Миллионы в рамках и руинах, или Источник вдохновения и богатства народов

12.09.2013 в 09:52:02
Культура
1 0

Отец экономической науки, шотландец Адам Смит, выясняя «природу и причины богатства народов», в одноименной книге (1776 г) пришел к выводу, что: «Общий капитал всех членов нации увеличивается таким же образом, как и капитал отдельного лица: в результате постоянного накопления и добавления к нему того, что они сберегают из своего дохода». При этом самым надежным источником размещения капитала и извлечения дохода экономист-классик считал покупку земли или выдачу ссуд под проценты. Директор Одесского художественного музея В. А. Абрамов советует дальновидным правителям в целях «роста благосостояния народов» вкладывать средства в произведения искусства: музейные экспонаты ежегодно растут в цене на 18 %. Даже надежнее, чем в банке: рост стоимости гарантирован, независимо от коллизий, которые переживает экономика страны.

И действительно, мы редко об этом задумываемся, но с одной стороны, собрания наших музеев составляют огромный капитал и несомненное богатство нации. С другой стороны, это средство привлечения туристов и повышения привлекательности города, то, чего так желают и о чем так много говорят наши власти. Ведь не секрет, что европейцы приезжают к нам в большей степени не ради сервиса и лазурных морских берегов, – они хотят ближе узнать историю, культуру, традиции бывших стран и городов «железного занавеса».

Не последнюю роль здесь играют музеи. Например, Одесский художественный музей (ОХМ) – один из самых посещаемых музеев города. По словам сотрудников, в летний период количество визитеров может достигать 2000 человек в день. У иностранных туристов коллекция музея пользуется особым вниманием: в сентябре у ОХМ запланировано обслуживание 52 круизов с зарубежными гостями. В дневнике друзей музея этим летом оставили отзывы жители самых разных регионов: Каталонии, Германии, Сибири, Житомира.

Сейчас в художественном музее проходит выставка, посвященная 110-летию основания «Картинной галереи Александра Петровича Руссова». Ее уникальность в том, что впервые одновременно выставлены все картины из коллекции Руссова, которые хранятся в фондах музея.

«Это настоящий учебник по истории искусств, позволяющий зрителю оказаться на рубеже XIX-XX веков и увидеть целостно жизнь людей того времени», – отмечает координатор выставки Е. В. Жулицкая. В сюжетах зритель – противоречия, проблемы и чувства людей той эпохи. Например, одна из картин Попова рисует нам богато убранную гостиную, за роялем сидит слегка смущенная девица, рядом с ней – чуть напыщенный молодой человек. На первый взгляд, это пара молодых дворян в часы досуга. Но всмотревшись внимательнее в их лица, позы, интерьер комнат, мы поймем, что это – слуги, которые на короткий миг прикоснулись к барской жизни. И действительно, «В отсутствие господ», – так называется эта картина, и теперь мы уже точно понимает, почему девушка так неловко сидит за роялем, а парень уж очень старается казаться важным.

Впечатляет портрет самого создателя картинной галереи

Потомственный почетный гражданин и вице-президент Одесского общества изящных искусств, Александр Петрович Руссов (1847 – 1908) в течение более чем двадцати лет собирал произведения отечественного изобразительного искусства. Его отец, Петр Степанович – участник Крымской войны, позже – городской голова Аккермана, составил капитал на овцеводстве, виноделии и виноторговле, владея землями в Бессарабской и других губерниях. Александр Петрович родился и жил в Одессе, проявил недюжий талант предпринимателя и значительно приумножил наследство отца. Он владел в Одессе крупной недвижимостью, строил целые кварталы, в основном роскошные доходные дома.

Постепенно приближалась к реализации одна из главных целей жизни Руссова: «…Я неустанно собирал все, что находил лучшаго и выдающагося среди произведений русских художников и собрал довольно большую по количеству (свыше 850 полотен), и весьма ценную в качественном отношении, коллекцию картин».

Собирая свою коллекцию, Руссов отдавал предпочтения академической живописи. Однако стоит отметить особое чутье Александра Петровича, он приобрел и раннюю работу Кандинского – будущего всемирно известного лидера абстрактного искусства.

Чтобы сделать коллекцию доступной широкой публике, в 1903 было построено здание галереи площадью 3150 кв. метров на улице Торговой. По словам исследователя культурной истории нашего города, директора ОХМ, галерея Руссова представляла собой крупнейший музей того времени, по многим техническим решениям почти не уступающий современным музеям. В здании предусматривалась сложная система дневного и вечернего освещения. Отдельно выделялось помещение под конференц-зал на 500 мест, предусмотрены как мастерская, так выставочный зал для проведения аукционов-продаж работ молодых художников. Строительство и отделка галереи обошлись Руссову в 750 тысяч царских золотых рублей, сама коллекция картин оценивалась в миллион рублей.

Вместе с ростом благосостояния предпринимателя рос вклад семейства Руссовых в развития родного города. Руссовы активно способствовали укреплению яхтенного спорта в Одессе: учреждались именные стипендии для воспитанников Училища торгового мореплавания, создавались парусные кружки, где любой горожанин мог овладеть разными морскими специальностями и навыками.

Сегодня наряду с успехом Александра Петровича мы видим драму Руссова: здание галереи погибло во время войны, судьба более чем 700 картин его галереи совершенно неизвестна. Величественный когда-то дом Руссова по улице Садовой недавно пережил пожар и ныне погребен под унылой и дырявой тканью.

Сегодня невозможно не заметить, что и фасад Одесского художественного музея остро нуждается в реставрации. Кроме того, в летний период в залах стоит высокая температура, и если посетители еще могут как-то приспособиться, то для полотен это просто губительно: для сохранности экспонатов температура в помещении не должна превышать 18 градусов.

Фондохранилища музея также требуют серьезного ремонта, установки систем вентиляции и кондиционирования: ведь именно туда после выставки снова уйдут картины Айвазовского, Саврасова, Левитана, там хранятся и многие другие бесценные произведения искусства. Печальный прецедент уже был не так давно: прорвало водопровод в зале декоративно-прикладного искусства. Сейчас там идет ремонт, но многие экспонаты пришлось экстренно спасать.

Особо следует отметить ситуацию с пополнением фондов музея. Как свидетельствует директор Абрамов, до 1989 г. работники всех музеев отслеживали рынок произведений искусства по своему профилю и имели право выбрать для покупки тот или иной экспонат. Решение о покупке принималось закупочными комиссиями, финансировалось государством. Сейчас у музея совершенно нет возможности пополнять фонды произведениями современных мастеров. Образуется информационно-эстетическая пустота, разрушается основная задача существования музея – давать зрителю комплексное представление о течениях и направлениях в искусстве, без временных провалов. Стоит упомянуть зарубежную практику: западные музеи, находящиеся в государственной или муниципальной собственности пополняют свои собрания за счет соответствующих бюджетов. У нас такая практика отсутствует более 24 лет.

А меценаты, есть ли Руссовы, Маразли в наши дни?

Портрет сегодняшнего потенциального мецената, претендующего на звание почетного гражданина города, больше достоин звания «почетный член Одесского Привоза». Любой акт участия в делах города такой человек страстно стремится обратить себе на пользу или превращает самое малое действие в грандиозную PR-акцию, или мастерски торгуется и требует от города ощутимых благ взамен. Не редки случаи, когда чиновник, выполняя по сути свои непосредственные обязанности, выдает их за балготворительность.

Современные мастера, художники Одессы тоже неохотно сотрудничают с музеем. Они больше настроены на сиюминутные заработки, реализуют картины частным коллекционерам и не готовы передавать свои произведения обществу безвозмездно. Лишь немногие, дальновидные художники передают работы музейным коллекциям, понимая, что так их имя и картины остаются надолго в памяти людей и приобретают со временем значительно большую ценность. Например, один из немногих дарителей, одесский художник Юрий Егоров каждый год передавал музею по одной своей картине. Художника, увы, уже нет в живых, но сейчас в ОХМ выставлена большая коллекция работ мастера.

Отметим, что в следующем году ОХМ исполниться 115 лет со дня основания. Хочется верить, что к этому времени власти и общество примут должное участие в решении его острых вопросов.


Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество
1 0
Все интервью