15 млн грн – на коммунальные газеты в преддверии местных выборов

31.03.2015 в 15:39:36
Политика
1 0

Гамлетовский вопрос: «Быть или не быть?», - довольно часто возникает во время дискуссий о необходимости существования в Украине коммунальных СМИ. Несмотря на то, что на этой теме сломано немало копий, проблема остается той же, которой и была в начале 90-х: коммунальные СМИ продолжают существовать, причем «существовать» - в самом прямом и мрачном смысле этого слова.

В Одесском регионе коммунальные газеты есть в каждом из 26 районов области. Кроме того, в некоторых городах печатные издания есть при городских советах.  Всего в регионе – 35 таких газет. 

Учредителями коммунальных СМИ или, как их по привычке называют в сельских районах, - «районок» - являются местные советы. На финансирование газет регулярно выделяются определенные средства из местных бюджетов. Особенно везет редакциям в те годы, на которые намечены выборы.

Источники финансирования

Главные источники финансирования коммунальных газет – бюджет, реклама и подписка.

Как пояснили Репортеру редакторы многих газет, сейчас деньги из бюджета покрывают в среднем около 50-60% потребностей редакций, остальное коллективы зарабатывают сами. 

Проанализировав местные бюджеты-2015, можно заметить, что на большинство районных газет выделяется в среднем по 200-350 тыс. грн в год. При этом, согласно данным, которые Репортер получил в редакциях самих газет, их средние тиражи составляют от 2 до 5 тысяч экземпляров. Для многих «районок» тираж в 4 тысячи является достижением. Правда, не секрет, что пути получения этой подписки нередко являются весьма сомнительными: «На каждое государственное учреждение и фермерское хозяйство идет разнарядка, сколько экземпляров нужно выписать сотрудникам. Каждый госслужащий должен выписать «районку». А ветеранским организациям выписывать газету добровольно-принудительно помогают фермеры.
Эта традиция складывалась годами», - рассказывает редактор одной из районных газет.

По словам сотрудников СМИ, за счет подписки удается заработать до от 100 до 200 тыс. грн в год. 

Еще около 100 тыс. грн в год зарабатывают на рекламе. Если в стране – выборы, это становится настоящим спасательным кругом для местных редакций. 

«Особенно хорошо, если выборы – всеукраинские, партии хорошо платят. Выборы мэров тоже приносят кое-какие доходы. А вот выборы сельских голов приносят, конечно, копейки. В прошлом году наша редакция благодаря выборам заработала больше 100 тыс. грн. Думаю, в этом году вряд ли успех повторится, потому что на местных столько не заработаешь», - делится секретами с Репортером редактор еще одной «районки».

В итоге содержание одной коммунальной газеты в сельском районе составляет около 400-500 тыс. грн.   

Что же касается таких крупных СМИ, как, например, газета областного совета «Одесские известия», то ее финансирование в этом году обойдется областной казне в 3 млн 750 тыс. грн. Еще 300 тыс. грн выделят редакции «Чорноморських новин», больше миллиона получат несколько газет национальных диаспор – молдавской, болгарской, греческой, армянской. Порядка 2,5 млн грн ежегодно выделяется и из городского бюджета на газету Одесской мэрии – «Одесский вестник».

Таким образом, по приблизительным подсчетам, только в этом году на различные коммунальные газеты местные бюджеты в целом потратят более 15,5 млн грн. 

Этих сумм, как правило, хватает лишь на выплату зарплат, энергоносителей и печать. Большинство редакций давно сократило свои штаты чуть ли не в два раза по сравнению с началом 2000-х. О модернизации оборудования, и даже о выездах в отдаленные села здесь давно забыли. 

Кстати, главный редактор и все журналисты коммунальных СМИ являются государственными служащими, пользуясь всеми правами и обязанностями чиновников. Согласно данным Репортера, главные редакторы обычно получают от 5 до 6 тыс. грн, журналисты – около 3 тыс. грн, что для сельских районов является весьма неплохим уровнем оплаты труда (аграрии получают по 1500-2000 грн в месяц в среднем).

Что пишут?

После того, как одесские активисты случайно обнаружили в Белгород-Днестровском районе коммунальную газету, которая до сих пор носит название «Советское Приднестровье», вопрос о том, нужны ли громадам «районки», возник с новой силой. Несмотря на то, что редакция этой газеты уже пообещала в ближайшем будущем переименовать издание во что-то более современное, вопрос о качестве контента таких СМИ остался.  

Изучив официальный перечень коммунальных изданий региона на сайте Одесской облгосадминистрации, Репортер обнаружил еще и газету «Советская новь» в Саратском районе. В целом из 35 названий в шести есть слово  «вести», в пяти – «вестник», популярностью пользуются также слова «трибуна», «хлебороб», «луч», «заря» и «знамя».

«Не хочу никого обидеть, но в большинстве изданий – наверняка есть исключения, которые подтвердят тенденцию – тексты написаны по шаблонам родом из брежневского «застоя». Огромное количество ошибок, неинтересные статьи, тяжелый канцелярский язык, большинство публикаций сделаны чиновниками, которые обязаны отчитаться о том, что освещают работу своих ведомств, и потому штампуют скучные тексты под копирку. На первой полосе типичной «районки»  всегда красуется местное начальство, а также руководство страны. Само собой, критики действий руководителей района или государства здесь вы не найдете. Мало того: многие руководители райсоветов или райгосадминистраций требуют от главредов приносить им полосы на читку перед отправкой в типографию. И они приносят. Как это вообще может соотноситься с принципами журналистики?» - говорит главный редактор одной из частных районных газет-конкурента «районки».

В то же время, председатель Одесской региональной организации Национального Союза журналистов Украины Юрий Работин не согласен с такой оценкой качества коммунальных СМИ: «Эти газеты профессиональны на 100%. Они нужны людям. В сельских районах практически нет телевидения и Интернета, людей нельзя лишать информации», - считает журналист.

Нужен закон о разгосударствлении

Специалисты-медийщики уверяют, что в случае ликвидации коммунальных СМИ никаких проблем с информированием населения не будет: «Коммунальные газеты, как и телевидение, Украине не нужны. Мало того, их наличие ставит нас в один ряд со многими тоталитарными государствами, где СМИ используются как элемент давления и контроля. В прогрессивном мире с задачами информирования граждан вполне справляются издания независимые, т.е. негосударственные», - уверена Илона Фанта, директор по развитию и коммуникациям Института развития региональной прессы.

По ее словам, излюбленный аргумент местных властей – дескать, кто же тогда будет информировать людей о принятых местными советами решений – не выдерживает критики: «Чтобы опровергнуть аргумент о том, что с отсутствием коммунальной прессы деятельность власти перестанет быть интересной СМИ, достаточно дать запрос о том, на сколько информационных запросов органы власти ответили за прошлый год, и сколько из них были поданы коммунальщиками, а сколько - независимыми СМИ. Думаю, статистика скажет обо всем сама. Кроме того, наверняка процент населения, который покрывают коммунальные газеты – это малая толика всех жителей области (тираж каждой районной газеты не превышает 5 тыс. экземпляров, тогда как общее население районов Одесской области превышает 1,3 млн человек. – Репортер). Так что говорить о том, что это – эффективный канал сейчас совершенно не приходится», - полагает специалист. 

По словам экспертов, для информирования граждан о принятии решений местными советами достаточно вывешивать решения сессий на официальных сайтах (они есть у всех райсоветов и горсоветов области, однако далеко не все наполняются регулярно). Кроме того, можно печатать небольшие  бюллетени с решениями сессий небольшим тиражом и рассылать их в библиотеки.

«Зачастую дело не в информировании, а  в том, что властям нужно иметь удобный ресурс, который будет послушной площадкой для пиара на выборах. В принципе, это основная цель и задача этих изданий. В итоге имеем большую расходную статью в бюджете и нечестную конкуренцию на медиа-рынке. Нечестную, поскольку коммунальные СМИ с бюджетными средствами, льготной  арендой помещений и стимуляцией подписки разными способами, находятся в куда более выгодном положении, чем издания, которые обеспечиваются себя сами», - отметила И. Фанта.

Впрочем, для того, чтобы дискуссия о ликвидации коммунальных СМИ, которая ведется очень давно, завершилась плодотворно, необходимо соответствующее решение Верховной Рады о разгосударствлении СМИ. По предположениям некоторых медийщиков, возможно, эта процедура уже не за горами. 


Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество
1 0
Все интервью