Александр Копайгора: наш репертуарный «портфель» 2008 года уже определён!

30.01.2007 в 14:28:20|
0 0
Александр Копайгора: наш репертуарный «портфель» 2008 года уже определён!

Театр – одинаково загадочный и манящий вид искусства. Многие из нас знают и любят театр вообще и, в частности, такой знаковый среди одесский театров, как Русский драматический, каждый спектакль которого это, поистине, праздник. За последние годы Одесский русский драматический театр совершил настоящий прорыв – от достаточно тяжелых времен к явному успеху.

«Репортёр»: - Александр Евгеньевич, если несколько лет назад театр был не так, чтобы очень востребован, то сегодня все Ваши спектакли проходят с аншлагом. Что такое новое Вы привнесли в театральную работу?

Александр Копайгора: - Работать начали! До этого тоже, правда, работали, работали много, но… Что греха таить, был перерыв у театра серьёзный, ремонт театра, строительство, по существу, нового театра. Это повлекло за собой отток зрителя. Потом сложный был период с кадрами. Когда я пришёл в театр, было 28 человек в труппе. За мою бытность пришли ещё 18 человек. Поэтому сегодня театр уже полноценен. Конечно, мы приглашаем со стороны молодёжь, которая участвует в массовках, без этого невозможно, когда делаешь огромные спектакли, мюзиклы. Но когда идёт наш драматический спектакль, работают только наши актеры.

«Р»: - Вы как-то сказали, что когда существует не только зрительский, но и журналистский интерес к театру – это означает, что у театра «всё в порядке». Как с этим у Вашего театра – все в порядке?

А.К.: - Наверное, да. В отношении журналистского спроса, журналистского интереса – наверное, он существует. Я скажу так: если что-то делается и журналисту это интересно, то журналист обязательно придёт на это место во второй раз. Точно так же, как и зритель: если ему понравился спектакль, он обязательно вернётся в этот театр посмотреть ещё один спектакль. А со спектаклем «Вий» вообще парадокс: он прошёл пятьдесят восемь раз, и есть люди, которые его смотрели сорок два – сорок три раза. У нас есть свой сайт, и на этом сайте идёт огромная переписка молодёжи: кто сколько раз посмотрел, какая роль была сыграна сегодня правильно, какая неправильно, где кто из артистов сыграл не так, как должно быть. То есть – огромная серьёзнейшая полемика, а, захватывая один спектакль, автоматически захватывается второй. Мы недавно вывесили на сайте распределение ролей спектакля «Гамлет» и уже сегодня идут переговоры там между собой: правильно распределили, неправильно распределили, будет ли та Офелия Офелией, или Гамлет Гамлетом. То есть, это участие зрителей в работе нашего театра – и это для нас очень радостно.

«Р»: - Те, кто общаются на сайте – это, явно, стойкие Ваши зрители. А как бы Вы охарактеризовали, собирательно, Вашего зрителя? Кто он, есть ли у него какие-то свои черты?

А.К.: - Во-первых, после того, как мы перевели начало спектаклей в театре с 18 часов на 19, у нас появился свой стойкий интеллигентный зритель, потому что это удобно всем. Конечно, актёрам и работникам театра менее удобно, потому что позже на один час возвращаться домой, но зрителям это значительно удобнее. По обыкновению, вся интеллигенция заканчивает работу в 18 часов, и мы уже огромный пласт людей, которых заинтересовали тем, что у нас появилась возможность пригласить на 19 часов на спектакль. А так как мы хотим сразу заинтересовать зрителя, то, как сапёры, не имеем права на ошибку. Если зритель долгое время не приходил в театр, и мы ему показываем спектакль, который ему не понравился, он скажет: «Я не приходил 15 лет в театр – и ещё 15 лет не буду приходить». Поэтому мы за каждый спектакль боремся, доказываем необходимость каждого спектакля и правильность выбора. Что греха таить, переживаем, воюем – это наша жизнь, жизнь руководителей, жизнь художественного совета, жизнь художественного руководства театра, то есть, это нормальное явление.

«Р»: - Вы ставите определённые цели на определённый сезон?

А.К.: - Планы имеют все, даже те предприятия, которые сегодня являются банкротами. Мы ставим перед собой чёткие планы. Я о планах, наверное, чуть попозже расскажу. Думаю, что было бы, правильно, если б я сказал о том, что не было бы, наверное, этого успеха, о котором Вы сказали, не было бы зрительского интереса, если бы у нас театром не руководила режиссёрская коллегия. Это был эксперимент, абсолютно неожиданный для нас. Я сегодня говорил с очень уважаемым человеком, он приехал на наши спектакли из Москвы, это бывший начальник управления театрами Советского Союза Валерий Васильевич Подгородинский, ныне он руководитель литературной части Малого театра, критик, известный человек. Мы с ним говорили о том, как у нас оказались три абсолютно разных режиссёра. Сначала это был эксперимент. Такого же нигде нет: или есть главный режиссёр, или есть художественный руководитель, или приезжают режиссёры, а потом разворачиваются – и уезжают навсегда… У нас на постоянной основе в течение года каждый из трёх режиссёров ставит спектакль. Один – ученик Гончарова, второй – ученик Хейфеца, третий – ученик Захарова, то есть, школы серьёзные. Мало того, они же и преподаватели в РАТИ (Российская академия театрального искусства, бывший ГИТИС – «Реп.»), что для нас очень важно. Когда они ставят спектакли, они не только подбирают репертуар, который предлагают нашему театру, они его предлагают с учётом наших актёров, которых знают, они ещё и учат, как педагоги. То есть, параллельно с работой, идёт ещё и мастер-класс. Сергей Голомазов – профессор, имеет свою мастерскую, Алексей Литвин – правая рука Леонида Хейфеца. И вот, буквально, год назад Алексей Гирба ушёл из мастерской Марка Захарова, но сейчас ведутся переговоры о его возвращении обратно. Учителя этих людей – знаковые, а они сами – продолжатели их жизни. Кроме этого, мы приглашаем параллельно ещё других режиссёров. Каждый хочет показать, на что он способен, и в следующий раз сделать спектакль ещё более интересным. Вот сейчас Литвин только закончил работу над одним спектаклем, приехал – и была уже первая репетиция «Гамлета». Это спектакль, которым мы откроемся 1 октября. Кроме того, только что закончил работу Гирба, он приехал – и начинается работа над «Пиковой дамой», которую мы должны выпустить в феврале этого года. По чисто материальным соображениям не состоялась премьера спектакля «Что увидел дворецкий?» Ортона, его Сергей Голомазов должен был выпустить в ноябре, просто денег не хватило, говоря откровенно…

«Р»: - Если говорить о режиссуре, то многим одесситам нравится творческий дуэт режиссёра Ковтуна композитора Лапейко. Появятся ли у Вас их новые работы?

А.К.: - Уже три работы есть. «Пеппи», «Вий», «Степан Разин». Работаем. Пока это театральная – наша «семейная» тайна. Но мы уже начали работать и дальше, потому что имеется большой интерес молодёжи и если мы не будем работать над тем, что требует молодёжь, то, наверное, это будет неправильно. Да, у нас есть и Чехова два спектакля, у нас есть Толстой, Шекспир у нас есть, Ремарк, Стендаль, у нас сегодня репертуар просто классный – если простым, обыкновенным словом… Но, с другой стороны, надо всё время его обновлять, надо постоянно делать новые спектакли. И если нравится молодёжи – мюзиклы, пожалуйста, мы уже начали работать над очередным спектаклем. Правда, это не будет завтра-послезавтра, а уже в 2008 году, наш портфель 2008 года уже определён, мы уже знаем, что мы будем ставить.

«Р»: - Александр Евгеньевич, за время Вашей работы в театре, это три с половиной года, под Вашим руководством вышло шестнадцать спектаклей. Все из них Вам одинаково дороги – или есть «любимые детища»?

А.К.: - Я скажу честно: всем, что делает наш Русский театр, я горжусь! Что бы ни говорили, среди пятнадцати-шестнадцати «детей» есть один-два, которым особо отдаёшь предпочтение. Я не буду называть, какой спектакль мне больше нравится, мне нравятся все спектакли, которые делаются у нас. Все знают, что когда начинается спектакль – я в зале, когда бы это ни было, если это не так – значит, я вне Одессы. Я оцениваю вместе со зрителем эти спектакли. «Вий», допустим, я уже посмотрел раз сорок пять, «Степан Разин» – раз пятнадцать, и так могу перечислять дальше. С «Красным и чёрным» мы выезжали в Питер, в Новгород, в Кронштадт, кстати, в прошлом году, то есть – первые гастроли, которые у нас состоялись. Мы кстати, ведём переговоры, и у нас возможен выезд на большие гастроли, тогда, может быть, планы у нас немного сместятся, это между делом…

«Р»: - В своё время, придя к руководству Русским драматическим театром, Вы практически полностью сменили репертуар. Почему?

А.К.: - Я уже говорил о том, что был в театре ремонт, а до этого был сложный период в нашей стране. Денег не выделяли, и театр работал на старом репертуаре. Когда я пришёл, спектаклям было по десять, по восемь, по двенадцать лет, то есть, спектакли по много лет отыграли, и зритель их видел неоднократно. Зритель не может прийти в новый театр на старые спектакли, это было бы неправильно. Поэтому была основная задача – поставить новые спектакли. У нас заходишь сегодня – мраморные полы, зеркала, кондиционер «зима-лето», сегодня это самый современный театр. Огромное количество нового электрического оборудования, хороший звук, масса других «прибамбасов», которые позволяют улучшать, украшать спектакль. Всё это надо использовать! И, представляете себе, приходит зритель в новый театр на старый спектакль – это, наверное, неправильно! Задача была – резко изменить репертуар, сделать спектакли хорошие. И ещё одна была важная, трудная задача: у нас не было молодёжи, вот это была проблема из проблем! Поэтому первый спектакль, который мы сделали, – это был «Квартет», для пожилых артистов, на старшее поколение. Но в это время мы уже формировали молодёжь. Первое вливание – это Днепропетровский театральный колледж, дополнительное вливание – опять Днепропетровский колледж, потом появились ребята из Симферополя, потом – два артиста из Ашхабада, целая эпопея, пока мы их переманили и нашли возможность здесь, в Одессе, «удовлетворить» – то есть, дать жильё, городские власти были вовлечены в это. Сейчас, на 130-летие нашего театра, городские власти дали нам трёхкомнатную квартиру под общежитие молодых артистов. Ребята просто никогда в жизни не видели таких квартир, для них это – счастье с неба! Есть ещё задача, которая стоит перед нами: Днепропетровский театральный колледж – украинский язык. Это проблема русского театра. Почему я начал проводить эти конференции «Русский театр в Украине», потому что возле этой конференции начали «крутиться» педагоги по сценической речи, педагоги по сцендвижению, Москва стала привозить к нам сюда специалистов. Сейчас, когда мы с Вами разговариваем, приезжает на семь дней профессор РАТИ Сусанна Павловна Серова, и начинается работа с завтрашнего дня по сценречи. В начале марта приезжает целый «десант»! На базе Одесского русского драматического театра будет проводиться мастер-класс по сценречи, сцендвижению и мастерству актера. Приезжает профессура, специалисты. Весь юг Украины будет работать на базе нашего театра и повышать свою квалификацию.

«Р»: - К слову, расскажите о том, каковы ближайшие планы театра, какие премьеры намечены?

А.К.: - Перед тем, как рассказать о планах, я скажу о том, что мы заявили в своё время, года два назад это было, что мы – театр авторский. И поэтому очень много произведений мы берём таких, у которых или нет инсценировок, или нет таких спектаклей. Вот, к примеру, «Пиковая дама»! Казалось бы, у неё есть инсценировка, но мы делаем свою версию, версию нашего Одесского русского театра, написал её Алексей Гирба, то есть, свой взгляд, своё отношение к этому произведению.

В конце февраля, 24-25 числа, если всё благополучно будет, состоится премьера спектакля «Пиковая дама», в постановке Алексея Гирбы. Художник – главный художник нашего театра Григорий Фаер. В марте, если уложимся по всем нашим графикам, мы выпускаем спектакль «Три старушки под окном», спектакль ставит Олег Школьник, художник – опять Григорий Фаер. В апреле наш режиссёр Анатолий Антонюк ставит спектакль по новеллам Дональда Биссета «Приятного аппетита, тигр», художник Григорий Фаер. В мае, если всё будет благополучно, мы приступаем к работе и выпускаем где-то в первых числах июня пьесу «Неприличное название», это второе название пьесы, а первое – «Антракт», Александр Мордань написал очень интересную новую пьесу, это заслуживает тоже серьёзного внимания. Постановщик – Алексей Гирба. В июле выпускает спектакль Сергей Голомазов – «Что увидел дворецкий?». Весь этот период времени, параллельно с выпуском этих спектаклей, идёт работа над «Гамлетом». Первый этап уже состоялся, как я сказал, второй этап будет в марте, третий этап начнётся летом, где-то в 20-х числах июня – и до ухода коллектива в отпуск. И основной этап, выпуск на сцене – с 20 сентября по 1 октября. 1 октября мы открываем сезон спектаклем «Гамлет» Шекспира. Вот такие планы, чисто постановочные. Если говорить о планах театра, которые существует помимо постановки спектаклей, то мы уезжаем в Саранск, Мордовия, в марте на фестиваль. Мы поставили для этого спектакль «Сумерки богов». Это российский фестиваль под эгидой президента Мордовии. Для нас это интересно, мы редко выезжаем на фестивали, в основном – мы делали спектакли у нас в театре для зрителей нашего города, мы не делали фестивальных спектаклей. И вот в конце прошлого года, буквально под самый Новый год, Евгений Лавренчук, ученик Виктюка, поставил у нас спектакль «Сумерки богов», который вызвал неоднозначное отношение у зрителей. 80-90 процентов людей фантастически «за» – и 10-20 процентов, которые фантастически «против», просто не воспринимают этот спектакль и считают, что это совсем не то, что требуется. Когда приходит зритель, он оценивает, и опять идет «делёж» этого зрителя. Это всегда хорошо, когда возле театра существуют люди, которые «за», и люди, которые «против», – значит, театр жив, театр живёт!.. Кроме того, в сентябре мы открываем традиционную нашу конференцию «Русский театр в Украине». Это уже будет четвёртая. В этот раз тема – «Режиссура на пороге XXI века». В рамках этой конференции мы проводим уже второй международный театральный фестиваль «Встречи в Одессе». Уже приглашён московский польский театр, мы будем выступать, естественно, и сейчас помогает нам в выборе городов, театров Центр поддержки русских театров за рубежом, да и сами мы очень со многими ведём переговоры. Ну, я считаю, что планов «громадьё», мягко говоря…

«Р»: - Александр Евгеньевич, как-то Вы сказали так: «Мне не стыдно ни за один мой спектакль». Как нужно работать, чтобы иметь право такое сказать?

А.К.: - Наверное, будет с моей стороны неправильно, нескромно, если я на это скажу: в газете «Одесские известия» на первой полосе в самом верху была статья, в которой написано: «Копайгора начинает свой день тогда, когда он его заканчивает». Все знают, что самый первый человек, приходящий в театр, – это я, потом уже приходят технические службы, появляются все остальные. Это моя старая, давняя традиция, ещё с Оперного театра: я приходил рано утром, и я уходил очень поздно вечером, по окончании спектакля. Когда ты знаешь, что в театре происходит – ты не просто руководишь театром, а чувствуешь каждый раз момент, что надо то или это, и подправить надо, и исправить надо, и подсказать надо, и разобраться на месте… Это все понимают и поэтому автоматически это переносится и на создание спектаклей.


Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество
1 0
Все интервью