«Перевалов» раздора

15.12.2010 в 17:06:17
Любопытно
1 0

«Клевета наносит удары обыкновенно достойным людям, так черви предпочтительно набрасываются на лучшие фрукты» (Дж. Свифт)

Когда я недавно через знакомых, вечно бегающих по всяким тусовкам и фестам, случайно узнал, что Одессу в очередной раз посетит такая эпатажная и скандальная в нашем городе персона, как режиссёр Анжей Перевалов (Андрей Махлин), сразу отнёсся к этой новости скептически: мол, опять «Махлин махлюет», как гласил один из газетных заголовков трёхлетней давности. Знакомый со всеми коллизиями вокруг «одесской истории» Перевалова крайне поверхностно, я интереса ради решил пролистнуть пару страниц в Интернете про этого господина (ведь интересно всё-таки: сколько про отверженного Южной Пальмирой режиссёра было написано-переписано, а у меня руки дошли не более чем до нескольких газетных материалов, а уши – до фрагментарной информации от третьих товарищеских лиц). Честно говоря, от информационных поисков про Перевалова-Махлина я ожидал получить массу раздражения и добавить ещё один журналистский текст – свой – в копилку одесских материалов из серии «Махлин, гоу хоум!». Но в итоге всё вышло... как бы сказать... ну, на процентов 120 противоположно первоначальным ожиданиям. То, что я сразу отказался от идеи писать против Перевалова – это первое.

Но важно другое. Человек, который мне, досыта накормленному в своё время информационными отходами одесской прессы, несколько лет назад и вправду казался самым настоящим проходимцем, теперь предстал в радикально ином свете: я увидел Личность – Личность сильную, независимую, желающую привнести в жизнь других людей что-то светлое и полезное, но, увы, в то же время со всех сторон изъеденную озверевшими от вкуса крови акулами пера.

Перечитав про Перевалова всё, что можно, я даже с некоторым восторгом удивился умению одесских журналистов настолько искусно жонглировать самой откровенной ложью, выдавая её за чистейшую, до слёз на глазах, истину. Стоит отдать им должное: при первом поверхностном взгляде на разнообразную газетную писанину действительно очень просто поверить в их правду, да настолько, что хоть сам беги и ложись пластом в дверях аэропорта в день прилёта Перевалова. Однако при подробном рассмотрении все доводы, все обвинения, направленные против Анжея, становятся настолько шаткими, что при первом касании к ним рассыпаются как бумажный домик из двухгривневой колоды  карт. Только вот желания сделать это первое касание, к сожалению, до нынешней поры не выявил никто. Что ж, придётся, видать, мне быть первопроходцем и помочь разобраться жителям нашего города, что к чему. И пускай стыдно будет корифеям одесской журналистики, что роль эту на себя взял не кто-то из них, а 18-летний студент.

 

 КТО ЖЕ ТЫ, АНЖЕЙ?

 

  Растекаться мыслью по древу, вдаваясь во всякие стандартные и одинаково скучные россказни о детстве, армейской службе, тернистом покорении столицы и т.д., думаю, нет смысла – это мало кого волнует  в данной ситуации. Давайте откровенно: ведь вопрос скандала, поднятый в самом начале, и есть той цитаделью интереса, которую читатель дожидается здесь увидеть, правда? Поэтому и Анжей как личность будет рассматриваться исключительно в контексте театральной деятельности, а точнее – её одесского кусочка.

 Всё началось с того, что студент ГИТИСа (мастерская Анатолия Васильева) Анжей Перевалов (в то время ещё Андрей Махлин), в определённый момент почувствовавший, что держать в себе все приобретённые знания и выработанные за годы идеи – просто форменный эгоизм, твёрдо решает поделиться этой частичкой своей творческой души с остальными. И, что абсолютно не странно, для исполнения столь романтической задумки выбирает Одессу – город-формочку, до краёв наполненную романтикой и вдохновением...

 Понадобилось Перевалову в Южной Пальмире всего-навсего двадцать дней, чтобы сорвать заслуженные овации одесского зрителя. Его первый же спектакль («Рождественский концерт»)  имел громогласный успех: со всех сторон звучали восхищённые отзывы, пожелания и самые высокие профессиональные оценки его детища. Так, например, Союз театральных деятелей (СТД) отметил: “Он (Махлин) показал себя как режиссер профессиональный, виртуозно владеющий методикой современного драматического искусства, как режиссер энергичного и творческого мышления, как прекрасный организатор театра, способный работать в любых условиях, как человек самоотверженный и преданный искусству, как несомненный лидер”. (Ах, до чего же   эти слова через некоторое время пойдут врознь с действиями СТД по отношению к Анжею!.. Однако в день триумфа Перевалова ещё никто не знал, что тогдашнего любимца публики уже через пару лет станут подло втаптывать в грязь, целенаправленно разворачивая против него настоящую информационную войну с бестолковыми обвинениями в мошенничестве, и как из вчерашнего героя режиссёр превратится в крайне нежелаемого гостя Одессы).

 Но пока что зритель был охвачен эйфорией, а окрылённый успехом своего труда Анжей мечтал об открытии своей театральной Школы. Но, к сожалению, несмотря на все позитивные отклики о концерте Перевалова, «откликающиеся» оказались сильны  лишь на словах: когда режиссёр обращается с просьбой о помощи в этом мероприятии, ему отказывают, в том числе и вышеупомянутый СТД...

Можно подумать, после такой неблагодарности не оставалось ничего другого, как опустить руки и с горьким разочарованием возвратиться домой... Однако подобное развитие событий было не в правилах Перевалова, ведь для истинного деятеля искусств отказаться от мечты равносильно творческому самоубийству. Поэтому Анжей, вопреки всем и вся, не просто не впадает в уныние, а с двойной силой включается в борьбу за свою цель. И через некоторое время постоянные разъезды по городам и «турне» по кабинетам высокопоставленных чинов всё-таки приносят свои результаты. Анжей снова возвращается в Одессу, но уже не с одними только творческими идеями и энтузиазмом, а с документами: доверенностями Щепкинского театрального училища и Гуманитарного института телевидения и радиовещания, которые давали разрешение Перевалову проводить набор студентов и подбор педагогического состава в соответствии с учебными планами московских вузов. Вот оно, можно думать, – то долгожданное, то выстраданное, то заслуженное; вот она – возможность полноценно заняться созданием своего театрального проекта  –   Международной Академической Школы актерского мастерства и режиссуры (МАША МИР) и воплотить задуманное в жизнь: в полной мере поделиться с людьми всеми теми профессиональными секретами и умениями, которыми Перевалов обладает сам...

Если бы всё так было просто, на этом месте можно было бы и заканчивать историю «хэппи-эндом»: поздравить целеустремлённого режиссёра с этой победой и пожелать успеха на творческой стезе.

Ан-нет... Судьба, давно занявшая выжидательную позицию, в тот момент уже начала сгущать над Анжеем тучи, и, в конце концов, сбросила на него кислотные ливни в виде лживой газетной травли...

 

 

 

 

СБОРНАЯ СОЛЯНКА. ИНГРИДИЕНТЫ:

1.         10 ЧЕРПАКОВ ЛЖИ

2.         10 ЧЕРПАКОВ КЛЕВЕТЫ

3.         ЧАЙНАЯ ЛОЖКА ПРАВДЫ (ПО ВКУСУ)

 

Первый материал про Анжея, попавшийся мне на глаза, назывался «Рога и копыта по-одесски» (газета «Сегодня» №168 (171) за 03.09.98) и был написан... Да, а правда, кем же он был написан? Нет, не подумайте – у меня с памятью всё в порядке. Дело в том, что в конце этого материала, где по правилам должны красоваться имя и фамилия гордого своим текстом автора, был... чудесный свободный кусочек газетной бумаги, «место для ваших объявлений», абсолютная белая бездна – называйте, как хотите. Одним словом, там не было ни-че-го.

Так вот, оказывается, какой он – истинный признак смелого, уверенного в своих словах журналиста, готового в любой момент их подтвердить, а возможно, и подробно разъяснить. Для полного абсурда редакторам следовало бы вообще подписать на месте автора «Аноним».

В этом материале Махлин обвиняется в мошенничестве.  Кроме прочего, здесь присутствуют такие слова: «Корреспонденту агентства "Луна" удалось поговорить с проректором училища имени Щепкина...». Знаете, анонимные «писцы», анонимные корреспонденты, какое-то таинственное агентство «Луна» (частное детективное, что ли?) – интересно, а главред данного издания – реально существующая личность или мифический собирательный образ из лучших качеств идеального руководителя? Смешно слышать, а ещё более смешно принимать всерьёз этот «материал», брошенный читателю, словно корыто с помоями для свиней: мол, жрите молча то, что мы вам скармливаем и не хрюкайте лишних вопросов. Простите, эта трапеза для меня осталась незаконченной. Я подавился и ещё долго отмывал от этого рот.

Следующей порцией нестерильного слова, найденной мною в лонах всемогущего Интернета, стала статья Татьяны Геращенко «Подайте, люди добрые, на дозу «обучения» (газета «Время Ч»   № 1 за 28.09.01).

Журналистка, среди прочего, обвиняет Перевалова в том, что школа его бездарна, а всех учеников там просто обманывают. Но г-жа Геращенко настолько упивается своей речью и слогом (употребляя то лирические отступления к литературной классике, то свои алогичные предположения), что сама местами не совсем понимает, о чём пишет. Ведь буквально через пару абзацев приведённый ею факт в абсолюте своём противоречит всему тому, о чём журналистка распиналась до этого в своих громогласных возгласах а-ля «Ура, товарищи! Все на автодром!». Геращенко говорит, что одна из актрис Анжея запросила слишком большой гонорар... у кого бы вы думали? (внимание! Барабанная дробь!) – у Киры Муратовой. На этом месте читатель должен остановиться, набрать воздуха в грудь и обсмаковать эту фразу ещё раз. Мне кажется, что Геращенко, если б могла, то написала бы «Кира Муратова» меленькими-меленькими буквами. А так ограничилась только попыткой в следующих предложениях очередными красноречивыми эпитетами отвести от этого внимание читателя (авось не заметит). Увы... Заметил. Остановился. Улыбнулся.

А теперь давайте думать. Сильно и напряжённо: то есть, по мнению Геращенко, на сотрудничество с Кирой Муратовой (народной артисткой Украинской ССР, лауреаткой полутора десятков самых разных кинопремий) способна любая бездарность? Ах проходимец Перевалов, ах мошенник, ах шарлатан бесталанный!

Обратим внимание ещё вот на что: Геращенко на протяжении текста несколько раз ссылается то на учеников, то на несостоявшихся учеников Анжея, которые будто бы что-то где-то ей говорили. Причём делает это с мастерством истинного конспиратора: ею упорно избегаются все фамилии. Вместо этого встречаем «...одному актеру-неудачнику...»,  «...вспоминает несостоявшийся абитуриент...» (нам что, на слово г-же Геращенко верить в её анонимные, а значит, очень сомнительные источники?). И что самое интересное – вышеупомянутая актриса, сотрудничавшая с Кирой Муратовой, в материале так и записана: «Другое порождение Махлина – актриса...». Но, несмотря на соблюдаемую Геращенко секретность, у «актрисы» есть имя – это Анна Бальчинос, дочь известного кинопродюсера Бориса Бальчиноса. Возможно, никто бы так и не узнал этой правды, если б не открытое письмо самой Анны одесским СМИ, где недвузначно опровергается вся та чушь, написанная Геращенко: «...Тут же начинается трагикомическая история с моим участием в фильме Киры Георгиевны Муратовой. Когда набиралась группа учащихся Театра-школы, сразу возникла идея создания собственного Актерского агентства, которое бы патронировало проблемы начинающих актеров. Поэтому когда меня находит помреж Киры Муратовой с предложением встретиться с оной на предмет съемок в её фильме, я передаю право проведения переговоров Андрею Игоревичу (Махлину – прим. А. Щ.) , который, в свою очередь, приглашает г-жу Муратову на наш актерский показ. Кира Георгиевна видит меня в работе и предлагает одну из главных ролей в своей новой кинокартине. После этого Андрей Игоревич связывается с актерским агентством Мосфильма и просит выслать образец договора, в котором была бы указана возможная сумма гонорара для такого случая. В это же время киногруппа вместе с Кирой Муратовой начинает оказывать на меня жесткое давление. Одно из условий моего участия в съемках, которое предлагает Мастер – не прерывать обучение в Школе. Кира Георгиевна, по идее, знающая, что такое учиться актерскому мастерству, ставит меня перед выбором: либо я продолжаю учиться, либо снимаюсь у нее в картине. Я выбираю учебу. После чего через некоторое время Муратова соглашается с расписанием моих занятий, которое предусматривает интересы обеих сторон. Но тут поднимается вопрос о гонораре и начинается полный бред. Муратова идет к директору Одесской киностудии Тамаре Яворской, та приглашает к себе Андрея Игоревича и говорит примерно следующее: либо вы отдаете девочку К. Г., либо завтра же вылетаете с территории киностудии. Мы идем к Яворской прояснять ситуацию. Параллельно - отказываемся от какого-либо гонорара вообще, объясняя К.Г., что дело не в деньгах, а в возможности учащихся и будущих актеров отстаивать свои интересы через Актерское агентство Школы в принципе. И что, несмотря на шантаж и давление, я согласна работать в картине, но - бесплатно. После этого разговора через несколько дней К.Г. передает мне через третьих лиц, что она больше не хочет снимать меня в своей картине. Вскоре я узнаю, что картина по каким-то причинам закрывается...»

Увлёкшись высокопарной демагогией и восторженностью собой как журналистки, Татьяна Геращенко просто не находит времени на обдумывание правдивости того, что залпами выдаёт её засорённый поток сознания.

Злостные критические высказывания по поводу постановок Перевалова перед одесским зрителем и журналистами почему-то совершенно не упоминают тот самый «Рождественский концерт» 1994 года  – премьеру по произведениям Ивана Бунина, который был заснят присутствовавшим на постановке Одесским Государственным областным телевидением и который дважды (!) транслировался на московском телеканале ТВ-6. Конечно же, не упоминается и то, что эту запись профессура ГИТИСа (РАТИ) приняла как дипломную режиссерскую работу Андрея Махлина с оценкой «отлично».

 

Изучая детально это «разоблачение подлого режиссёра», я к превеликому удивлению обнаружил, что у Геращенко есть, если можно так выразиться, своя черновая копия – все это время её преданно сопровождала коллега по стае Мария Гудыма (говоря откровенно, в несколько раз уступающая по таланту сквернословия первой, но всё же). И хотя, как я выяснил, «начальный выстрел» против Перевалова в 1998 году произвела Гудыма, всем телом на Переваловскую амбразуру бросилась именно Геращенко (нет, её коллега тоже пыталась, даже в несколько раз чаще, да только броски эти были столь неуклюжими и слабыми, что сейчас о Гудыме речь может идти лишь в контексте её последовательницы. Истинно - «ученик» превзошёл «учителя»). 

Но вопрос не в том, кто из них ярче и увереннее преподносил ложь читателю. Ведь куда интереснее понять, что же вынудило двух «Г» в определённый момент сгруппироваться и уже сообща, оглядываясь друг на друга и руководствуясь принципом «враг моего врага – мой друг», синхронно начать двухсторонний обстрел (хотя назвать его двухсторонним в прямом смысле слова сложно: «объединённые силы» преимущественно били в одну точку – в спину)…

Если с Гудымой в принципе понятно – у неё имелся «личный интерес» к режиссёру. После триумфального «Рождественского концерта» Анжей дал интервью журналисту газеты «Порто-Франко» Олегу Мельничуку и отказал при этом вышеупомянутой даме.

Что же тогда с причиной ненависти Геращенко? На первый взгляд, здесь дело обстоит посложнее. Но если внимательно посмотреть на само издание, где материал про Перевалова был опубликован, то всё очень-таки компактно и доступно раскладывается по полочкам.

Заметим, что статья была напечатана в первом номере газеты «Время Ч». А что является наиболее важным для дебютного выпуска? Конечно – обратить на себя внимание читателя. Но вот только как это сделать, к каким средствам прибегнуть: ко всем возможным или ко всевозможным – зависит исключительно от конкретного редакторского коллектива, от выбранной ими политики и установленной границы морали… К сожалению, в наше время всё больше и больше газет ставят перед собой задание «запомниться любой ценой», то и дело используя не те методы и играя не по тем правилам, при этом совершенно не боясь риска, едва открывшись, прослыть изданием с оттенком «желтизны». 

Крайне интересным является и название газеты. В военной терминологии «время Ч» - это  время начала военной операции. Оно устанавливается  в целях согласования действий и обеспечения одновременности нанесения удара различными родами войск. Вас это не наталкивает на проведение кое-каких параллелей? Просмотрите немногим выше ситуацию «Геращенко&Гудыма»…

Да вот же она, вот она причина Геращенковской ненависти – здоровые полководческие амбиции! Она чувствует себя гениальнейшим тактиком, истинным Наполеоном информационной войны: и военные коалиции создаёт, и тон в общении с «бойцами»-читателями использует диктаторски-трибунный, и… в конце концов терпит поражение. Несмотря на все усилия, несмотря на все изощрённейшие стратегии, Ватерлоо «её императорским величеством» Геращенко с треском проигрывается. А почему? Ответом на этот вопрос лучше всего послужит фраза героя Сергея Бодрова из хорошо знакомого всем фильма: «…Сила в правде. За кем правда, тот и сильней. Вот ты обманул кого-то, и что? Ты сильнее стал?..»

То-то же.  

 

Нет никакого смысла подробно рассматривать все материалы против Перевалова-Махлина, поскольку единственное, что коренным образом их отличает – это фамилии авторов.

Вся «истина», вся «аргументированность» накаляканного более чем за 10 лет абсурда чудесно видна на примере представленных выше текстов.

Да и какой, в принципе, правды можно ожидать от писак, обвиняющих в незаконной деятельности человека, у которого на руках были свидетельство о государственной регистрации предприятия городской коммунальной собственности “Одесский открытый театр-школа” за № 1192», распоряжение тогдашнего мэра Одессы Эдуарда Гурвица по назначению Перевалова директором, а также доверенность Московского Высшего театрального училища имени Щепкина и Гуманитарного института телевидения и радиовещания?

Для такого открытого лживого бреда надо либо иметь огромную смелость в совокупности с атрофированным мозгом, либо быть толстокоже невосприимчивым к понятию "журналистская мораль" и (если не волнует профессиональная этика) к элементарному человеческому чувству стыда.

 Не подействовала на них и прямая речь в защиту Перевалова, с которой выступил крупнейший российский театральный педагог, воспитавший несколько поколений современных актеров, профессор Московского Высшего театрального училища имени Щепкина Римма Гавриловна Солнцева. По телефону, в прямом эфире на 26 канале одесского телевидения, в программе, посвященной ситуации вокруг Школы Перевалова-Махлина в Одессе, Солнцеву спросили, есть ли полномочия у Андрея Игоревича набирать студентов на актерский курс. «Никаких сомнений тут нет, - ответила профессор. – У него все полномочия есть! Он приезжал в училище, разговаривал с ректором. Проректор, по-моему, имеет все официальные справки, которые нужны были. Всё подписано, всё договорено». И далее прокомментировала выпады «журналистов» в адрес Перевалова так: «А что касается клеветников, то они возникают всегда, когда человек оригинален, когда он одержим, когда он не похож на других и когда он одержим одной идеей, причём идеей прекрасной! Этот человек очень способный, талантливый, я бы сказала, поэтому меня не удивляет клевета, она всегда сопутствует таким людям».

 

 Ну да пёс с ними, с этими стервятниками, кружащими более десяти лет вокруг одного и того же человека и ожидающими момента, когда можно будет намертво вцепиться в ещё тёплую плоть.

Ведь намного важнее вопрос  другой: почему же, из-за чего, а самое главное – из-за кого подобная ситуация имела и до сих пор имеет место быть. Можно предположить, что Союз Театральных Деятелей нашего города (при содействии которого Министерство образования Украины написало жалобу на Перевалова) содрогнулось до ужаса даже от мысли, что вообще такое реально: уступить кому-то хоть одно малюсенькое пёрышко от пригретого ими места под крылом у городских властей? Конечно, можно. Можно ли предположить, что Татьяна Геращенко, решившая развернуть кампанию по захвату информационных территорий, начальным этапом плана видела удар по Перевалову, таким образом затрагивая сразу три географические точки: Одессу, Москву и Санкт-Петербург (последнее местожительство Анжея)? И это можно! Да предполагать можно вообще всё что угодно. Но только мне кажется, что объяснение кроется в ином. Извините за некоторую фривольность, но ради благородной цели не могу не привести дословно выражение уже, к печали, покойного  Александра Пятигорского, профессора, доктора наук, знаменитого философа и востоковеда:

(тихо, задумчиво) «Главная особенность России - не воровство, не глупость, не коррупция, не злоба, не хамство, не тщеславие, не невежество... Главная особенность России (вдруг переходит на крик) - это х**ня ! Всякая х**ня!»

 Из всего отрывка, по моему мнению, в корректировке нуждается лишь одно слово: «Россия». Пятигорский, видать, случайно оговорился (ну, возраст, невнимательность и всё

такое – на тот момент ему было 80 лет) и вместо Одессы по ошибке назвал эту гигантскую клетку для опытов доктора В. В. Путина.

 Нет, ну правда – это ведь самая яркая и самая точная характеристика нашего города! С этого момента предлагаю городской администрации ввести её как эпиграф ко всем путеводителям по Южной Пальмире.

 Но если по делу, то ничего смешного или даже забавного в этом нет. До тех пор, дамы и господа, пока все жители Одессы (и ваш покорный слуга в том числе – чего уж там) не перестанут страдать этой самой «всякой», у нас так и будет полуэкспонатом стоять когда-то выдающаяся киностудия, так на неопределённый срок в коматозном состоянии останется одесский КВН, и так же, как прежде, мы будем дикарскими подозрительными взглядами пожирать любого, кто приехал сюда, чтобы создать в Одессе хоть что-то положительно значимое и долговременное, не ограничиваясь какими-то единичными гастролями, семинарами и пресс-конференциями.

 А пока что Анжей Перевалов снова возвращается в наш город. Что же одесситам выбрать: эстетическое наслаждение от Фестиваля романтического искусства «Морские столицы мира» талантливого режиссёра и организатора или ожидание новых ядовитых опусов от Геращенко и К° – это уже пускай каждый для себя решает сам.


Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество
1 0
Все интервью