Одесские неформалы украшают город добрыми рисунками (много-много ФОТО!)

21.08.2011 в 08:27:58
Архитектура
1 7

Искусство граффити вошло в нашу жизнь резко и разрушительно. Весь город покрылся надписями и рисунками на стенах, заборах и гаражах. Зачастую — нецензурными, мрачными или тяжеловесными. Но в последнее время набирает силу противоположная тенденция. Все больше талантливых художников стремится к чистоте и непосредственности, украшая город и улучшая настроение его обитателям красочными и добрыми изображениями.

Типологически граффити, которыми запружен наш город, можно разделить на три основные группы. Первая, самая большая — «нецензурная». Ее мы, разумеется, приводить не будем, причем не только по этическим соображениям: она весьма однообразна и скушна.

Вторая, с которой, собственно и начиналось увлечение граффити в 90-х годах — «шрифтовая». Заключается она в том, что на поверхность наносится набор объемных букв особой стилистики, который иногда означает какое-то знакомое одним граффитчикам понятие, а иногда просто «нереально крут». Впрочем, оценить эту «крутизну» могут далеко не все. Как вам «украшение» дворового прохода на Успенской, 42, занимающее едва ли не полстены?

Наконец, третья группа граффити стала популярной с 2004 года, когда страна погрузилась в политический хаос. Граффити как средство агитации облюбовали представители маргинальных движений, у которых не было денег на рекламу. Оставив надпись «За Украину, Беларусь, Россию!» или «Будь українцем» в каждом дворе, бригада из десяти человек создавала впечатление, что ее поддерживает чуть ли не полгорода. Пользовались этим средством и крупные партии, — дабы создать иллюзию стопроцентной «народной поддержки».

Практически всегда политическое граффити ограничивается надписью. Но случаются и изображения, притом достаточно оригинальные. Эту антирекламу ВО «Свобода» можно увидеть в проходном дворе на Пироговской, 3.

В один прекрасный день, идя по городу, я встретил среди множества надписей из 3-5 букв следующую: «Весь мир у наших ног, мой друг!» (Большая Арнаутская, 2).  Выполненная в черном цвете, она, тем не менее, заряжает верой и оптимизмом. Даже если вы не верите, что мир у ваших ног, можно порадоваться отсутствию в надписи ошибок, мата и наличию знаков препинания.

От надписей, наконец, переходим к искусству рисунка. Именно к искусству. Одним из старейших и внушительнейших его образцов является роспись боковых стен домов, выходящих на угол улиц Княжеской и Ольгиевской. Ниже — «панно» дома по Княжеской, 17.

И в деталях — «Оптимистическая улитка».

А это фрагмент росписи соседнего дома № 15 — сытый и, кажется, доброжелательный «Пацюк».

Один из самых оригинальных дворов, которые мне довелось видеть, расположен по улице Успенской, 42. Первый необычный рисунок встречает нас уже на воротах.

Сам по себе двор весьма мрачен. Впервые посетив его зимой, я был неприятно впечатлен неблагоустроенностью этого места. Правда, уже тогда на одной из стен появились первые зачатки грядущей «мощи».

Летом ситуация изменилась кардинально. Из множества рисунков и прочих элементов декора, которыми украшен двор, предлагаю вам оценить «мексиканскую» тему:

Кстати, наука физиогномика учит, что большой рот — признак энергичности. У художника вышло очень жизнерадостное лицо, которое приятно встретить при любых обстоятельствах.

Поскольку положительные эмоции сильнее всего ощущаются в детстве, одним из главных способов выразить приятные переживания является «детский» рисунок. Он нелогичен и схематичен, зато весел и красочен. Тем и хорош. На снимке — паровозик с Дворянской, 31.

Далее — синий негр без малейшего намека на радиацию с Базарной, 4.

...А также потрясающий жираф с Коблевской, 13.

Хорошая «цветочная» роспись представлена на той же Дворянской, 31, а также в очень необычном как для Одессы дворе на Софиевской, 22.

Когда в Одессе никто еще и слыхом не слыхивал о граффити, самым распространенным видом надписей были признания в любви на асфальте. Этим летом на тротуаре у дома № 44 по улице Пастера появилась современная вариация данного направления.

Новым красивым рисункам приходится противостоять старым надписям. А иногда хулиганы норовят «подрисовать» шедевр. Так получилось с «открыткой» для некой Валентины на Новосельского, 20.

И очень не хотелось бы, чтобы подобная судьба настигла новый рисунок в проходе во двор на Дворянской, 13.

Некоторые художники, следуя за Пикассо и Эшером, создают творения ярко выраженного абстрактного характера. Такие можно увидеть во дворе на Еврейской, 9.

К слову, двор очень странный. Это 8 соток асфальта с глухими стенами и небольшим сквериком, где всегда много котов. Точно так же, нельзя назвать уютным двор на Успенской, 42 и угол Ольгиевской и Княжеской. И именно там нашлись люди, которые «приложились» к созданию подлинных шедевров настенной росписи. Можно ли говорить о зависимости?

Теперь вернемся к нашим рисункам. Этот «Быкочеловек» с оленьими рогами, увы, уже не существует — стену закрасили в аккуратный желтый цвет. Думается, если бы на ней было только это изображение, «хозяева» поступили бы иначе.

Следующая картина представляется мне аллюзией на творчество Эдварда Мунка. Она еще сохранна, правда, почти всегда закрыта стоящими во дворе машинами. Поэтому предлагаю вам зимний снимок, а вместе с ним—  возможность вспомнить о существовании снега.

Ну и самый абстрактный рисунок. Чем вам не Босх?!

Не перевелись в Одессе и любители прекрасного пола, изображающие женщин. На снимке — один из эталонов современной красавицы с Преображенской, 10.

А вот — мрачная «готика» с очень мрачного двора на Спиридоновской, 8:

Помимо единичных рисунков есть также «серийные», повторяющиеся по всему городу или в отдельных районах. Из новых «серий» — портрет мужчины с квадратной головой. Одни считают, что это Анатолий Вассерман, другие — что Джон Леннон, но есть и те, кто уверяет, что это просто «мужик».

Изображение на снимке нанесено на ограду Военного госпиталя на Французском бульваре. Аналогичные есть на доме по Белинского, 14, а также на улицах Троицкой и Успенской.

Самая известная «серия» — «грустный мишка». Сотни таких рисунков можно было увидеть по всей Одессе еще несколько лет назад. По легенде, некто Михаил, студент Политеха, отчаянно влюбился в девушку, а она его отвергла. В знак своей печали он первым стал рисовать по городу мишек, а потом это стало повальной эпидемией.

Не серийным, но модным направлением стала роспись труднодоступных мест. Например, крыш. На фото — граффити на доме № 6 по улице Пушкинской.

 

Среди граффити, сделанных со вкусом и мастерством есть не только «добрые». Такого вот «фантомаса» изобразили неизвестные умельцы в проходе во двор на Градоначальницкой, 17. Любопытно, что отпавшая штукатурка по форме напоминает кулак, направленный прямо в челюсть монстру.

Много мастерства, трудолюбия и краски понадобилось для украшения спортивной площадки на углу улиц Новосельского и Толстого. Хотя смысл надписей для большинства смертных непонятен, это все же лучше, чем угрюмый вид голых одесских стен.

Центр Одессы по-своему способствует развитию культуры граффити. Здесь много укромных уголков, темных неуютных проходов, облупившихся стен. Любой рисунок, в котором заложено мастерство и добрый умысел, станет для этих мест «утешением старости», а для людей — источником хорошего настроения.

Следует отметить, что многие европейские города приняли у себя целые программы по привлечению уличных художников к благоустройству. Таким образом, ожили и приобрели новый облик многие депрессивные районы промышленных городов Германии, Британии и Швеции. А в нестоль отдаленном от нас Санкт-Петербурге граффитчикам отдают целые боковые стены хрущевок или старых домов, а это — 150-250 метров творческого пространства. Давно пора пойти по такому пути и нам, одесситам. Тем более, что людей, умеющих и жаждущих рисовать в городе масса, а облик сотен домов в центре и на окраинах оставляет желать лучшего.


Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество
1 0
Все интервью