Очередной виток массового кинематографа обходит стороной Одесскую киностудию

01.03.2015 в 11:44:55
Культура
1 0

Еще недавно на каждом углу Одессы можно было встретить вывески в стиле «Видеопрокат», кинотеатры были большой редкостью (и «Золотой Дюк» был передовым), а если ты имел дома DVD-плеер, то считался успешной во всех сферах личностью. Это было время гнусавого дубляжа боевиков, пиратских болванок и интернета по карточкам.

Недавно? Прошло уже двадцать лет, за которые киноиндустрия скакнула на небывалые высоты. Сложно поверить, что фильмы девяностых уже считаются ретро и воспринимаются с душевной теплотой солидными дядями и тетями – тогдашней молодежью, вокруг которой кинематограф бурлил и развивался семимильными шагами.

А еще невероятней осознавать, что одесская киностудия за это время не то, что не сдвинулась с места, – неизбежно откатилась назад. 

Репортер предлагает вспомнить, что же за картины грели наши сердца тогда и какие фильмы мы предпочитаем сейчас, а заодно и проследить за развитием когда-то легенды всего СССР.

1995-й: брутальное время брутального кино

В этом году на лаврах Киноакадемии почивал добрый и наивный «Форрест Гамп» 1994-го года, собрав шесть Оскаров (в том числе в номинации «Лучший фильм»), а к победе в следующем году готовился вышедший исторический боевик «Храброе сердце». Молодой Мэл Гибсон с густой шевелюрой блистал с экранов в главной роли фильма, снятого им же, и особенно мужественно выглядел в килте. Тогда он был на пике своей карьеры, и никто не догадывался, что закончится все лентами в стиле «Мачете убивает».

К тому же в тот же год свет увидел эталонный триллер «Семь», повествующий о работе детективов полиции, в котором собрались все нынешние звезды первой величины: Морган Фримен, Брэд Питт, Кевин Спейси и Гвинет Пэлтроу. 

Отдельным блоком можно выделить вышедшие в один год «От заката до рассвета», «Отчаянный» и «Четыре комнаты», где Роберт Родригез перекликается с Квентином Тарантино во всех вариациях. Четко обозначился стиль типично «тарантиновского» кино, изобилующей искрометными диалогами, острым черным юмором и своеобразной жестокостью, а также стиль Родригеса – эдакий экшн-нуар, что получит свой расцвет в «Городе грехов». Да и по молодому и горячему Антонио Бандерасу в «Отчаянном» вздыхает каждая вторая женщина.

Уже откровенно блистала звезда Роберта де Ниро. С ним вышло аж два культовых фильма: боевик «Схватка» и криминальная драма «Казино» (этот жанр удавался ему ещё с «Крестного отца 2» и «Однажды в Америке»). Помимо прославленного актера, в этих же фильмах снялись Шерон Стоун, переживающая успех своего «Основного инстинкта», и испытывающий головокружительные взлеты и падения Аль Пачино.

Не менее популярен и Брюс Уиллис, что своими «Крепкими орешками» успел завоевать симпатии зрителей и оказаться на экранах в уже третьей части франшизы, а также в фантастическом триллере «12 обезьян». 

В угоду ныне популярному «Интерстеллару» напомним, что двадцать лет назад мир увидела приключенческая драма «Аполлон 13» с Томом Хэнксом, повествующая об одной из экспедиций на Луну. Ввиду отсутствия сегодняшних технологий, там если требовалась невесомость, то действительно создавали невесомость, да и во многом другом критики сравнивают эти два фильма в пользу варианта 1995-го года.

Во Франции в это же время выходят две абсолютно разные, но, тем не менее, значимые картины: криминальная драма «Ненависть» с Венсаном Касселем и комедия «Между ангелом и бесом» с Жераром Депардье. Китай же не устает радовать поклонников очередными динамичными фильмами с Джеки Чаном – «Громобой» и «Первый удар».

Очевидно, что брутальных зубодробительных боевиков или криминальных драм подавляющее большинство, и аудитория в то время формировала высокий спрос на такого рода предложение, но на экраны вышли так же многими любимые мультфильмы и эксцентричные комедии.

Например, это звездный час Джима Кэрри. Его триумфальный успех в «Маске» продолжила поддерживать вторая часть «Эйса Вентуры». Вскоре он снимется в легендарном «Шоу Трумэна», где покажет себя не только как комедийный актер. Также в этом году вышел самый известный фильм с участием близняшек Олсен «Двое: я и моя тень», своей добротой полюбившийся многим девочкам.

Также не стоит забывать и о замечательных мультфильмах этого года: «Покахонтас» и «Болто» – и про, наверное, всем известные мелодрамы «Пока ты спал» с Сандрой Буллок и «Мосты округа Мэдисон» с Клинтом Иствудом и Мэрил Стрип.

Одесская киностудия в этот год продолжала выполнять госзаказы от Министерства культуры. За плечами относительно недавно была последняя громкая премьера – фильм «Десять негритят» 1987-го года, и в 1995-м вышел детский фильм Радомира Василевского «Без ошейника». К сожалению, это был один из последних кинофильмов одесского производства. 

2015-й: новое – это хорошо забытое старое    

Порой кажется, что в наше время режиссеры наконец-то получили в руки что-то посерьезней «декораций Луны» и решили взяться за научную фантастику и космические одиссеи с новыми силами. Здесь не может не радовать, что все как один режиссеры подходят к делу серьезно и тщательно прорабатывают материал, чтобы картинка выходила не только зрелищной, но и качественной по наполнению. Прогремевший в прошлом году «Интерстеллар» наверняка положил начало целой череде фильмов о космосе, в числе которых и готовящийся к выходу «Марсианин» Ридли Скотта. Не менее фантастична и грядущая картина «Робот по имени Чаппи», что отличается от того же «Робокопа» большей человечностью главного героя и, конечно же, технологиями съемок.

Стойко держится тенденция экранизировать комиксы. Две громадные конкурирующие фирмы Marvel и DC расписали премьеры на два года вперед, потому что почва невероятно благодатная: публике по нраву практически все. Так что в этом году нас ждут «Мстители: Эра Альтрона», «Человек-муравей» и «Фантастическая четверка». 

Второй же популярной тенденцией являются ремейки и сиквелы. К ним весьма неоднозначное отношение, но факт остается фактом – люди идут, чтобы потом или хвалить, или ругать. На очереди в 2015-м «Мир Юрского периода», «Пэн» и «Терминатор: Генезис», а также «Звездные войны: Пробуждение силы». Особенно велик резонанс от последнего, и сразу видно, что от фанатов у саги никогда не будет отбоя.

Однако именно с этого года в киноиндустрию вновь вернулась мода на шпионские фильмы. В феврале триумфально прогремел боевик «Kingsman. Секретная служба», а за ним последуют «Агенты А.Н.К.Л.» Гая Ричи и бессменная бондиана «007: Спектр». Так же где-то не за горами новая часть «Миссия невыполнима», и, судя по реакции зрителей, и старое поколение, и новое скучало по бесстрашным разведчикам. 

И, безусловно, одной из отличительных черт, что кинематограф приобрел за последние двадцать лет – это экранизация романов. Удачные или не очень, они имели большой успех, как «Гарри Поттер» и «Сумерки» или заканчивались на первой же части, как «Орудия смерти: Город костей». В этом году выходят очередные сиквелы «Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть II» и «Бегущий в лабиринте: Испытания огнем», а также по всему миру уже грянула беспрецедентная премьера первой книги Э.Л. Джеймс «Пятьдесят оттенков серого». Заявленная тема БДСМ-культуры впервые вышла в ранг массового кино, так что реакция последовала неоднозначная: от восторгов до недоумения и откровенного презрения.

Так что же случилось с одесской киностудией? Последний фильм она выпустила в далеком 2001-м году («Второстепенные люди» Виллен Новак), и теперь занимается чем угодно, но не кинопроизводством. На территории легендарной матери таких фильмов, как «Д’Артаньян и три мушкетера» и «Зеленый фургон», теперь работает кинотеатр, открыты разнообразные курсы, проводятся экскурсии, выставки. В аренду сдаются павильоны, техника, реквизит, свои услуги предлагают студии звукозаписи и монтажа.

Как бы ни было обидно признавать, у студии Довженко есть все, чтобы снимать фильмы. Только почему-то фильмы не снимают даже за счет государства. От былого величия осталось лишь название, хотя у нашей киностудии были все шансы сравняться с голливудскими производителями.

Да и до сих пор есть, но никто не думает снова поднимать довольно известный бренд.

Многие утверждают, что с развитием техники и компьютерных технологий кино утратило душу. Кто-то считает, что кинематограф убило 3D, как, например, культовый режиссер Кристофер Нолан, до сих пор снимающий свои шедевры в 2D-формате. А кто-то, как актер Йен МакКеллен, натурально плачется, что в зеленом экране нет души. Кто-то считает, что порой фильмы в силу передовой графики и эффектов уступают содержанием, а кто-то считает, что с технологиями фильмы приобретают больше новизны и возможностей для творчества.

Давайте вспомним: переход от черно-белого кино к цветному, от немого к кино со звуком не проходили безболезненно. Всегда находились недовольные и всегда находились желающие получить больше денег, сыграв на интересе публики к чему-то новому. Прогресс неизбежен, а нововведения редко когда нравятся сразу всем: вспомнить даже многострадальный украинский дубляж, которому понадобилось лет семь, чтобы стать удобоваримым. Пройдет несколько лет, зритель насытится просто картинкой и захочет большего – вот тогда и появится множество достойных фильмов (да их и сейчас хватает!), что уже наши дети будут называть «ретро».

Будут ли среди таких «ретро»-фильмов картины нашего производства? Наверное, каждый одессит мечтает об этом.


Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество
1 0
Все интервью