить своей конкретной проблемы на месте и идут сразу в горисполком, к мэру. Почему так происходит?

А. В.: – Да, люди действительно идут на приём к мэру, ко мне. Знаете, часто говорят «спасибо». Я спрашиваю – за что? Я ведь только принял заявление. Мне говорят: за то, что вы нас выслушали. Хотя большинство этих вопросов могут и должны быть решены на месте. Мы получаем много писем, в которых говорится об отоплении, о ремонте крыши, о подвалах и так далее. Я всё это принимаю, читаю, пишу не очень лестные для чиновников резолюции, потом изучаю ответы о том, что сделано. И я всегда говорю чиновникам: вы забываете прописную истину о том, что не люди для вас, а вы для людей.

«Р»: – Возможно ли что-то предпринять для искоренения такой «традиции»?

А. В.: – Во-первых, немного подсократить их число, слишком много их развелось, как я уже говорил. Во-вторых, кадровый потенциал… Понимаете, за годы независимости, мы немного упустили вопросы подготовки кадров, и сегодня у нас, к сожалению, нет резерва. Этим нужно заняться.

«Р»: – Анатолий Иванович, если «спроецировать» формат отношений в ОСМД не только на сферу ЖКХ, но и на всё городское хозяйство, можно прийти к выводу: главная мысль заключается в расширении прав и повышении самостоятельности всех субъектов. Так ли это?

А. В.: – Должен сказать, что переход к ОСМД и вообще к подобному формату отношений не так прост. Мы часто говорим слово «демократия», но забываем одну важную вещь: демократия предусматривает не только права, но в первую очередь – высочайшую степень ответственности. В данном случае, как со стороны власти и поставщиков услуг, так и со стороны предпринимателей, потребителей, населения. Любовь односторонней не бывает!

Беседовал Сергей Ляликов.


Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество
1 0
Все интервью