Возрождение украинского флота: Сизифов труд или осознанная неизбежность?

07.09.2012 в 21:29:34
Общество
1 3

Сможет ли Украина когда-нибудь опять стать морской державой? Когда к причалу становятся бывшие пароходы ЧМП с закрашенными старыми названиями, когда узнаешь об очередном захвате пиратами судна с украинскими моряками на борту, кажется, что все безвозвратно утеряно. Но все же не спит Одесский порт, подмигивая городу красным глазом Воронцовского маяка, беспокойно снуют по волнам заботливые буксирчики, а городские мальчишки по-прежнему бредят морем.

В конце ХХ века украинская морехозяйственная отрасль пережила настоящее татаро-монгольское нашествие. Правда, захватчиками оказались не гости из далеких стран, а преимущественно свои. Бездумно и по-варварски было разрушено все, что создавалось для процветания страны. Подумать только, как много мы потеряли за все эти годы. И дело тут не только в украденных пароходах, и разворованных судостроительных заводах. Дело, прежде всего, в людях: каково им было видеть, как созданное тяжелым трудом просто режут на металлолом или продают за бесценок? И на что можно надеяться сегодня – после стольких обещаний навести порядок, уничтожить коррупцию и навести справедливость в отрасли?

Плачевное состояние украинского морехозяйственного комплекса объясняют обычно нехваткой денег, международным кризисом и, конечно же, неисправимыми ошибками предыдущей власти. Но в то же время граждане именно нашей страны обладают самыми дорогими автомобилями в Европе, шокируют мировую общественность покупкой элитной недвижимости за баснословные суммы. Значит, деньги есть, да и проблемы мировой экономики и смена власти не настолько ударили по кошелькам.

«Я не верю в кризис в Украине, - говорит Александр Остапенко, инициатор и руководитель «Первого национального проекта экономического развития Украины». – Кризиса нет, просто не надо грабить страну». На конференции «Одесса – морская столица» Александр Остапенко представил программу возрождения морского флота, судостроения и портового комплекса Украины. Вместе с ним перед морской общественностью города со своими предложениями выступили экс-генеральный директор ОАО «Вадан Ярдс Океан», герой Украины Николай Романчук, депутат николаевского горсовета, эксперт в морской отрасли Олег Мудрак, депутаты Верховной Рады Украины Андрей Шевченко и Леся Оробец и другие. Целью конференции стало создание инициативной группы, которая разработает ряд мер для решения самых насущных проблем морехозяйственного комплекса Украины, разработает пакет необходимых для этого законопроектов. А пока на обсуждение общественности вынесли «Первый национальный проект экономического развития Украины».

«За последние два года грузооборот портов Украины в среднем сокращался на 18-20 % в год. Конечно, проще всего было бы говорить о мировом кризисе, если бы за это же время грузооборот российских портов не увеличился на 8-10 %... Причину стоит искать в очевидном невнимании украинской власти к морской отрасли страны. Вернее, даже не во невнимании, а в отношении к ней, как к своего рода «дойной корове», – рассказывает Александр Остапенко. Наиболее острыми проблемами морской отрасли эксперт назвал институционную и кадровую. С его точки зрения, все органы управления и контроля морской отрасли Украины должны быть в Одессе: «Это позволит решить вопрос коррупции и эффективности управления, избавить морехозяйственный комплекс от некомпетентных чиновников». Также необходим строгий гостударственный контроль в области морского и транспортного образования и сертификации квалификации моряков.

Разработан и план возрождения морского флота Украины. По словам Александра Остапенко, это возможно в случае создания благоприятных условий для судовладельцев, которым станет выгодно регистрировать свои суда под флагом Украины. Если вспомнить историю развития морского флота в ХХ веке, то именно снижением налогов многие страны привлекли иностранных судовладельцев, в том числе, и американцев. Кроме этого, говорит руководитель проекта, необходимо внедрить особый экономический режим, согласно которому все предприятия судостроительной и судоремонтной отраслей получат налоговые льготы. Помешать развитию морехозяйственного комплекса, с точки зрения Александра Остапенко, может и Закон «О портах», который разрешает приватизировать порты, при этом не обязывает владельца вкладывать деньги в безопасность судоходства.

Среди перспектив «Первого национального проекта экономического развития Украины» и создание на базе ЧМП акционерного общества, и закупка для Украины 25 грузовых судов, до 5 рыболовецких и 3-5 пассажирских. Также предполагается развитие портовой инфраструктуры и судостроительной отрасли, прежде всего через государственный заказ на постройку судов на украинских верфях, и многое другое.

Николай Романчук, экс-генеральный директор ОАО «Вадан Ярдс Океан» во время конференции более подробно остановился на проблемах судостроения. По его словам, отрасль сегодня загружена не более, чем на 40 %, в то же время существует устойчивый интерес крупного капитала к судостроительным предприятиям. «О важности судостроения заявляют все, обещают принять все необходимые законы. Однако в отличие от других стран, принявших подобные законы, Украина не продвигается вперед», – говорит Николай Романчук. С его точки зрения, за последние 10 лет позиции украинских судоходных компаний на мировом рынке были потеряны, объем производства судостроительных заводов уменьшился на 50 %, численность рабочих – на 20 %. «Если мы ничего не сделаем сейчас, нашим детям уже нечего будет возрождать», – считает Николай Романчук.

О судостроении говорил также и Олег Мудрак, депутат николаевского горсовета, эксперт в морской отрасли. Он сказал, что без судостроения у Николаева не может быть будущего, поскольку экономическое развитие и благосостояние жителей связано с тремя судостроительными заводами. Но сегодня они находятся не в наилучшем состоянии. По словам эксперта, рабочие Завода имени 61 коммунара зарплату не получали с 2009 года, на заводе устаревшее оборудование, заказов нет. Сегодня судостроители сталкиваются с очень жесткой конкуренцией, при этом «попытка верфи диктовать свои условия приводит к тому, что заказчик уходит на другую верфь», – говорит Олег Мудрак. Заказчика не интересуют проблемы верфи, например, НДС, который должны выплачивать украинские судостроители. Поэтому без государственной поддержки им не выжить, считает эксперт.


Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество
1 0
Все интервью