Балковская: Колоритные истории «Канавы» и одесский Сайгон

14.02.2013 в 20:30:27
Архитектура
1 16

Улица Балковская ассоциируется у одесситов со скоростью. Сегодня именно она позволяет беспрепятственно добраться с Пересыпи на Черемушки. В будущем, возможно, эта магистраль станет главной в городе. Отсюда удобно уехать куда угодно, зато перейти улицу, чтобы попасть в магазин напротив – задача не из простых. Балковская имеет колоритную историю и множество достопримечательностей, однако для жизни это пока не лучшее место.

Жить бок о бок с трассой нелегко. Непрерывно гудящее шоссе и зажатость между холмами  лишают местных жителей ощущения простора и безопасности. Уже поэтому район сложно назвать благополучным.

Тем не менее, именно Балковскую выбрали для компактного расселения многие иностранцы, заново поселившиеся или оставшиеся в нашем городе после распада СССР. Сейчас в окрестных школах не новость, когда в классе из 25-30 человек трое-пятеро ребятишек — вьетнамцы, корейцы или арабы, чьи родители «поднялись» на 7-м километре или точках быстрого питания. Также особенность Балковской в том, что это единственная улица города, поделенная между тремя районами — Приморским, Суворовским и Малиновским.

Родной улицей Балковскую зовут около 12 тысяч одесситов.

В камышах, да не в обиде

Балковская всегда была странной улицей. На заре существования Одессы между расположенными на плоских вершинах холмов Молдаванкой и Слободкой протекала речушка — Водная балка. Жители окрестностей ходили сюда по воду, а некоторые тут же устраивали дома. Место было не самым привлекательным — болото, сырость, комары и так далее. Зато через долину возвращались с работы в порту рабочие Молдаванки, так что здесь появилось много трактиров. Также через Балковскую, по Дюковскому мосту и одноименной улице (ныне – Маловского), шло сообщение со Слободкой. А еще многие жители низин зарабатывали на жизнь кошением камыша, использовавшегося на строительстве и как растопочный материал.

Этот маргинальный мирок, который одесситы прозвали «Канавой», просуществовал  почти 150 лет. И только в 60-х годах, учитывая перспективу расширения города, власти оценили расположение Балковской. Известно ведь, что любой крупный город должен иметь своего рода внутреннюю кольцевую дорогу, которая, соединяет окраины в обход перегруженного центра.

Уже в 1964 году на Балковской открылся новый автовокзал, значительно разгрузивший старую автобазу на Греческой площади (в то время – Мартыновского). Инересно, что проект здания — почти точная копия одного из окраинных автовокзалов Киева.

Тогда же улица была заасфальтирована, а окрестности ее – благоустроены. Скосив беспорядочные заросли камыша и осушив болота, власти превратили Балковскую в своего рода набережную, тихую улочку над рекой. В свое время здесь произошла скандальная история, долгое время не сходившая с первых страниц газет: несколько парней отметили призыв на 2-хлетнюю службу в Советскую Армию тем, что словили и изжарили местных лебедей, на которых приходили любоваться одесситы. И сейчас такой поступок показался бы диким, а тогда пресса вовсю обсуждала тему морального духа подрастающего поколения. 

Большая разница

В те же годы на Балковской развернулось жилищное строительство — хлипкие домики в самом центре города постепенно заменили «хрущевками». Примечательно, что первая в Одессе панельная пятиэтажка появилась именно здесь — это дом №36. Точнее, общежитие. Впоследствии возле него построили еще несколько корпусов, пронумерованных через дробь,  а родной номер перешел соседней 16-этажке.

Кстати, сегодня Балковская — одна из самых «общежитийных» улиц города. Помимо домов, находившихся на балансе предприятий, здесь стоят большие «общаги» ОГАСА и Мореходки.

Затем перемены ускоряются. В 1967 году был пущен Ивановский путепровод, тогда же начинается масштабное строительство на поселке Котовского. Соединяя новые районы, Балковская с трудом справлялась с потоком транспорта. Поэтому власти города, в согласии с Генпланом 1966 года, решили расширить дорогу, заточив Водную балку в подземные трубы. Работы заняли 1975-1977 годы.

В это время вдоль северного отрезка Балковской (от парка Победы до Пересыпи) начинается строительство 9-этажных домов из панелей и силикатного кирпича на месте старинного частного сектора. Строительство усложнялось высоким уровне грунтовых вод. В этой связи в 1976 году произошла трагедия: Строители дома № 30 вырыли котлован, однако вскоре он заполнился водой и работы пришлось приостановить. Яму окружили ненадежным забором, через который удавалось пролезть детворе. Так во время игры упал в воду и утонул 12-летний Саша. Эта история потрясла горожан и вызвала очередную бурю недовольства нерасторопностью советских строителей.

Новый этап в развитии Балковской начался  несколько лет назад. Улица стала основой гурвицевского проекта трассы «Север-Юг». Ее не просто расширили, а превратили в настоящий проспект, пустив посредине линию трамвая. Здесь появились бизнес-центры и респектабельный жилкомплекс «Семь Самураев». Правда, поистине «центральной» улица не стала до сих пор. Лишь немногие одесситы работают, учатся и уж тем более отдыхают здесь. Большинство из нас просто пользуются удобной дорогой.

Молдаванки кусок

До сих пор мы говорили о «низменной» части Балковской, находящейся к северу от автовокзала. Именно с ней в ХХ веке происходили важные перемены. В это время «возвышенная» часть улицы жила обособленной жизнью. Она — окраина Молдаванки с ее заводами и еврейским колоритом.

Впрочем, возле самой железной дороги, там, где ныне находятся 1-4-й Заводские переулки, в концу ХIХ века появился польский поселок. Местные поляки  имели собственную церковь и школу, которая просуществовала до 30-х годов. Потом ее закрыли в связи с резко изменившейся национальной политикой в СССР.

Несмотря на старину, архитектурных достопримечательностей на Балковской почти нет. Скажем, №134 — приют-интернат для мальчиков и котельня католической церкви, построенный в 1903 году по проекту Льва Влодека. По соседству — необычной формы сталинский дом, который можно назвать красивым, если не знать о тамошних бытовых условиях.

Что характерно для Молдаванки, в начале Балковской есть несколько церквей сектантов. Но главная достопримечательность всей улицы, это, конечно же, гипермаркет «Фоззи». Построил его в 2001 году молодой архитектор Андрей Черненко. Любопытно, что он закончил ОГАСА по специальности «художественное оформление».

Пробки и запахи

В 1976 году Балковская была соединена с Черемушками посредством путепровода «Поездной». Посему улица стала еще удобнее для транзита и моментально превратилась в одну из самых напряженных в городе. Если не считать Пересыпи, где автобусы и автомобили иногда по 40 минут ждали, пока проедет поезд, именно на Балковской образовались первые классические пробки в истории Одессы. Дело в том, что сделав неудобный  поворот и преодолев переезд, транспорт попадал на узенькую улицу Спартаковскую. Она не имеет удобной развязки при выходе на Щорса. Поэтому отрезок от конца Балковской до Щорса — надолго стал местом скопления фур и автомобилей, а заодно и одним из самых аварийно опасных участков города.

Сегодня транзитное значение Балковской еще больше. Ежедневно по ней проносится более 30 тысяч автомобилей, то есть каждый десятый из наличных в Одессе. Так что качество воздуха здесь однозначно. Но на этом неблагополучие района не заканчивается. На улицу медленно, но верно съезжает Молдаванка. Не лады с геологией и со стороны Слободки, что сказывается на качестве дворовых аллей и межквартальных проездов. Улица, построенная на воде, иногда напоминает о своем прошлом.

Отдельная графа в списке «достоинств» — безопасность. Неблагоприятная среда сама по себе провоцирует распространение преступности, а тут еще Молдаванка и Слободка по соседству, а между ними — общежития дюжих хлопцев из ОГАСА и Мореходки. Посему парни в спортивных костюмах и вечерний гоп-стоп на Балковской не редкость.

При всех вышеуказанных проблемах, сказать, будто жить здесь опасно или совсем неуютно — нельзя. По крайней мере, тогда встанет вопрос «а где в Одессе жить хорошо?». Надо сказать, что в будущем именно Балковская имеет большую перспективу в плане развития. Удобная магистраль делает выгодным строительство здесь офисных учреждений. Местный Дюковский сад — один из курпнейших и самый интересный по ландшафту парк города. Эти и другие факторы могут сделать так, что когда-нибудь вы скажете: «Хочу жить на Балковской: работа рядом, парк за окном и удобно добираться к брату». Так и будет, но при другой власти.


Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество
1 0
Все интервью