Как евреи греков потеснили и чем прославился Стефан Ралли?

28.01.2013 в 20:20:02
Любопытно
1 1

В современной Одессе о греках напоминает разве что улица Греческая и торговый центр «Афина».  А ведь этот народ стоял у истоков нашей истории. Первый бургомистр, первые крупные коммерсанты, возившие хлеб из степей Новороссии до самого Лондона, крупнейшие за всю историю Одессы меценаты. 

Греки появились в Одессе сразу после основания города. Многие из них были представителями аристократических семей, оппозиционных Османской империи. В наших краях им было гарантировано спокойствие, возможность обучать детей на родном языке и соблюдать православный обряд в неприкосновенности. 

Простых эллинов привлекало в Одессе изобилие плодородной земли и хорошие перспективы порта. Уже в начале ХIХ века каждый пятый одессит был греческого происхождения. Греком был и первый бургомистр по фамилии Фогоитис, избранный в 1796 году. 

Обустроившись в городе одними из первых, греки получали огромную выгоду от развития торговли и ремесел. Им быстро удалось взять под свой контроль нарастающий зерновой экспорт и контролировать его целых полвека. 

Культурный слой 

Путешественники утверждали, что греческий язык можно услышать на любой улице, а таблички на домах, указывавшие фамилии жильцов, то и дело заканчивались на «аки», «пуло», «афи» и «пуде». Так Одесса стала одним из крупнейших культурных центров греческого мира. Кстати, Афины тогда были захолустным городком с 12 тысячами жителей, а Смирна и Фессалоники находились под влиянием мусульманской культуры. У нас же сформировался многочисленный «культурный слой» из зажиточных мещан, голосующих за национальное искусство своими кошельками. 

Именно в Одессе впервые за полторы тысячи лет открылся греческий театр на берегу Черного моря.  А в 1817 году в присутствии генерал-губернатора Ланжерона, архиепископа и первых лиц города была торжественно открыта греческая школа. Вскоре она завоевала репутацию второго после Ришельевского лицея учебного заведения в городе. Именно здесь была самая сильная языковая школа — изучали старо- и новогреческий, русский и итальянский. Преподавателей набирали со всех концов греческого мира. 

Золотая жила 

Греки вошли в историю Одессы как выдающиеся предприниматели, прежде всего — зерноторговцы. Сначала хлебное дело в Одессе было неразвито. Крестьянское зерно привозили чумаки на волах и продавали на Привозе и Пересыпи. Именно греческие купцы додумались самим отправиться в путь и заключить контракты с крупными землевладельцами Подолья и Киевщины. Поставки стали фиксированными. Это позволило уменьшить риски, снизить стоимость товара и успешно продвигать его на мировые рынки. Но «маленькие» одесские маклеры не могли отправить делегацию, скажем, в Марсель или Геную. Да и кто их там знал? В дело включились предприниматели международного масштаба — греческие купцы Феодор Родоканаки и Иоанн Ралли, имевшие связи и филиалы по всему Средиземному морю. Они скупали зерно у мелких маклеров и отправляли его большими партиями в Европу. Прибыль была невероятной. Труд украинского хлебороба, несмотря на низкую продуктивность, стоил гораздо дешевле, чем у западного фермера, а доставка по морю была удобнее, чем на телегах. В итоге, разница между ценой, которую платили фирмы Ралли и Родоканаки в Одессе, и стоимостью зерна на европейском рынке могла достигать 2-3 раз. 

Точно так же греки вели большую часть внешней торговли салом, кожами, льном. В обмен — и с тем же успехом — завозили одежду новых фасонов, предметы роскоши, оборудование. По этой причине грек-коммерсант был для  состоятельного одессита выгодным и желанным другом — совсем как стоматолог или юрист в наши времена. 

Конец прекрасной торговли 

Монополия греков на зерновую торговлю окончилась в  50-х годах ХІХ века. Подвело их именно богатство — расчет на хорошие цены и стабильные поставки. Десятилетие началось с серии неурожаев, затем последовала Крымская война. Выжили в таких условиях ловкие и непритязательные, которые смогли сделать «антикризисное» предложение. Еще в 1851 году еврейская фирма «Фишерович и Коган» понизила свою прибыль с 1 рубля до 25 копеек с четверти зерна (чуть более 2 кг). Дельцы имели хорошую сеть складов и занимались в основном небольшими партиями зерна, что обеспечивало быстрый оборот денег. Вскоре в подобную схему включились еще несколько еврейских фирм. Через несколько лет их тяжелый труд, смекалка и неуемная энергия подорвали монополию греков, привыкших к большой, вальяжной торговле. 

«На плаву» остались только крупнейшие игроки рынка — уже упомянутые Ралли и Родоканаки, а также итальянец Анджело Анатра. Во-первых, у них было много собственных, а не заемных средств, которые они инвестировали в строительство домов и фабрик, покупку судов. Во-вторых, они не попали в долговую кабалу, так как сами владели банками. Более скромные коллеги были вынуждены покинуть торговлю и обратиться к ремеслам и интеллигентским профессиям. Так всего за несколько лет греческая диаспора пережила маленький экономический геноцид. 

Лучший среди равных 

Но больше всего прославила одесских греков не торговля, а личность  городского головы и по совместительству председателя Греческого благотворительного общества Григория Маразли.  Его невероятная человечность и такое же благосостояние подарили Одессе бактериологическую станцию и городскую публичную библиотеку, музей изящных искусств и народную читальню, училище и участок ботсада, столовую для бездомных детей и городской ночлежный приют. Список можно продолжить. 

Отец мецената, Григорий Иванович, как и все богатые греки, сколотил состояние на торговле зерном. Дело было в 1816-17 годах, когда разоренная Наполеоном Европа страдала сперва от невиданных морозов, а затем — от засухи. Затем старший Маразли состоял в советниках у мэров. Интересы его понятны: банковское и страховое дело, которые тогда только начали развиваться, морские перевозки, торговля. Работая, как нынче модно говорить, на благо города, сперва отец, а затем и сын Маразли накопили несметное состояние. Умирая, Маразли-младший (тот самый городской голова) оставил после себя роскошный дворец на Софиевской, 14 магазинов и доходных домов, две дачи в Одессе, дом в Кишиневе, 27500 десятин (300 квадратных километров, то есть две Одессы) земли в Бессарабской губернии. Его имущество оценивалось в 10-12 миллионов золотых рублей. Для сравнения, заработок бедной одесской семьи составлял 200-300 рублей в год. Из своих «сбережений» Григорий Григорьевич отдал на благотворительные цели 1,5 миллиона.  

Династия №1

Другой знаменитой греческой династией Одессы было семейство Ралли — отец, сын и внук. Все трое были непревзойденными коммерсантами и очень колоритными людьми. 

Семья Ралли происходила с острова Хиос в Эгейском море. Родоначальник одесской династии Иван (Иоанн) Ралли (1785-1859) вынужден был покинуть родину еще мальчиком, занимаясь торговыми делами семьи. Прежде чем поселиться в Одессе, он побывал во всех крупных портах Средиземноморья, торгуя зерном, шелком, занимаясь банковскими делами. Успешному коммерсанту помогали родственники — отец был банкиром в Константинополе, а дяди владели фирмами в Триесте и Ливорно. 

Одесса привлекла Ралли хорошими возможностями экспорта зерна. Он часто посещал наш город  и настолько «втерся» в местную торговую среду, что посольство США в России назначило его консулом. После смерти Ивана Ралли эта должность перешла к его сыну Стефану (1835-1901). Предприимчивый юноша расширил поле деятельности, взявшись за рынок недвижимости. Смекнув, какую прибыль может принести сдача в аренду элитных квартир, он стал вкладывать деньги в строительство. Благодаря Стефану город украсило множество доходных домов. Наиболее удачные — по ул.  Ришельевской, 5 и Пушкинской, 7. В 1879 году магнат открыл Одесский учетный банк, сразу ставший одним из крупнейших в городе. 

Стефан Ралли прославился не только как успешный бизнесмен, но и как участник множества благотворительных фондов — общества Красного Креста, комитета помощи врачам, а также различных попечительных организаций. При всей своей щедрости к людям, животных он уважал еще больше. Сначала Ралли стал соучредителем Одесского общества помощи животным, затем построил ветеринарную больницу для бездомных животных на Пересыпи, которую содержал за собственный счет. В своем имении на Большом Фонтане он держал более сотни собак. Это «стадо» жило в специальном доме, а смотрели за ними специально обученные слуги, которые в присутствии хозяина обращались к питомцам только на «вы». Чем старше становился Стефан, тем меньше он занимался делами, прозябая на роскошной даче в окружении четвероногих друзей. 

Последний из представителей великой династии, Павел Стефанович (1851-1911) умножил и без того колоссальное состояние семьи. Его внимание привлекло производство сахара. В начале ХХ века «белое золото» Украины стало второй по важности статьей экспорта Российской империи после зерна. Благодаря использованию современного оборудования и передовых методов организации труда, Ралли стал ведущим сахарозаводчиком, установившим 8-часовой рабочий день. Также он открыл больницу для рабочих. 

Сыновей у Павла не было, поэтому после его смерти династия прекратила свое существования. Впрочем, все равно впереди был грозный 1917 год, заставивший российских магнатов эмигрировать или погибнуть, но в любом случае — разориться. 


Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество
1 0
Все интервью