Опасные игры в трамвай: Самый надежный вид транспорта в Одессе на грани краха

02.09.2012 в 22:06:41
Общество
1 7

Что бы ни говорили, а трамваи были и остаются очень удобным видом транспорта. И хотя Одессу просто заполонили маршрутки, курсирующие по всем возможным направлениям – без трамвая нам никак не обойтись. Особенно в часы пик и там, где трамвайные линии отделены от автомобильной дороги. Тогда пассажиры маршруток и даже владельцы авто, стоя в пробках,  могут только позавидовать тем, кто почти без препятствий несется по рельсам. Правда, в аварии одесские трамваи попадают все чаще и чаще. И слишком много негативной информации, связанной с электротранспортом, слышат в последние годы одесситы…

Незаменимый, но опасный

Уже больше века, начиная с 1910 года, одесситы пользуются трамваем, и сегодня представить жизнь без этого вида транспорта в Южной Пальмире невозможно. Хотя и говорят, что на трамваях ездят преимущественно пенсионеры и другие льготники, многие одесситы выбирают этот вид транспорта за возможность ехать более-менее спокойно, не страдая от крутых виражей, которые часто вытворяют водители маршруток, и не споря с ними же о месте остановки. Да и проезд в трамвае дешевле, и проездные билеты никто не отменял.

Раньше можно было уверенно сказать, что поездки в трамвае еще и намного безопаснее. Но, исходя из происшествий, произошедших нынешним летом, подобное можно утверждать лишь с некоторыми оговорками. К счастью, того, что случилось два года назад, больше не повторялось. Тогда на Балковской трамвай 15-го маршрута перевернулся и раздавил автомобиль, водитель которого погиб (смотрите ФОТО).

А вот с рельсов одесские трамваи за последние месяцы сходили неоднократно.  Суворовский район для них и вовсе как-будто заколдованный – большинство аварий  происходит именно там. Вот и на днях между Лузановкой и «Молодой гвардией» с рельсов сошла вторая тележка у вагона первого маршрута. Обошлось без пострадавших. Но можно себе представить, что чувствуют в такие моменты пассажиры, находящиеся в вагоне. Особенно страшно было, когда 19 июня возле «Молодой гвардии» трамвай едва не снес остановку, и прекратил движение, врезавшись в дерево.  ГАИшники тогда говорили, что чудом все обошлось без человеческих жертв. Но где гарантии, что подобного больше не случится, и что жертв тоже удастся избежать? И вообще, почему такое происходит?

Директор КП «ОГЭТ» Дмитрий Полунин считает, что виной всему прежде всего износ дорожного полотна, ремонт которого требуется практически по всем направлениям. В той же Лузановке из-за неудовлетворительного состояния путей  висит знак ограничения скорости для трамваев.Не лучше и состояние подвижного состава: срок эксплуатации большинства вагонов превышен вдвое.

Вот и получается, что один из основных видов общественного транспорта в Одессе превращается в опасный для здоровья и жизни.

Круговое безденежье

Чтобы ситуация не ухудшалась и дальше, необходим масштабный ремонт путей и не менее масштабное обновление подвижного состава. Но денег на все это катастрофически не хватает. Хорошо, что, по крайней мере, задолженности по зарплатам перед сотрудниками на данный момент нет. Хотя и жалуются работники «Горэлектротранса», что выплаты производят по частям, но ведь платят же. Мы ведь помним, что творилось несколько лет назад, когда по полгода люди не получали кровно заработанные деньги.

Впрочем, работников на предприятии не хватает. И это при том, что в нашей стране высокий уровень безработицы — не спешат люди на нелегкую работу с невысокой зарплатой. Тем более, что, например, водителем трамвая, придя с улицы, не станешь. Необходимо пройти обучение. Казалось бы, привлекательное предложение для иногородних, учитывая, что им предоставляется общежитие. Но попасть туда удастся не всем, да и условия жизни там не для слабонервных, и чтобы хоть как-то их улучшить, все приходится делать самим проживающим.

А ведь плохо отдохнув, и постоянно ломая галову, как распределить полученные копейки, впору и ошибку при управлении транспортом допустить. Особенно учитывая, что трамваи и сами по себе рассыпаются от старости. А чтобы хоть чуть-чуть привести вагон в чувство перед выездом из депо, как признаются водители, необходимо «отстегнуть» слесарю, поскольку нужных запчастей на всех тоже не хватает. Такая себе местечковая коррупция. Но любопытно, что на техперсонал водители, с которыми удалось пообщаться, зла не держат, даже оправдывают по-своему – мол, тем нелегко приходится, зарплата тоже невысокая, а работа тяжелая, особенно сложно приходится в зимний холод. 
Но пассажирам, по сути, не особо интересно, что происходит в депо. Им важно, чтобы трамваи ходили регулярно и проезд в них был безопасным. Увы, как уже говорилось, на все нужны деньги, а городскому бюджету похвастаться нечем. А тут еще одесская власть постоянно жалуется, что предыдущий мэр навесил на город  кредит в 35 миллионов гривень, за счет чего были куплены 16 новых троллейбусов TROLZA. Такие затраты для города действительно ощутимы, но выставлять этот аргумент, объясняя любые проблемы, связанные с электротранспортом, тоже представляется смешным.

Между тем, денежная ситуация в «Горэлектротрансе» и правда нелегкая. Ведь многие пассажиры, пользующиеся электротранспортом, относятся к льготной категории, а значит, за проезд не платят. А средства тех, кто заплатил, тоже не всегда доходят до предприятия. И в этом винят нечестных кондукторов, которые не выдают талончики и деньги отправляют в свой карман. Правда, стоило бы заметить, основываясь на личных наблюдениях, что талончики кондуктора всегда предлагают, но не все пассажиры их берут, а некоторые возвращают при выходе из трамвая. 
Но, действительно, в любом случае кондуктор может настоять на том, чтобы пассажиры брали талоны, и не использовать повторно те, которые ему вернули.  Видимо,  возможность дополнительного заработка заставляет забыть о честности. Не помогают даже контролеры на маршрутах. Поэтому кондукторов иногда даже приходится увольнять за столь недобросовестную работу.

С другой стороны, положа руку на сердце, можно понять и кондукторов. Зарплата их составляет от 1200 до 1800 гривень, в зависимости от отработанных часов. Труд адский, в конце смены бедолаги еле ноги передвигают. А еще и нормы есть, которые, как уверяют кондукторы, трудно выполнимы, ведь день ото дня отличается и порой вагоны ходят полупустыми. Кроме того, чтобы выполнять норму, надо дружить с диспетчером. И «дружба» эта порой выражается в денежном эквиваленте. Задобришь диспетчера – отправит твой вагон как надо. А нет – поставит вслед за другими, и будешь ехать в пустом вагоне, лишь мечтая о выполнении нормы.

Ищем выход?

Чтобы бороться с кондукторами и заставить пассажиров брать талончики, придумали интересный способ: в мае пассажирам начали выдавать новые билеты, которые одновременно являлись скидочными карточками сети супермаркетов «Таврия-В». И действительно, брать талончики стали охотнее, но все равно многие отказывались.

Тем временем, несмотря на возможность подзаработать, кондукторов в «Горэлектротрансе» очень не хватает. Сегодня во многих трамваях и троллейбусах оплату за проезд принимает водитель, который за это имеет прибавку к своей зарплате.  Правда, пассажирам от того не легче – приходится пробираться к передней двери, а потом порой еще и ждать своей очереди рассчитаться перед выходом.

Зато в городе появились новые, то есть условно новые трамваи: сегодня Алексей Костусев гордо рассказывает о своих достижениях – покупке бэушных чешских трамваев. Упор делает на то, что если Гурвиц потратил огромную сумму на 16 троллейбусов, то он за 4 миллиона гривень купил 20 трамваев. Правда, официально срок эксплуатации трамвая составляет 16 лет. А если учесть что новоприобретенные трамваи уже отслужили 27 лет, то, получается, чехи продали нам полный хлам. Хотя он и эксплуатировался в намного лучших, чем наши, условиях, и прошел капитальный ремонт. Впрочем, нам обещают, что у нас трамваи поработают еще лет семь. Будем надеяться. Тем более что нас уже приучили к секонд-хенду – в одежде, обуви, технике, а теперь и в общественном транспорте.

Зато чтобы одесситам было веселее, в трамваях организуют Wi-Fi-доступ к сети Интернет. Пока он появился в одном вагоне, но продолжается поиск тех, кто готов будет профинансировать появление этого новшества во всех трамваях. Большинство пассажиров на вопрос, нужен ли Wi-Fi в городском общественном транспорте, все еще пожимают плечами. Многие задают вопрос: «А что это такое?». Но, возможно, с его появлением удастся привлечь в качестве пассажиров больше молодежи. А это уже неплохо.

А вот скоростного трамвая одесситы так и не дождутся. Хотя и обещал Алексей Костусев перед выборами пустить скоростной трамвай на поселок Котовского, сейчас этот вопрос называют неактуальным.

Точно также не будут выполнены и задания на 2012 год, предусмотренные городской программой развития горэлектротранспорта в Одессе на 2011 - 2015 годы. На это посетовал Дмитрий Полунин. Но при этом директор КП «Одесгорэлектротранс» сказал, что уже готовятся задания на следующий год, и уж их-то постараются обязательно выполнить. Зато Алексей Костусев на вопрос журналиста по поводу выполнения этой программы, заданный во время пуска первого купленного у чехов трамвая, заявил, что это «бред». Ясно, ведь составлялась она до него.

Остается напомнить, в свое время, когда цены на проезд в электротранспорте повысили до 1,50 гривень, Дмитрий Полунин заявил, что для покрытия всех расходов предприятия пассажирам следует платить  не менее 5 гривень. Но пока одесситы могут не волноваться: в недавнем разговоре руководитель «Горэлектротранса» заверил, что в ближайшее время стоимость проезда повышаться не будет.


Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество
1 0
Все интервью