Наталья Савельева: родители являются социальными заказчиками образовательных услуг!

20.03.2007 в 18:27:35|
0 0
Наталья Савельева: родители являются социальными заказчиками образовательных услуг!

В руках женщины – практически, всё, включая мужчин, которые думают, что всем управляют, а также обучение и воспитание детей. Возможно, именно поэтому среди преподавателей так много женщин. Об одесских школах, одесском образовании, об одесских учениках и их учителях – в интервью начальника управления образования Одесского городского совета Натальи Савельевой.

«Репортёр»: - Наталья Владимировна, как Вы считаете, почему среди преподавателей больше женщин? Мужчинам просто лень заниматься таким, зачастую, неблагодарным трудом – или у женщин к этому больший дар?

Наталья Савельева: - Это складывалось исторически, но ещё в XIX веке среди учителей было больше мужчин. Наверное, потому, что государство недооценивает усилия учителей, и мужчина не может прокормить свою семью на ту заработную плату, которую государство сегодня платит учителю, к большому сожалению. А с другой стороны, это, может быть, одна из немногих профессий, которая доставляет искреннее моральное удовлетворение именно женщине, потому что результаты её образовательной, воспитательной деятельности видны как нигде, и если есть хоть маленький успех в воспитании маленького человека, то женщина этому радуется гораздо более сильно и искренне, чем мужчина.

«Р»: - Женщина воспитывает и учит детей и в школе, и у себя в семье – то есть, эта роль проходит по всей жизни?

Н.С.: - Женщина-учитель оказывает больше внимания чужим детям, которые находятся в школе, и, как правило, учительские дети от этого очень страдают, им всегда не хватает внимания мамы, которая работает учителям. А если, не дай бог, этот ребенок учится в школе, в которой работает мама, – это просто несчастные дети, которым я всегда очень сочувствую.

«Р»: - А если говорить о родителях, можно сказать, что мамы активнее принимают участие в школьной работе, чем папы?

Н.С.: - Наверное, это так, хотя есть папы очень активные, за что мы им очень благодарны, потому что, когда в воспитательный процесс вмешивается сильная мужская рука и поддерживает учителя в школе, это очень ощутимо. Я знаю из практики своей работы учителем и директором школы, как мы были благодарны папам, которые участвуют в жизни школы, в происходящем процессе. К большому сожалению, этого очень не хватает!

«Р»: - К слову о родителях! Я знаю, что ваше управление намерено в ближайшее время провести родительский форум в Одессе. Что это будет – и какие задачи Вы перед этим форумом ставите?

Н.С.: - Мы шли к этому форуму достаточно долго, потому что в обществе родителей накапливается очень много проблем – претензии к школе, к системе образования в целом. Родители являются социальными заказчиками наших образовательных услуг, поэтому для того, чтобы расставить все точки над «і», дать родителям понять, что зависит сегодня от школы, что – от системы образования в целом, которая существует в стране, что – от государства. О том этапе, который зависит от школы, от города, от муниципальных властей, мы можем сказать родителям, и услышать от них, чего они ждут от нас. Скажем так, мы организовываем бесплатное питание в школе для учащихся первых-четвёртых классов для льготного контингента, но мы часто слышим от родителей, что они не хотят, чтобы питание было именно таким, – а каким они его видят, мы хотим услышать. Мы хотим услышать от родителей, чего они ждут в целом от школы. Сейчас во всех школах проходит анкетирование родителей, вопросы в этой анкете очень конкретные, но есть родители, которые расширили этот круг вопросов, сами ставят вопросы и сами на них отвечают, мы очень благодарны за это. В перечне вопросов, которые мы задали родителям, есть вопрос о том, по какому принципу родители выбирают школу, что для них главное при определении ребенка в школу – то ли качество образовательных услуг и их разнообразие, то ли место жительства, то ли язык обучения, то ли что-то другое. В ответах на эти вопросы мы уже видим те задачи, которые ставит перед нами родительская общественность.

«Р»: - То есть, в итоге работы форума должен быть сформирован некий пакет предложений от родительской общественности, которые станут задачами на ближайшее будущее для управления?

Н.С.: - Безусловно. Мы хотим, чтобы родители высказались и чтобы они понимали, что они услышаны – для нас это самое главное. А уж каким будет итог форума: то ли мы примем какое-то обращение, то ли какую-то программу действия управленческих структур, администраций школ в образовательной системе города, – это уже будет видно в процессе подготовки к самому форуму, потому что этот процесс получил очень широкое развитие, идет активно в учебных заведениях. После обработки результатов анкетирования пройдут родительские собрания, родительские конференции в школах, расширенные заседания советов в школах, на которых будут обсуждаться самые животрепещущие вопросы школы, в которой это происходит, и в целом в системе образования в городе. И уже потом – как рекомендации, как предложения – вынесутся для обсуждения на общегородском форуме, который состоится 22 марта в Русском театре в 15 часов, в нём примут участие от родительских комитетов каждой школы, избранные на этих самых собраниях. Они уже сконцентрируют своё внимание именно на тех типичных проблемах, которые были выделены в процессе обсуждения.

«Р»: - Делегаты придут уже со своими предложениями?

Н.С.: - Конечно, мы хотим, чтобы максимальное количество родителей приняло участие в подготовке этого форума, в его работе, потому что форум – это не только двухчасовой разговор. Форум – это достаточно длинная подготовительная работа в течение всего месяца. 22 марта будет заключительный этап, но не окончание работы, потому что мы на этом форуме обязательно изберём городской родительский совет, у которого будут полномочия вносить предложения во властные структуры, выступать с какими-то предложениями от родительской общественности – и в управлении образования, и в муниципалитете, и, может быть, в министерстве образования. Это право родителям дано именно потому, что, я подчеркиваю, они – законодатели образовательных услуг.

«Р»: - Это первый такой форум – или уже было что-то подобное?

Н.С.: - Что-то подобное было на моей памяти, но оно не было таким масштабным и объемным, как мы это задумали. Мы, конечно, очень волнуемся, мы прекрасно понимаем, что выльется определённый поток негатива. Но мне очень хотелось бы, чтобы это не превратилось во взаимные обвинения: учителя обвинят родителей в том, что те не занимаются воспитанием детей, а родители обвинят учителей, что школа тоже чем-то не занимается и плохо учит.

«Р»: - Такая опасность есть?

Н.С.: - Конечно есть, именно поэтому и возникла необходимость такого обсуждения, такого контакта. Мы должны расставить точки над «і», мы должны точно определить стратегию и пути развития каждого учебного заведения, и чтобы эти направления были очень конкретными, точными, и удовлетворяли как родителей, так и педагогов. Прежде всего, это должно делаться с пользой для детей, потому что и родители, и учителя служат нашим детям.

«Р»: - Такие форумы должны будут стать регулярными?

Н.С.: - Хотелось бы! Мы посмотрим итоги первого, будем видеть какие-то ошибки, положительные стороны – и определимся в дальнейших наших действиях. Конечно, я считаю, что, минимум, один раз в год такой разговор должен быть, может, не так объёмно, не так широко. Прежде всего, родители должны знать, что делается в городе для системы образования, – а делается очень много! К большому сожалению, многие родители этого не знают и не понимают. Им кажется, что это замкнуто в рамках одного класса, одного ребёнка и не более того. Собственно, вся наша деятельность направлена на то, чтобы каждому ребёнку в школе было комфортно, чтобы он получал максимальное качество образования, уровень воспитания и т.д., но эти проблемы были всегда во все времена. Нам бы хотелось, чтобы этот разговор был очень конструктивным и постоянным, что самое главное, и тогда он принесет результат.

«Р»: - Упомяну ещё об одной проблеме: в феврале, с 6-го по 21-е, в одесских школах был карантин. Как он сказался на образовательном процессе, насколько велика была эта помеха?

Н.С.: - Вы знаете, мы уже так привыкли к этому – это уже не первый год! У нас отработана система реагирования: как мы догоняем программу, как выполняем её. Это конечно, очень плохо, для образовательного процесса это тяжёлый удар каждый год. Дети уже настолько привыкли, что будет карантин сразу после зимних каникул, что даже не успевают собраться: только мы их собрали после каникул, и опять на две-три недели дети выходят из того тонуса, в котором должен проводиться учебный процесс. Поэтому, безусловно, третья четверть, на которую ложится самое большое напряжение учебной программы, выбивает нас из колеи. Так как у нас есть наработка в выполнении учебных планов и программ, никаких сдвигов в структуре учебного года не будет, будут каникулы, как положено, летом мы тоже закончим всё вовремя – и программы будут выполнены. Хотя, я ещё раз говорю, на качестве учебного процесса это сказывается.

«Р»: - Наталья Владимировна, не так давно Вы говорили о том, что в текущем году одесская мэрия намерена начать строительство трех школ: двух в центральной части города – на улице Маршала Говорова и на Гагаринском плато, а также ещё одной в Суворовском районе. Как с этим – процесс двигается?

Н.С.: - Процесс двигается, сейчас утверждаются проекты, дано разрешение на строительство исполкомом городского совета, и мы рассчитываем на то, что в 2008 году на Маршала Говорова уже введётся в строй школа, затем на посёлке Котовского и Гагаринском плато. Планируется строительство школ и в других районах, при застройке микрорайонов. И, что очень меня радует, планируется строительство дошкольных учреждений – это сегодня очень животрепещущая тема. Дошкольные учреждения также планируются при застройке новых жилых микрорайонов. Что касается дошкольных учреждений, я знаю, что эта проблема очень волнует молодых мам и пап, которым некуда деть своего ребёнка, а на работу идти нужно!.. Я хочу сказать, что у нас острая проблема с обеспеченностью дошкольными учреждениями существует в центре города и в районе Молдаванки. Что касается Суворовского, Киевского района и Юго-Западного массива, там дошкольные учреждения переполнены, но, если мы не можем принять ребёнка в дошкольное учреждение, куда хотят родители, мы можем предложить другое, и таким образом напряжение снимается. То есть, тем родителям, которым очень необходимо отдать ребёнка в детский сад, мы такую возможность предоставить в этих районах можем, там нет сегодня очередности. В Киевском районе будет вводиться дошкольное учреждение № 103 на Шишкина, 46, мы выиграли все суды у арендаторов – и отвоевали это здание, где-то в течение года мы введем его в строй. Кроме того, те дошкольные учреждения-новостройки, которые планируются, конечно же, позволят снять напряжение. Что касается центра города, то тоже планируется строительство там дошкольных учреждений, но, к сожалению, пока ещё тут напряжение сохраняется.

«Р»: - А какими будут новые школы, предъявляются ли к ним особые требования?

Н.С.: - Безусловно, там должен быть бассейн, два спортивных зала, там должен быть большой актовый зал, большая столовая, там должны быть оборудованы кабинеты по последнему слову техники с компьютерными классами, с лабораториями, с библиотечным комплексом. То есть, это серьёзные современные проекты, и мы надеемся, что эти школы будут действительно современными, будут удовлетворять потребности наших детей.

«Р»: - К слову, недавно начальник областного управления образования Дмитрий Демченко говорил о том, что в школах региона будут менять школьную мебель. Это коснётся Одессы?

Н.С.: - Мы в городе уже давно её меняем, и в этом году выделены средства на замену оборудования, это постоянный процесс. Каких-то определённых средств на замену мебели или приобретение какой-то новой мебели, которая вводится в эксплуатацию, нет сейчас. Другое дело, что мы сегодня очень серьёзное внимание уделяем размерам мебели. То есть, если это маленькие дети, они должны сидеть за маленькими партами, по мере их роста парта должна меняться. Даже в одном классе разновысокие парты ставятся, особенно в начальной школе, они трёх уровней и трёх размеров, в зависимости от роста ребёнка – как он растёт, ему нужно менять место, ряд, в котором он сидит, для того, чтобы сохранить зрение. Вопросам сохранения здоровья мы сейчас уделяем очень много внимания, кстати, это будет один из основных вопросов для обсуждения на родительском форуме. Потому что родители сегодня говорят, что, прежде всего, их волнует здоровье их ребёнка, а потом качество образования, уровень воспитания и т.д. Статистика, органы здравоохранения сегодня говорят о том, что только 10 процентов выпускников школ выходят здоровыми, к большому сожалению. Практически, за 10 лет школьной жизни 50-60 процентов детей приобретают ту или иную патологию – в основном, это осанка, это зрение и желудочно-кишечные заболевания. Эти проблемы тоже будут серьёзно обсуждаться.

«Р»: - Кстати о здоровье! Вы говорили, что будет выделен 1 миллион гривен на замену пищеблоков в школах. Насколько это масштабная акция – и хватит ли миллиона для этого?

Н.С.: - В этом году бюджет развития города выделил 18 миллионов гривен на улучшение материальной базы школ. По сравнению с прошлым годом, эта сумма увеличена в два раза, в прошлом году было 9 миллионов. В эти 18 миллионов входит осуществление капитальных ремонтов в отдельных учебных заведениях, это наиболее сложные ремонтные работы – ремонт фасадов аварийных, канализационных систем, тепловых систем, это и окончание строительства спального корпуса в школе-интернате № 5, окончание строительства здания одного из корпусов оздоровительной базы для детей-сирот на Даче Ковалевского. То есть, это очень серьёзные, капитальные работы. Кроме того, выделен бюджетом развития миллион гривен на дальнейшую компьютеризацию школ и полмиллиона на приобретение интерактивных досок, которые мы хотим приобрести в школы для совершенствования учебного процесса, организации его уже на самом современном уровне. Здесь у нас большой «рывок» благодаря тому, что в прошлом году город выделил миллион гривен на эти цели, и в этом году, получается, ещё полтора миллиона: миллион на компьютеризацию и полмиллиона на интерактивные доски. И миллион гривен выделен на замену устаревшего оборудования пищеблоков – оно не менялось в течение, как минимум, тридцати лет, а то и больше. У нас есть оборудование выпуска 60-х годов, мы его холим, бережём, потому что другого ничего нет. Слава богу, в этом году появилась такая возможность – и мы очень благодарны за это городскому совету, за то, что эти деньги выделены, уже объявлен тендер, и такое оборудование будет закуплено.

«Р»: - При этих словах о деньгах я вспомнил заявление ряда депутатов городского совета после того, как они приняли бюджет города, о том, что нынешний бюджет ещё более социальный, и увеличены ассигнования на сферы здравоохранения и образования в частности. Действительно, финансирование в этом году побольше?

Н.С.: - Бюджет города делится на две составляющие: делегированные доходы – это то, что нам положено по всем законам бюджетным, и собственные, которые город выделяет из своих средств на развитие образования. То, что касается собственных средств, то есть городских, то здесь, слава богу (я говорю о тех 18 миллионах), очень хорошо, ещё из собственных средств город выделяет деньги на содержание внешкольных учреждений. Что касается делегированных средств, то да, сумма увеличена практически на 30 процентов, но эти проценты все уходят на повышение заработной платы, на покрытие коммунальных услуг, которые увеличились, опять-таки, в 3-4 раза. Ещё мы увеличили стоимость питания в дошкольных учреждениях, в школах-интернатах и детских домах. Вот эти средства, которые практически не покрывают наших потребностей в учебных заведениях. Заработная плата «съедается» инфляцией, то есть, те деньги, которые идут на повышение заработной платы, учителя практически не ощущают. Сегодня молодой специалист, приходя в школу, получает 500 гривен чистыми деньгами, это ставка. Конечно, говорить о том, что пойдет поток талантливых молодых педагогов в школу при такой заработной плате, не приходится. Я ещё раз говорю, 70 процентов делегированного бюджета уходит на заработную плату, 15 процентов уходит на коммунальные услуги, и оставшаяся сумма – на организацию питания, вот и всё! И только благодаря тем деньгам, которые выделяет город на содержание учебных заведений, мы можем что-то ещё сделать – отремонтировать, приобрести новое оборудование…

«Р»: - Не так давно Вы говорили о том, что в каждом районе города необходимы по две школы полного дня, и что ваше управление сейчас разрабатывает положение о создании таких школ. На это есть спрос среди родителей – или надо будет популяризировать такой вид школы? Это не та же самая «продлёнка»?

Н.С.: - Понимаете, в современном понимании этого слова, из опыта других стран, школа полного дня – это не «продлёнка». Это продолжение учебного процесса во второй половине дня, то есть, это процесс без домашних заданий, когда практические занятия выносятся на вторую половину дня, когда это проводится в игровой форме, в форме развития, в форме «кружков» и т.д. Что касается «продлёнки», мы в этом году практически в три раза увеличили количество групп продлённого дня и количество детей, которые могут их посещать. Они есть в каждой школе, группа продлённого дня работает до шести – до семи часов. Они пользуются спросом, но группа продлённого дня – это выполнение домашних заданий, какие-то воспитательные моменты, которые выносятся на вторую половину дня, а, в общем-то, это делается в большей степени для того, чтобы родители могли спокойно работать, зная, что их ребёнок накормлен, находится под присмотром в школе – и придёт домой с выполненными домашними заданиями.

«Р»: - Этим охвачены только младшие классы?

Н.С.: - Нет, мы открыли группы продлённого дня не только в младших классах. А пятиклассника куда деть, а шестиклассника? Родители беспокоятся, поэтому возможность посещать группу продлённого дня есть у всех детей – и все родители могут воспользоваться этой услугой, никаких ограничений по этому поводу нет. Что касается школы полного дня – это немножко в другом плане организация процесса, это требует дополнительного финансирования, изменения положения школы и т.д. Пока что мы работаем на то, чтобы все дети могли находиться в течение всего дня в школе, а в дальнейшем предполагаем, что школа полного дня будет иметь более современный вид.


Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество
1 0
Все интервью