Взываем к мертвым: спиритические сеансы на базе истории

06.11.2014 в 11:02:23
Общество
1 0

То, что происходило 4 ноября в Одессе, должно быть оценено. Без категорий «хорошо»/«плохо», «правильно»/«неправильно». Организованный неизвестными, но так и не состоявшийся «Русский марш» нужно рассматривать, как феномен, определяющий современное украинское общество. А потому стоит осмыслить увиденное и услышанное, немного убавить эмоции и по возможности трезво обдумать происходившее.

Что у нас общего?

Оказывается, только история. На базе которой и строится политическая пропаганда или идеологическая работа обеих сторон конфликта (я говорю сейчас об украинском обществе в отдельно взятом регионе страны – конечно, об Одессе). «Бандера», «укры», «фашисты», «колорады», «георгиевские ленты», «куликово», «2 мая» - слова, когда-то имевшие смысл, стали кодом – нет нужды вдумываться в реальные вещи, которые стоят за ними, есть только определенная комбинация звуков, разделяющая народ на своих и чужих. Третьего как будто не дано. Складывается впечатление, что люди и их лидеры, как по одну, так и по другую сторону идеологических баррикад, не пытаются найти решение «как-нам-дальше-жить-всем-вместе». Нет. Кажется, что главная цель сегодня – заставить думать и делать как я, пусть и переломив по ходу чей-то позвоночник через колено. Есть только одна точка зрения – единственно правильная. И только так.

В этой системе координат становится неважным все, стираются табу и выработанные обществом правила взаимодействия – уважение к чужому мнению, уважение старших, внимание к младшим, уважение к чужому пространству. Все, на чем держится общество, благодаря чему оно в принципе существует как таковое – попирается. Ради того, чтобы убедить другого в своей правоте. Мат, крики, насилие, безнаказанность. Мы ломаем правила, ломаем мир, который нас по каким-то причинам не устраивает, и страх – который должен выступать естественным предохранителем и защитой, - заглушается кричалками и отлетающими от зубов штампами-аргументами, благодаря которым диалог становится похожим на разговор двух телевизоров… Можно ли прийти к европейским ценностям, попирая их? Возможно ли построить демократическое правовое государство, попирая основную и, пожалуй, главную его ценность - свободу личности? Можно ли сохранить единой свою страну и мирным родной город, если главная движущая сила – ненависть к инакомыслию? 

История как политика

Главные темы для дискуссий в центре Одессы 4 ноября – что у памятника Воронцову, что на Екатерининской площади – какой национальности была Екатерина, какой национальности собеседник, кто построил Одессу и т.п. Главные контраргументы «валите в свою Россию», «фашисты», «Путин х****». Происходящее напоминало какой-то обряд - некий,  заранее известный всем участникам набор действий, в которых самым главным является их символическое значение. Сакральные религиозные символы уступили место государственным и историческим, линия водораздела пролегла по границе истории, связанной с украинской повстанческой армией и красной освободительной. Здесь и сейчас, живущие ныне и страдающие от агрессии и неизвестности, остаются в стороне, главное место на арене дня сегодняшнего занимают духи и тени дня давно минувшего – Бандера и Сталин, коммунисты и диссиденты… И кажется, что только одна фигура дня сегодняшнего возвышается над всем этим хаосом – президент России Владимир Путин. Матерные кричалки в контексте разговоров об этом человеке также напоминают элемент обряда – это как плюнуть через левое плечо трижды, от сглаза или попросту на удачу. Правда, пока, как показывают новостные ленты, не очень помогает. Так может стоит что-то менять в консерватории?

Происходящее сегодня на идеологическом фронте в Одессе, о других местах судить не возьмусь, обретает все больше признаков хаоса. Раньше было четко: евромайдан – сторонники проевропейского вектора развития (хотим больше дружить с Европой) и антимайдан – сторонники пророссийского вектора развития, желающие больше ориентироваться на северного соседа. С течением времени и в ускоренном режиме эти плоды революции развивались по одной схеме, но в разных направлениях – деление на группы и подгруппы, рассеивание лидеров, радикализация отдельных элементов, явная и не очень работа на политические силы, правоохранительные органы и другие структуры. Анализировать здесь и сейчас эти процессы невозможно – тем, кто внутри, – не очень видно, тем, кто снаружи, – чуть виднее, но тоже не все и не до конца. Общим и заметным на фоне яростно пытающихся перекричать друг друга людей остается история и отношение к ней. Человек и личность в данном контексте находятся даже не в первой пятерке приоритетов...

«Людина, її життя і здоров'я, честь і гідність, недоторканність і безпека визнаються в Україні найвищою соціальною цінністю. Права і свободи людини та їх гарантії визначають зміст і спрямованість діяльності держави. Держава відповідає перед людиною за свою діяльність. Утвердження і забезпечення прав і свобод людини є головним обов'язком держави», - ст. 3 Конституции Украины.


Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество
1 0
Все интервью