Громкий «SOS!» с тонущего корабля под названием «Экономика Украины»: нас может спасти только введение свободных экономических зон

26.10.2016 в 14:06:00
Экономика
1 0

25 октября в г. Одессе в холле гостиницы «Лондонская» под эгидой Торгово-промышленной палаты Украины, ГО «Международной организации «Триумвират»» и Фонда украинской политики прошел «Одесский торгово-экономический форум».

На форуме присутствовали народный депутат Николай Скорик, профессор МГУ Николай Павлович Коваленко, президент Благотворительного фонда «Скарб добра» Николай Пундик, директор Исследовательского института развития демократии, г.Одесса, Игорь Назаренко, академик Академии наук судостроения Украины, депутат Николаевского областного совета пяти созывов Игорь Николаевич Овдиенко, многочисленные гости из Киева, в том числе известный политолог Кость Бондаренко, доктор политических наук и кандидат юридических наук, профессор Национального университета «Киево-Могилянской Академии» В.М.Якушин, президент Ассоциации Украино-китайской дружбы Олег Сытник, доктор экономических наук Александр Охрименко, а так же ведущие эксперты-экономисты, ученые, депутаты областных и городских советов Одесской и Николаевской областей, представители общественности и средств массовой информации.

Во время работы Форума были подняты следующие проблемы:

• Экономическая ситуация в Одесской и Николаевской области: актуальные проблемы и пути их решения;

• Экономические предпосылки и пути привлечения инвестиций в экономику Одесской и Николаевской областей. Наиболее успешный опыт создания инвестиционно-промышленных площадок в Украине в 2015-2016 гг.;

• Многовекторность торгово-экономической интеграции Украины: парадигма выживания;

• Экономические аспекты реализации Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом. Традиционные рынки сбыта продукции Украины.

• Экономическая и энергетическая безопасность как фактор инвестиционной привлекательности страны.

Все присутствовавшие говорили о экономической ситуации в Украине, описывая ее исключительно в негативных тонах, что очень лаконично выразил одним кратким тезисом Вадим Глембовский: «Мы тонем!»

Практически никто не видел света в конце туннеля из-за безысходности общественно-политического положения Украины, и в атмосфере откровенности и, не скрывая своего смятения и полного скептицизма, экономисты-профессионалы, ученые и общественные деятели делились своими опасениями и самыми апокалиптическими сценариями возможного разворачивания дальнейших событий в этой стране. Самыми оптимистичными оказались различные представители государственных органов, областной госадминистрации и облсовета, которые на общем фоне выглядели совершенно неадекватно и, как в советские времена, бодренько рапортовали о достижениях современной украинской власти на местах, вызывая какую-то озлобленную реакцию думающих людей.

Мой, Кравчика А.С., доклад назывался: «Свободные экономические зоны как импульс региональным точкам экономического роста», в котором я сказал: «Уже говорилось сегодня о целенаправленном развале экономики нашей страны, систематически осуществляемой определенными силами глобального масштаба, о внешнем управлении Украины со стороны мирового закулисья и мировых финансовых институций, о том, что старые рынки в России закрыты, а новые в Европейском союзе еще не открыты, о бездарном менеджменте нашего киевского правительства и страдании простых украинцев, связанных с тарифным геноцидом. Можно еще добавить к этому наглядное отмирание национального государства как такового, вырождение государственных структур через сращивание их с властью мировых корпораций и их финансовых агентов, когда государство используется для бизнеса тех, кто прикрывается должностью чиновников, переход к олигархическому феодализму, когда маленькие местные царьки с помощью ручных мини-армий в ручном режиме управляют политикой и экономикой в подвластных им феодах.

Но... никто не предложил выхода из сложившейся ситуации. Украинская морская партия Сергея Кивалова, внесла в Верховную Раду законопроект о внедрении Свободной экономической зоны в Одесской области.

Оппозиционный блок в лице Николая Скорика и Вадима Рабиновича предложили свой вариант законопроекта с той лишь разницей, что в одном случае речь идет о территории одесского порта, а во втором — о всей территории одесской области. Но, главное здесь — мировой опыт! Гонконг, Южная Корея ввели СЭЗ в 1970 г., когда их экономика терпела крах. И сегодня мы называем их «азиатскими тиграми». У нас основной фонд изношен на 90%, те хрущовки, которые строились да 1980-х годов скоро будут обрушиваться, что приведет к гуманитарной катастрофе, сравнимой по последствиям с землетресениями или другими стихийными бедствиями, но будут иметь техногенный характер. Прямо сейчас китайцы готовы вложить в Одесский регион 300 миллиардов долларов США прямых инвестиций, только необходимо создать для этого условия, принять законы, гарантировать им защиту и отдачу от этих инвестиций.

Мой доклад имеет теоретический характер, имеющий целью ознакомить слушающих с концептом СЭЗ, их разновидностями, имеющимися в мировом опыте. В соответствии с документами Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киото, 18 мая 1973 г.) под свободной зоной (или «зоной франко») понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории (это так называемый принцип «таможенной экстерриториальности»), поэтому они не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению. Другими словами, свободная экономическая зона (СЭЗ) – это часть территории страны с особым действующим режимом. Этот режим регулирует специальное законодательство, которое охватывает следующие вопросы: таможенное регулирование; налогообложение; лицензирование; визовое оформление;банковскую деятельность; имущественные и залоговые отношения (в том числе касающиеся прав собственности на землю); предоставление концессий; управление свободной зоной. Определенную специфику в СЭЗ могут иметь также акты трудового и социального законодательства. При всем многообразии свободных экономических зон, действующих в мире, можно выделить некоторые критерии, общие для всех. Во-первых, это локальность территории, на которой создается СЭЗ. Во-вторых, действие на данной территории особого, более льготного правового и финансово-экономического режима по сравнению с хозяйственными и законодательными условиями, существующими в стране в целом. В ряде случаев администрации СЭЗ предоставляется право принятия решений по широкому спектру экономических вопросов. Наряду с этим деятельность субъектов СЭЗ опирается на всестороннюю правительственную поддержку и государственные гарантии. В-третьих, наличие определенной специализации предпринимательской и инвестиционной деятельности в СЭЗ. Опыт создания СЭЗ в промышленно развитых и развивающихся странах принципиально различается. В развивающихся странах главными функциями, которые призваны выполнять СЭЗ, являются достижение более высокого уровня индустриализации, включение или повышение роли страны в международной торговле. Основным или даже единственным источником привлекаемого капитала в этом случае являются иностранные инвестиции.

В развитых странах создание СЭЗ используется в основном как инструмент региональной политики, т.е. СЭЗ создаются именно в тех регионах, где необходимо повышение уровня экономического и соответственно социального развития. При этом в качестве критериев при выборе территории для создания ОЭЗ используются уровень безработицы и уровень денежных доходов населения. Число регионов, которым предоставляются специальные экономические условия развития, всегда ограничено. В связи с тем что характерной чертой развития СЭЗ в промышленно развитых странах является попытка придать импульс экономического развития отдельным территориям, их главной движущей силой являются не иностранные инвестиции, а национальный частный капитал, государственные дотации и кредиты. Организационно-функциональная структура СЭЗ достаточно многообразна. Иногда довольно трудно определить особенности той или иной СЭЗ, поскольку каждая из них обладает чертами многих зон. При организации СЭЗ используют два различных концептуальных подхода: территориальный и функциональный (точечный). В первом случае зона рассматривается как обособленная территория, где все предприятия-резиденты пользуются льготным режимом хозяйственной деятельности. Согласно второму подходу зона – это льготный режим, применяемый к определенному виду предпринимательской деятельности независимо от местоположения соответствующей фирмы в стране. Примером реализации первого подхода являются СЭЗ Китая, зона «Манаус» (Бразилия), многие экспортно-производственные зоны в развивающихся странах. Результатом второго подхода являются точечные зоны, представленные отдельными предприятиями (офшорные фирмы, магазины «дьюти фри»).

Существует пять поколений СЭЗ. В теоретической литературе выделяют до 30 различных категорий свободных экономических зон, однако их можно свести к 5 основным видам: I. Торговые (1.Свободные таможенные 2. Бондовые склады 3. Свободные порты 4. Торгово производственные), II. Промышленно-производственные (1.Импорто замещающие 2. Экспортно-производственные (ЭПЗ) 3. Промышленные парки 4. Научно-промышленные парки 5. Экспортно-импорто замещающие) III. Технико-внедренческие (1.Технополисы 2. Технопарки 3. Инновационные центры) IV. Сервисные (1.Офшорные 2. Банковских услуг и страховых услуг 3.Туристических услуг) V. Комплексные (1.Зоны свободного предпринимательства 2. Специальные экономические зоны 3. Территории особого режима 4. Особые экономические зоны).

Одной из простейших форм СЭЗ являются свободные (беспошлинные) таможенные зоны (СТЗ). Эти зоны относятся к зонам первого поколения. Они существуют с XVII–XVIII вв. Эти зоны представляют собой транзитные или консигнационные склады для хранения, упаковки и незначительной обработки товаров, предназначенных для экспорта. Такие зоны часто называют свободными таможенными территориями. В них обычно открывают свои филиалы нерезидентные для данной страны предприятия-импортеры. СТЗ освобождаются от таможенных пошлин на ввоз и вывоз товаров. Они имеются во многих странах, но более всего они распространены в индустриальных странах. Зоны свободной торговли (ЗСТ) также широко распространены в мире. Термин «зона свободной торговли» используется с 1800-х годов. Иногда их еще называли «свободные зоны» или «зоны свободных портов». Изначально они были связаны исключительно с торговлей, а сегодня во многих из них осуществляется производственная деятельность – в основном обработка импортных товаров для целей их реэкспорта. ЗСТ «существуют в определенных географических границах и считаются находящимися вне таможенной территории страны». Система льгот и стимулов в их рамках схожа с теми, что существует в режиме зоны экспортного производства (ЗЭП). Основное же различие заключается в том, что в ЗСТ обычно не предоставляются налоговые каникулы в части налога на доходы: они заменены на сниженные ставки налогов. ЗСТ популярны в Латинской Америке. Существует два институциональных определения этих зон, оба разработаны Всемирным банком: «Свободная зона, или зона свободной торговли, – это огороженная или любым другим образом изолированная физическая местность в порту или аэропорту или около них, где не взимаются таможенные сборы. Такая зона рассматривается как находящаяся вне тарифного регулирования данной страны». Заметим, что такое определение позволяет рассматривать ЗСТ как «огороженную» ЗЭП (существующую как анклав или индустриальный парк). «ЗЭП с режимом свободной торговли и прочими равными базовыми экспортными параметрами, которые включают: реальный валютный курс; свободный доступ к сырью, полуфабрикатам и основным фондам по мировым ценам; упрощенный доступ к кратко срочному финансированию торговых операций по рыночным кредитным ставкам; упрощенный доступ к лицензированию и финансированию инвестиций для создания мощностей в сфере экспортного производства». К числу простейших ЗСТ можно отнести специальные магазины «дьюти фри» в крупных международных аэропортах. С точки зрения режима они рассматриваются как находящиеся за пределами государственных границ. К ЗСТ относятся также и традиционные свободные гавани (порты) со льготным торговым режимом.

По мнению экспертов, нам наиболее близко второе поколение: Промышленно-производственные СЭЗ. До следующих поколений мы пока не дотягиваем ни по уровню инфраструктуры, ни по другим показателям. Промышленно-производственные зоны относятся к зонам второго поколения. Они возникли в результате эволюции торговых зон, когда в них стали ввозить не только товар, но и капитал, заниматься не только торговлей, но и производственной деятельностью. Промышленно-производственные зоны создаются на территории со специальным таможенным режимом, где производится экспортная или импорто-замещающая продукция. Эти зоны пользуются существенными налоговыми и финансовыми льготами. Наибольшее распространение, особенно в развивающихся странах, получили экспортно-производственные зоны (ЭПЗ). Современная модель таких зон берет начало от зональной структуры, созданной в 1959 г. в ирландском аэропорту «Шеннон». Наибольший эффект от таких зон был получен в новых индустриальных странах (в основном азиатских). Логика образования ЭПЗ была предопределена экономической стратегией развивающихся стран, когда с середины 1960х годов возникла необходимость стимулирования промышленного экспорта и занятости за счет притока иностранных капиталов. Экспортно-производственные зоны представляют собой уникальные в административном отношении местности с развитой инфраструктурой и благоприятными инвестиционными, производственными и торговыми условиями. Их появление связано с созданием экспортно-ориентированных отраслей промышленности (как стратегией экономического развития данной страны или территории) и с прямыми иностранными инвестициями (как стратегией инвестирования в данную страну). Заметим, что страны могут создавать такие зоны в процессе импорто-замещающей индустриализации. Подобные зоны могут также возникать в странах с развивающейся рыночной экономикой на ранней или завершающей стадии индустриального развития. Предполагается, что функции таких зон должны заключаться в привлечении иностранных инвестиций и развитии обрабатывающего потенциала национальной промышленности. ЭПЗ могут различаться с точки зрения пространственной сегрегации (например, огороженные промышленные анклавы), возможности доступа на внутренний рынок данной страны и по форме собственности/управления (государственная или частная). ЭПЗ активно используются странами Центральной Америки и Карибского бассейна для производства экспортной продукции. В международной практике используются следующие определения.. Новые индустриальные страны (НИС) с более длительной историей (такие, как Доминиканская Республика) создавали ЭПЗ на ранних этапах развития, в то время как страны НИС с более короткой историей развития (например, Гондурас) создавали подобные зоны позднее. В нескольких странах первой группы наблюдался сдвиг от «трудоемкой сборки» к «капиталоемкой продукции высоких технологий».

«К ЭПЗ относятся все отведенные правительством местности –такие, как свободные порты, зоны свободной торговли, свободные таможенные зоны, свободные промышленные зоны или зоны зарубежной торговли, или же другие виды зон».

Основными целями создания ЭПЗ являются:

  1. обеспечение притока иностранной валюты посредством развития нетрадиционных видов экспортного производства (т.е. диверсификация экспорта);
  2. создание рабочих мест для уменьшения проблемы безработицы (т.е. создание рабочих мест и доходов населения);
  3. привлечение прямых иностранных инвестиций;
  4. обеспечение передачи технологий и знаний.

Последний пункт подразумевает, что местные предприниматели учатся на наглядном примере функционирования предприятий в данной зоне. Работа последних служит катализатором, помогающим создать систему прямых и обратных связей с местными фирмами посредством заключения договоров подряда. ЭПЗ также используются для ускорения развития маргинальных районов (т.е. местностей с низкими темпами роста).

Важнейшие функции ЭПЗ заключаются в следующем:

  1. ускорение процесса экономических реформ (в том числе в сфере торговли и обменного курса) в данной стране;
  2. обеспечение притока иностранной валюты, используемой для платежей по импортным поставкам и создания рабочих мест;
  3. проверка на практике концепций свободного рынка;
  4. содействие передаче технологий и знаний.

Основные льготы в рамках ЭПЗ и система стимулов, существующая в их границах:

  1. инвестиционные и налоговые льготы (например, налоговые каникулы различной продолжительности, налоговые освобождения и/или низкие ставки взимаемых налогов, отсутствие валютного контроля и свободная репатриация прибыли);
  2. торговые привилегии (минимальные торговые ограничения) –сниженные ставки или отсутствие пошлин на импорт сырья,полуфабрикатов и основных фондов, необходимых для производства и экспорта полуфабрикатов или конечной продукции;
  3. мягкие ограничения (или отсутствие ограничений) на владение
    иностранцами производственными фондами;
  4. относительно дешевые и доступные инфраструктура и услуги –обеспечение электроэнергией, водой, дорогами, транспортными и коммуникационными услугами (например, субсидирование платы за коммунальные услуги);
  5. относительно дешевые и доступные земельные участки и здания – обеспечение производственных и складских площадей по низким ставкам арендной платы (зачастую субсидируемых);
  6. минимальные стандарты требований к рабочему месту и заработной плате или их отсутствие (т.е. вопросы охраны здоровья и безопасности на производстве);
  7. минимальные стандарты требований к охране окружающей среды и уровню загрязнений или их отсутствие;
  8. большое количество дешевой и не объединенной в профсоюзы рабочей силы (или ограничения на организации трудящихся);
  9. доступ к рынкам (к внутреннему рынку страны, где располагается зона, и/или к рынкам соседних стран). Указанные льготы и стимулы вкупе с административными и таможенными процедурами в рамках ЭПЗ создают благоприятные регуляторные рамки и деловую среду для прямых иностранных инвестиций, осуществляемых международными компаниями».

Кроме меня эту тему поднял Вадим Глембовский, который в своем докладе кратко отразил важность введения свободных экономических зон:

«Свободные экономические зоны получили значительное распространение в мировой практике и развиваются как в развитых, так и в развивающихся странах. Однако, подходы к формированию СЭЗ в настоящее время изменились по сравнению с серединой и тем боле началом XX в. В равной степени эффективность свободных экономических зон существенно различается не только в разных странах, но и в рамках одного и того же государства. Что же такое СЭЗ в XXI веке? В условиях глобализации мировой экономики для большинства стран все более важными становятся проблемы, связанные с обеспечением открытости национальных экономик, интеграции их в мировое хозяйство. За счет этого они стремятся извлечь экономические выгоды от участия в международном разделении труда и реально добиваются устойчивого экономического роста. Одним из эффективных инструментов, стали зоны совместного предпринимательства. Среди них выделяются свободные экономические зоны (СЭЗ), которые позволяют странам реализовать, прежде всего, региональные преимущества в ускорении экономического роста, социально-экономическом развитии территорий, оказывать мультипликационное влияние на развитие всей национальной экономики. Ни в отечественной, ни в зарубежной литературе пока не утвердилась единая трактовка и даже общепризнанное определение понятия «свободная экономическая зона» (СЭЗ). В самой общей форме принято определять свободную экономическую зону как обладающий выгодным экономико-географическим положением регион или часть страны, где устанавливается беспошлинный или льготный экспортно-импортный режим и достигается его некоторая валютно-финансовая обособленность от остальных регионов страны. Свободной экономической зоной может быть не только часть страны, но и вся (как правило, небольшая) страна в целом. Международной конвенцией по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киото, 18.05.1973 г.) установлено понятие свободной зоны («зоны-франко»), под которой понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории, и поэтому не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению. Наиболее типичным для условий нашей страны, можно назвать определение СЭЗ, данное специалистами Центра азиатских исследований. СЭЗ, по их мнению, является районом, обособленным от остальной территории, на которой действует автономная экономическая система управления. Таким образом, СЭЗ квалифицируется как особый экономический район, выделенный в суверенном государстве, где осуществляется различного рода предпринимательская деятельность, целью которой является участие в международном разделении труда».

Но наиболее интересным оказался комментарий Александра Охрименко к моему докладу в кулуарах форума: «СЭЗ лучше всего делать в Белгород-Днестровске, т.к. он возле границы и там в советское время было много закрытых режимных предприятий. Там есть всё, для изоляции этой территории, сказал он. — Гонконг - это не то. Наш уровень — это Турция и Узбекистан. Но в Турции СЭЗ начались в начале 1980-х и уже довольно продвинулись в этом, а в Узбекистане — лет десять. Надо брать их опыт и проводить аналогичные этому форумы совместно с турецкими и узбекскими бизнесменами, политиками, послами и т.д.».

Кравчик А.С., доктор философии, доцент МГУ, зам.директора по науке Исследовательского института развития демократии, г.Одесса.


Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество
1 0
Все интервью