160 тысяч украинцев Приднестровья: ненужные или забытые?

23.11.2015 в 17:02:45
Общество
1 0

О Приднестровье в последнее время много пишут и говорят, в основном в негативной тональности. Хотя еще полтора года назад отношение к непризнанной республике было более лояльным, что также было вполне объяснимо. На территории непризнанной Приднестровской Молдавской республики проживает порядка 160 тысяч украинцев, многие из которых имеют украинское гражданство. Проводились различные культурные акции, украинцы-выпускники приднестровских школ  имели возможность в рамках предоставленных квот учиться в вузах Украины.

После начала трагических событий на востоке Украины отношение к непризнанной республике изменилось. И причиной тому не только исторические параллели между непризнанным Приднестровьем и так называемыми «ДНР» и «ЛНР», но и российский воинский контингент на территории ПМР, который рассматривается как угроза национальной безопасности Украины. 

Ужесточение позиции Украины по отношению к ПМР отразилось и на приднестровских украинцах. Речь идет не только об ужесточении пограничного режима, которое приднестровские власти поспешили окрестить блокадой. Фактически свернуты все контакты в области образования и культуры. Причиной тому, среди прочего, является и тот организационный хаос, который воцарился в последнее время в органах власти сверху донизу.

Могут возразить – в Украине война, экономическое положение тяжелое, денег не хватает даже на необходимое, стоит ли в такое время уделять внимание проблемам заграничных украинцев, тем более в таком сложном регионе, как Приднестровье?

Начнем с элементарного. Война и внутренний кризис не является поводом к тому, чтобы не исполнять нормы Конституции. А статья 12 Основного Закона гласит: «Украина проявляет заботу об удовлетворении национально-культурных и языковых потребностей украинцев, проживающих за пределами государства». 

Более того, до сих пор действует Государственная программа сотрудничества с заграничными украинцами до 2015 года, утвержденная постановлением Кабинета Министров Украины 18 июля 2012 года, целью которой является «обеспечение центральными и местными органами исполнительной власти сотрудничества с заграничными украинцами, сохранения их национально-культурной идентичности, использования интеллектуального, культурного и духовного потенциала заграничных украинцев для утверждения позитивного международного имиджа Украины, а также обеспечения поддержки общин заграничных украинцев». 

Эта программа как раз и предполагает сотрудничество в сфере культуры, образования, поддержку украинских школ и библиотек, предоставление мест для обучения детей заграничных украинцев в вузах нашей страны.

Хотелось бы обратить внимание на важную задачу программы – «утверждение позитивного международного имиджа Украины». Российская пропаганда уже немало сделала для того, чтобы создать негативный имидж нашей стране. И, отказывая в поддержке заграничным украинцам, неважно, в Приднестровье или Грузии, в Румынии или Польше, мы только работаем против своего имиджа. 

Сколько копий было сломано в последнее время вокруг вопроса о языках, сколько речей было сказано о необходимости поддерживать и развивать украинский язык, но как только встает вопрос об элементарной поддержке украинского языка за границей, как тут же вступают в силу какие-то непонятные соображения и аргументы.

До окончания действия программы осталось каких-то два месяца. И, вероятно, необходимо в срочном порядке разрабатывать новую. И здесь вновь встанет вопрос об украинцах Приднестровья.

Простой пример – в Рыбнице уже 20 лет работает украинская средняя школа №1 с гимназическими классами им. Леси Украинки. Когда ее открывали, в ней насчитывалось 112 учеников и 26 учителей. За 20 лет школу закончило около тысячи учеников, которые, подчеркиваем, получили образование на украинском языке. Многие из них поступили в украинские вузы, в том числе в одесские. Наверняка, кое-кто остался жить и работать в Украине. И это тоже нормально. Если уж мы стремимся построить современное государство с эффективной рыночной экономикой, то просто обязаны привлекать талантливую молодежь из других стран и регионов на учебу и работу.

А вот теперь представим себе ситуацию, когда выпускники той же рыбницкой украинской школы встанут перед выбором – куда идти учиться дальше. Но выбор-то как раз у них не очень большой. И если Украина закроет для выпускников украинских школ Приднестровья дорогу в украинские вузы, то выиграет от этого все кто угодно, та же Россия, но только не Украина.

Впрочем, только получением высшего образования проблемы украинской школы в том же Приднестровье не ограничивается. Существует проблема нехватки методической литературы, учебников, необходимости повышения квалификации учителей и многого другого, без чего невозможна нормальная школьная работа.

Если мы хотим, чтобы подрастающее поколение, например, приднестровских украинцев, знало об Украине не только из передач российского телевидения или российских книг, надо пополнять школьные библиотеки украинскими книгами, журналами, всячески воспитывать в украинцах «украинство».

Приднестровский вопрос пытаются решить вот уже 23 года и пока безуспешно. Никто не даст гарантии, что он будет решен еще в течение десяти-двадцати лет. Но это не означает, что стоит оставить украинцев Приднестровья один на один с их проблемами. В том числе и потому, что свято место пусто не бывает. Там где не доработает Украина, доработает Россия.

Что необходимо сделать в обозримой перспективе?

Во-первых, подготовить и утвердить новую программу работы с заграничными украинцами. Подготовить не формально, а с учетом запросов самих заграничных украинцев – учебники, литература, подготовка учителей, квоты в вузах, культурные мероприятия. Пусть это будет необходимый минимум, но он должен быть.

Во-вторых, ввести в практику проведение регулярных встреч, семинаров, методических занятий с педагогами из стран и регионов, где есть украинские школы. Здесь важную роль сыграют как раз областные управления науки и образования. Применять новые методы дистанционной работы с использованием Интернета. 

В-третьих, удовлетворить потребности и запросы заграничных украинцев в литературе, как учебной, так и научно-популярной. Ее катастрофически не хватает.

В-четвертых, усовершенствовать систему финансовой поддержки. Наряду с бюджетными средствами, активно использовать систему стипендий, грантов для талантливой молодежи из числа заграничных украинцев. 

Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что речь идет о задаче стратегического значения. В последние годы ее решению не придавалось особого значения. Но сегодня постепенно приходит понимание необходимости постоянной и кропотливой культурной, образовательной, просветительской работы не только в нашей стране, но и за ее пределами.


Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество
1 0
Все интервью