Взгляд Репортера: Из-за туристов в Одессе стало слишком тесно

13.10.2011 в 22:30:00
Общество
1 0

Хотя Одесса была и остается важнейшим центром туризма, в последние годы о привлечении «гостей города» говорится особенно много. С ними связывают надежды на процветание Черноморской столицы, именно для них, по большому счету, благоустраиваются Аркадия, Фонтан, район Оперного театра и Приморский бульвар. Вместе с тем, туристическая направленность города ложится тяжелым бременем на его жителей.

По оценкам Одесской областной госадминистрации, этим летом только Одессу посетило 1,1-1,2 млн человек, тогда как в прошлом году — 1 млн. Отдыхающие стали хорошим подспорьем для экономики города, но при этом никто даже приблизительно не знает, сколько денег они оставили в Одессе и какая часть этих средств поступила в Бюджет. Зато негативные тенденции туристического бума одесситы чувствуют на собственной шкуре: коммерциализация пляжей, неуместная застройка, рост цен на недвижимость, солидный уровень преступности и чуть ли не официальный статус «европейской столицы проституции». Действительно ли выгодно для нашего города быть туристической Меккой? Удобно ли это большинству одесситов, либо только отдельным заинтересованным лицам? И возможно ли сочетать туристическую и жилую функции в таком большом и сложном городе, как Одесса?

Город мечты

Даже в масштабах Европы Одесса, — город уникальный. У нас теплый климат, море без акул и морских ежей, богатое культурное наследие, уникальная архитектурная среда, а сам город предлагает широчайший перечень услуг и развлечений. Это означает, что по туристическому потенциалу мы идем в одну ногу с Барселоной, Валенсией, Марселем и Неаполем, — городами, принимающими от 3 до 8 миллионов туристов ежегодно. Одесса пока с трудом переваривает 1,1-1,2 млн приезжих, которые насчитывает официальная статистика. Но в перспективе эта цифра может вырасти в разы. Нужно только захотеть, определить стратегию и действовать.

Тесный аквариум

У города мечты есть теневая сторона. Чтобы принять множество туристов, самим местным жителям придется потесниться. Знакомый многим пример — Прага. Центр чешской столицы давно обезлюдел, большинство домов здесь переоборудованы под гостиницы. И, пожалуй, нет в году такой поры, когда чех мог бы спокойно прогуляться по «тихим улочкам Старого Места». Зимой, летом, весной и осенью здесь снуют шумные толпы иностранцев с фотоаппаратами. Собственно Прага — это «город-бублик», лишенный своего исторического центра и по возможности организовавший свою жизнь в обход него.

Есть и второй подход, характерный для городов преимущественно «пляжного» туризма. Отдыхающих селят в новом фешенебельном районе за городом или на окраине (вроде Черноморки или Лесков), а в исторический центр возят на экскурсии. То есть из недели отдыха человек проводит в самом городе 1-2 дня. Однако и это создает колоссальное напряжение в городском пространстве. По большому счету, в мире не найдено оптимальных способов сочетания жилой и туристической функции для развитого города, который ежегодно посещает в несколько раз больше гостей, чем живет самих жителей.

Располагайтесь, где нам неудобно

Где в Одессе разместить миллионы туристов — вопрос открытый. Уже сейчас город с трудом справляется с притоком отдыхающих, хотя в «недели пик» у нас находится не более 100-120 тыс. человек единовременно. Проблема в том, что у нас не осталось полноценных туристических районов. Раньше таким было побережье Малого и Среднего Фонтанов. Теперь часть санаториев пришла в упадок или застроена, в других «удобных» местах живут одесситы и их нужно отселять. Естественно, дорого и со скандалом.

Но стоит ли это делать, если в городе стало не хватать главного — пляжей? В этой связи есть ряд оригинальных проектов по намыву у побережья искусственных островов. Архитекторы Василий Мироненко и Владимир Мещеряков задумали свои варианты «Одесской Венеции» в заливе между портом и Лузановкой. Однако с запуском глубоководного стока канализации они утрачивают актуальность, да и Пересыпь, и нефтеналивной терминал — не лучшие соседи. А вот харьковчанин Олег Дроздов разработал проект «МОНІСТО» (морське намисто Одеси), предусматривающий намыв ряда небольших островков на среднем Фонтане. К слову, это отнюдь не фантастика. Намыв острова стоит, в зависимости от технологии, 15-20 или 30 тыс. долл. за сотку, а это все равно дешевле, чем выкупать участки на Фонтанах. К тому же, даже небольшой островок — это минимум полкиллометра пляжа — ценнейшее подспорье при нашей тесноте. Таким образом, можно было бы полностью отделить отдыхающих от горожан и их повседневных потребностей, создав на островах магазины, кинотеатры, клубы, которые не мешали бы одесситам ни шумом, ни ценовыми спекуляциями.

Не стоит сбрасывать со счетов и склоны. В идеале (то есть в отрыве от нашей реальности, политики и всего остального, о чем мы еще поговорим) гостиницы — это шанс сохранить и украсить зеленую зону для одесситов. Современные отели можно располагать на одной из террас на расстоянии 200-300 метров друг от друга, обязывая гостиничных операторов заботиться о прилегающем пространстве. Таким образом, 80 % склонов можно превратить в уютный и цивилизованный парк, где будет безопасно гулять в любое время года, а летом — в любое время суток. Кстати, многие специалисты уверяют, что грамотно «присадив» склоны (именно террасы, а кромку склона, как делают нынешние застройщики) тяжелыми зданиями, можно остановить сползание берега вниз.

Даже в центре города есть место, — уже давно назрела необходимость реконструировать старые дома в Карантинной балке и отселить их жильцов в новые квартиры за счет инвесторов. Здесь, в «яме» можно соорудить отели повышенной высотности, из окон которых откроется колоритный вид на старую Одессу, за который с удовольствием заплатят те же потомки одесских эмигрантов из США, Израиля или Германии.

В общем, развитию туризма в Одессе располагают не только климат и наследие, но и сама география нашего города, особенности его берега и акватории. Между тем, городская «элита», гордая своими машинами и часами, но по существу нищая и неспособная на глобальные проекты, продолжает хищнически использовать дары судьбы и пилить сук, на который подвешен наш туристический потенциал.

Много пафоса из ничего

Намечтавшись вдоволь, можно смело взглянуть в глаза горькой правде и тем самым оценить эффективность нашего нынешнего руководства, а также минувшего и будущего, да и всей системы, в которой живем.

Все проекты, о которых говорилось выше, должны быть комплексными. Согласитесь, если «посадить» на склонах или в балке один небоскреб, то каково будет его окружение? Захотят ли там останавливаться туристы? А если намыть всего один остров, — какова будет его цена? И много ли в мире бизнесменов, согласных вложить десятки миллионов долларов в наш непредсказуемый город?

Нельзя не упомянуть и о состоянии домов. На одном из архитектурных форумов довелось услышать анекдот-быль: когда строился торговый центр «Европа», его хозяева хотели устроить на крыше здания ресторанчик с видом на Дерибасовскую и соседние дома. Но затем, увидев, в каком состоянии окрестные крыши, отказались от этой затеи.

Таким образом, чтобы в скором будущем развить в городе туризм, нужно уже сейчас иметь:

— много хороших и недорогих гостиниц;

— хорошую транспортную инфраструктуру;

— музеи и памятники архитектуры в приличном состоянии;

— свободные и комфортные пляжи.

То есть начинать нужно с очень больших затрат. Но кто будет вкладывать деньги в город, где творится такой хаос в политике, строительстве и коммунальной сфере? На этом обсуждение инвестиционной части вопроса можно закрыть.

В гуманитарном аспекте все еще хуже. Жители той же Праги в чем-то выиграли от туристического бума. Благодаря инвесторам, выкупившим ветхие домишки под отели, город смог сохранить для будущих поколений свою архитектуру, а городской бюджет получил много денег, которые направляются на улучшение инфраструктуры, благоустройство, не говоря уже о социальных расходах. То есть в целом городская община получила повышение уровня жизни и заметное улучшение среды обитания. Совсем иначе сказывается туристический бум на одесситах...

Упущенные возможности

Казалось бы, высокая загруженность гостиниц Одессы в летние месяцы — факт непреложный. Но, оказывается, не для всех. Налоговая инспекция получает совсем иные данные. По данным нашего источника в городском департаменте рекреационного комплекса и туризма, некоторые гостиницы декларируют загрузку всего 20-30 %. Более «цивилизованный» вариант, — искусственная «разбивка» отеля на несколько СПД, что позволяет существенно сократить налоги. В свое время экономили предприниматели даже на курортном сборе, который составлял всего 1,7 гривень с человека.

Туристы оставляют в городе немалые деньги. Небогатая семья из Западной Украины позволяет себе потратить по тысяче гривень на человека, — за меньшие деньги у нас и не отдохнешь. Киевляне и жители России позволяют себе вдвое больше, а москвичи — тем более, ведь наши цены кажутся им «смешными». Отмечу, речь идет о людех скромного достатка, но среди наших гостей хватает и состоятельных гостей, — бизнесменов, политиков, «золотой молодежи». В общем, только в Одессе за сезон оседает никак не меньше 2 млрд гривень, с которых только в бюджете Одессы должно оседать не менее 150 млн. Где же эти деньги? Городской голова Алексей Костусев в интервью радиостанции «Эхо Москвы» не смог ответить ни сколько у нас туристов, ни сколько денег в среднем тратит каждый человек. А ведь знание этих цифр определяют успех либо неуспех мэра любого города со званием - «туристический».

Следует отметить, что туристический бизнес не только не приводит к улучшению жизни одесситов, но и привносит в нее немало сложностей. Известно, что цены на продукты в летние месяцы у нас растут быстрее, а падают, — медленнее, чем в других областях Украины. Известно также, что Одесса прославилась как «европейская столица проституции», причем Алексей Костусев, расхваливая Южную Пальмиру в интервью «Эху Москвы» не постеснялся указать на то, что «одесские женщины отличаются своей раскованностью и любят танцевать до утра».

Кроме того, отдыхающие оказывают огромное влияние на рост цен на недвижимость. Как и любой рынок дефицитного товара, который не регулируется государством, рынок недвижимости в значительной степени спекулятивен, поэтому даже незначительные колебания спроса и предложения приводят к ощутимым подъемам и спадам цен. Интерес к нашему городу побуждает иностранцев покупать здесь квартиры, чтобы иметь возможность несколько месяцев в году пожить у моря. Разумеется, повышение спроса приводит к увеличению цен. В особенности это чувствуется в элитном секторе, под именем которого в Одессе часто продают жилье бизнес-класса и даже эконом-вариант. Но поскольку различные ценовые сегменты рынка связаны между собой, «давление денег», уменьшаясь, доходит и до самых дешевых форматов, например, «хрущевок» и «чешек». А это, в конечном итоге, обуславливает высокие цены не только на покупку квартир, но и на их аренду.

К слову, по имеющейся у нас информации, от трети до половины квартир у моря покупают граждане России, в большинстве своем, — выходцы из Южного федерального округа (Ростовщина, Кубань, Кавказ). Здесь, как говорится, можно обойтись без комментариев.

Благие намерения или манипуляция?

Оправдывая очередную стройку возле моря или в зеленой зоне, инвесторы и городские власти любят говорить, что таким образом создаются новые рабочие места для одесситов. Правда ли это?

В среднем в именитом отеле количество сотрудников приблизительно равно числу номеров. Но далеко не во всех номерах живет по одному человеку и люди эти постоянно сменяются. В итоге, на одного работника за сезон приходится не менее 30 отдыхающих, — это в отеле, где есть абсолютно все услуги, так что и ехать никуда не надо. А в целом можно сказать, что дополнительный миллион туристов даст Одессе максимум 25-30 тысяч рабочих мест, то есть 5-6 % от нынешнего числа.

Следует отметить, что большая часть вакансий будут сезонными. Понятно, что такой вариант больше всего подойдет студентам или приезжим.

Кроме того, далеко не все сотрудники новых отелей и гостиниц будут получать высокую зарплату. И сейчас в кафе и ресторанчиках официанты работают за 2-3 тысячи, при этом их нещадно штрафуют. Не столь много зарабатывает и инструктор в бассейне, уборщица, охранник. А ведь эти люди — основа пирамиды туристического сервиса. В общем, даже при удвоении туристического потока в Одессу речь идет о не столь большом количестве рабочих мест, на которые, в силу их сезонности, будут устраиваться сезонные и неквалифицированные работники.

Вот кто действительно выиграет от развития бизнеса в Одессе, так это застройщики, хозяева гостиниц, рестораторы, турагентства, игроки рынка земли. То есть те люди, которые и так не бедствуют.

Но какую цену за это придется заплатить городу? Как мы уже говорили, надеяться на комплексное развитие туристической инфраструктуры Одессы пока не приходится. Отели, кафе и спортплощадки для отдыхающих будут ставиться, где придется, то есть в зеленых зонах, запланированных для отдыха одесситов. Думается, что не настолько низок у нас уровень жизни и не настолько высока безработица, чтобы позволить себе остаться без парков и без моря. Тем более, что нищета музеев, разрушение старинных домов и плохие дороги, скорее всего, останутся нашей реальностью.


Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество
1 0
Все интервью