Психология майдана: зачем нашей голове митинги

28.11.2013 в 23:59:38
Политика
1 0

Тысячи людей собираются на площадях по всем городам Украины. Холод, периодические акции устрашения со стороны милиции и «Беркута», отравления газом, разрушенные отношения с друзьями и семьей, провокации активистов «вражеского» лагеря – а на лицах протестующих искреннее счастье, надежда, решимость. Что заставляет этих людей выходить на улицы? Что есть такого в нашей психике, что мы способны ловить кайф от митингов, маршей протеста, от скандирования «кричалок» на футбольных трибунах?

Эти вопросы волнуют не только граждан, безуспешно пытающихся отговорить близких торчать ночами в палаточном городке. Ученые-психологи, социологи и, конечно же, политологи ломают голову над этой загадкой еще с XIX века. Немецкий социальный психолог Эрих Фромм в своей книге «Бегство от свободы» исследовал сложную ситуацию, в которой оказывается современный человек: стремление к индивидуальности ведет к одиночеству, ощущению своей ничтожности и бессилия. Чтобы провести «психологическую разгрузку», человеку необходимо хотя бы короткое время «не быть», перестать ощущать себя индивидуальностью, потерять личную свободу и присоединиться к фрейдовскому «коллективному бессознательному». Регрессивная тяга к обезличиванию, сбрасыванию с плеч тяжкой ноши личной свободы и ответственности за свое поведение приводит человека к толпе.

«Срабатывает древний инстинкт зависимого, обратная сторона инстинктивного стремления к свободе. Вне зависимости от социального статуса, образования, склада ума он перестает себя контролировать, освобождается от оков воспитания, приобретенных социальный знаний и норм. Он становится частью единого инструмента, и это приносит ему удовольствие. Парадокс в том, что человек как часть массы не должен делать что-то хорошее, чтобы почувствовать удовлетворение. Марш трудящихся или инквизиция – в любой активной толпе человек будет счастлив. Одновременно с этим в нем будут пробуждаться скрытые (в нормальной среде) негативные чувства. Поэтому у масс так легко вызвать агрессию, — рассказывает Ирина Нечиталюк, преподаватель Теории массовых коммуникаций в Национальном одесском университете имени И. И. Мечникова. - Кстати, ту же функцию выполняет спорт. Он снимает агрессию и поднимает самооценку: когда человек ощущает себя частью команды, то проецирует на себя и все ее достижения».

Этот же механизм, который нидерландский исследователь культуры Й. Хейзинга назвал «игровой концепцией», прослеживается и в традициях наших предков. Карнавалы, фарсы и прочие театрализованные народные праздники – все это механизмы сброса напряжения и стресса, и эффективность их доказана веками. Всенародные гулянья практически исчезли с современных улиц. Вот и результат: на диво живые и эмоциональные митинги. Да и происходят они гораздо чаще, чем хотелось бы в наше, мирное время.

Однако, если психологической разгрузки и деиндивидуализации требует наше подсознание, то что же происходит на сознательном уровне? Не будем брать в расчет тех, кто митингует за деньги. Тех, кто митингует со скуки (да простят меня идейные пенсионеры), тоже не будем рассматривать – их время дешево. Интересно знать мысли тех, для кого митинг – затея опасная, сопряженная с прогуливанием работы или учебы в вузе. Тех, кого после окончания революционной горячки ждут последствия.

Почему человек покидает теплый дом и присоединяется к митингующим, что становится толчком? «Выйти на улицы человека может заставить публикация в СМИ, слова родных или друзей, уже получивших некую информацию и эмоционально на нее реагирующих. Интересны здесь гендерные аспекты: женщина, принимая решение, будет больше ориентироваться на слова друзей, мужчина же обратит внимание на то, что говорят у него на работе, задумается, как эта ситуация повлияет на его социальное положение», — говорит нам наука в лице Ирины Нечиталюк. «Появление рациональной, сильной, новой национальной идеи, нового лидера. Чтобы выйти на митинг, я должна чувствовать, что он способен что-то изменить. Митинг — это выброс адреналина в кровь, пробуждение общего сознания. Это придает силы. Это возможность стать частью истории», — говорит нам студенчество в лице второкурсницы журфака Надежды Осмокеску.

Вот она – эйфория нахождения среди единомышленников! «Недавно участвовала в митинге. Когда толпа скандирует лозунги и размахивает руками и флагами, начинаешь верить в собственную непобедимость», — так описала ощущения от Евромайдана студентка Ирина Каткина. А вот впечатления бывалого митингующего, убежденного анархиста и студента-политолога Павла Майстренко: «Я обычно не нахожусь в толпе, а иду впереди. Чувствую, что раскачиваю этот убогий Мир. Когда ухожу с полит-товарищами после митинга — знаю, что исполнил гражданский долг».

Кроме охоты за эйфорией, многих на майдан приводит безысходность. «Я думаю, люди приходят на митинги, когда хотят перемен. Если мирных способов изменить что-то в нашем государстве нет, то остается только влиять на власть при помощи толпы. Мне пока ни разу не приходилось бывать на митингах, но, чувствую, скоро придется», — уверена студентка факультета журналистики ОНУ Анастасия Семенюк. С ней согласна и будущий политолог из московского Института политических технологий и бизнеса Екатерина Есипенко: «Если бы я сейчас была в Украине, уже была бы на площади! Потому что то, что делает ваша власть – это свинство по отношению к народу. А в России нет, не пошла бы на улицы. Здесь это опасно и бесполезно».

Евромайданы во всех городах Украины собрали тысячи людей. Многие едут в Киев, на главный протест – показать, что они есть, что народу не плевать на то, что происходит. Услышит ли этот крик власть? Или предпочтет поставить звукоизоляцию по мощнее? Способен ли митинг в Украине изменить хоть что-то или у нас для этого слишком «молодая» демократия?

«Я выхожу на улицы тогда, когда нет мочи уже терпеть. Вообще, не считаю, что людей надо часто звать на улицу, но когда речь идет о грубом нарушении прав человека, тогда надо выходить, иначе власти не видят, что они творят. На СМИ они не реагируют, так должны же реагировать на майданы по всей стране. Может ли митинг что-то изменить? Вспомните 2004 год, и вы поймете, что может. Что случится сегодня, сложно предугадать. Мне кажется, что выход на улицы уже многое меняет: и ситуацию в стране, и сознание, — считает журналист Валентина Кольчева, — Что касается евроинтеграции, вероятность подписания ассоциации, как мне кажется, очень мала. Но если подписания не состоится, поверьте, люди не уйдут. Придется их чем-то усмирять, и это вряд ли будет применение силы. Наиболее грамотным в этой ситуации для Януковича было бы обвинить во всем Азарова, поменять его на кого-то из оппозиции и «продолжить евроинтеграцию». Скажем, на Кличко. Тогда майдан успокоится, люди разойдутся, а всех чертей к 2015 году повесят на оппозицию, мол, смотрите, чего они натворили. Сегодня в силу, мягко говоря, сложной экономической ситуации, ни один политик не сможет стать «героем» для украинцев, тем человеком, который бы поднял уровень жизни. Откажется ли Кличко (или кто-то другой из оппозиции) от «заманчивого» предложения Януковича? Нет, он не сможет, ибо тогда его обвинят, что он только на митинги ходить умеет. И это очень печально для тех, кто стоит сейчас на майдане».


Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество
1 0
Все интервью