От кого и чего зависит цена бензина?

25.09.2006 в 19:04:59
0 0

Ситуация на рынке бензина несколько стабилизировалась, кризис миновал, хотя особых поводов для радости всё же нет. Колебания цен всегда тревожны, так как в Украине это происходит по известному «сценарию»: цены «взлетают» вверх, потом (когда в стране или регионе наступает эдакий шок!) – небольшое снижение, после чего цена стабилизируется уже на новой «высоте». В результате подобных кризисов, которые как бы «уходят в прошлое», стоимость бензина неуклонно растёт вверх. Почему так получается и можно ли как-то повлиять на ситуацию регуляторными или социальными методами – в рамках полномочий власти?

:Бензиновый «напряг» в Украине, в том числе – в Одесском регионе, начался в конце июля. Цены, в среднем, «взлетели» на гривну – с 3,5 до 5 грн (учитывая «плюс-минус» для разных регионов). В Одессе и области стоимость бензина тоже возросла, хотя и не так высоко, как в некоторых других регионах страны.

Пару дней этого как бы не замечали, но шила в мешке утаить не удалось. Первым «поднял тревогу» депутат Одесского горсовета, член Партии регионов, самый молодой «народный избранник» Алексей Гончаренко (член постоянной депутатской комиссии по планированию, бюджету и финансам). На своей пресс-конференции он выразил озабоченность состоянием дел на рынке светлых нефтепродуктов в Одесской области. Депутат отметил, что большинство заправочных станций города, контролируемые четырьмя операторами, в течение нескольких дней «взвинтили» цены на бензин (ценовой диапазон составлял от 4,29 до 4,60 грн). Он упомянул компании «Лукойл», «Веста-Сервис» (бренд «ТНК»), «Фора» (АЗС «Добро») и «Укрнафта».

Алексей Гончаренко заявил, что за рынком нефтепродуктов сегодня нужен «глаз да глаз», тем более, что рыночные законы в этой сфере несколько «искажены». По мнению депутата, необходимы государственные методы регулирования данного рынка, однако при этом рычаги влияния находятся в руках центральной власти. «Это один из тех рынков, которому, безусловно, должно уделяться пристальное внимание со стороны государства. Рынок нефтепродуктов стремится к укрупнению. Крупным компаниям выгодно поглощать мелкие – и объединяться», – подчеркнул он.

Роль же местного самоуправления, по словам Алексея Гончаренко, заключается «в привлечении к данному вопросу внимания центральной власти, имеющей прямые рычаги воздействия». И депутат эту свою функцию попытался выполнить: он подчеркнул, что направил обращение в Одесское территориальное отделение Антимонопольного комитета Украины (АМКУ) – с тем, чтобы специалисты АМКУ получили объяснения от операторов рынка нефтепродуктов.

:В Украине уже в первой декаде творилось что-то невообразимое. Средняя цена литра бензина марки АИ-95, например, в Донецкой области достигла 5,2 грн. Согласно сообщению министерства экономики, это абсолютный рекорд средней цены на бензин марки АИ-95 за всё время существования украинского рынка нефтепродуктов. В Черниговской и Житомирской областях 95-й бензин вообще исчез из свободной продажи. Несколькими днями позже в Днепропетровской и Запорожской областях из свободной продажи исчез бензин самых популярных марок АИ-95 и А-92. В других регионах также сохранялась напряжённая ситуация со свободной продажей бензина.

Нефтетрейдеры объясняли свою позицию – увеличение расценок на топливо – ростом цен на сырье. Например, пресс-служба ОАО «Нефтехимик Прикарпатья» заявила, что «нефть с начала месяца достигла рекордного показателя в 80 долларов за баррель. В этой ситуации удерживать цены невозможно». А один из донецких трейдеров (информация «Корреспондент.net») – компания «Донецк Ойл Сервис» – сообщила: «Относительно дешёвое горючее поставляют с Лисичанского и Кременчугского НПЗ, но оно идёт, прежде всего, к джобберам этих компаний. Теперь же цена бензина превысила психологический барьер в один доллар, мы ожидаем определённый отток клиентов».

:В середине августа Антимонопольный комитет, фактически, дал ответ на запрос депутата Алексея Гончаренко. На своей пресс-конференции глава Одесского территориального отделения АМКУ Евгений Бутин заявил, что рост цен на бензин в Одесской области обоснован – и связан с повышением стоимости нефтепродуктов на оптовом рынке. При этом рост цен на розничном рынке значительно ниже, чем на оптовом (8-10% против 15-20%). По утверждению Евгения Бутина, это объясняется опасениями нефтяных операторов, что в случае резкого увеличения стоимости нефтепродуктов на заправках заметно понизится уровень продаж. На рынке ГСМ в регионе работают около 40 операторов, крупнейшими из которых являются «Лукойл», «ТНК» и «Укрнафта», при этом цены у операторов разные.

:Специалисты управления экономразвития и евроинтеграции Одесской облгосадминистрации, в ответ на вопросы «Репортёра» о методах влияния на кризисную ситуацию на бензиновом рынке, отметили, что рычаги управления (если таковые имеются) находятся лишь у центральных органов власти. Местная власть обязана контролировать исполнение законов – либо (как АМКУ) бороться за честность конкуренции.

:Центральная власть, в поисках выхода из тупика, нашла кое-какие «рычаги». (Отметим, что рычаги эти, к сожалению, имели не регуляторный, законодательно прописанный, а вполне форс-мажорный характер).

Реагируя на резкий рост цен на топливо, Минтопэнерго 12 августа согласовало с собственниками большинства украинских АЗС предельные розничные цены на бензин АИ-95 (на уровне 4,7 грн за литр) и дизтопливо (4,1 грн). А вскоре после этого, 21 августа, Кабинет министров и руководители предприятий и компаний – участников отечественного рынка нефти и нефтепродуктов – подписали меморандум о партнёрстве, в котором определили взаимные обязательства по обеспечению «стабильной и прозрачной работы рынка нефти и нефтепродуктов на долгосрочную перспективу». Руководство Минтопэнерго в конце августа договорилось с трейдерами о снижении к 10 сентября розничных цен на бензин АИ-95 до 4,6 грн за литр, на дизтопливо – до 4,05 грн.

Министр топлива и энергетики Юрий Бойко заявил журналистам, что тенденция к снижению цен на нефтепродукты сохранится на протяжении сентября. Это связано с падением цен на нефть на мировом рынке (зафиксированном в сентябре), а также удешевлением бензина, импортируемого в Украину. Кроме того, министр сообщил, что в развитие меморандума, подписанного с представителями нефтеперерабатывающих предприятий, правительство разработало ряд законопроектов, «которые делают инвестиционный климат более мягким для собственников нефтеперерабатывающих предприятий». В частности, будет предложено ввести нулевую ставку на импортируемое оборудование и нулевой НДС при ввозе оборудования, предназначенного для модернизации нефтеперерабатывающих предприятий.

В сообщении Минтопэнерго от 12 сентября (со ссылкой на данные консалтинговой компании «Ukrainian Petroleum Consultants», UPECO, Киев) заявлено, что средняя цена бензина АИ-95 на автозаправочных станциях страны снизилась до 4,62 грн за литр, на дизтопливо – до 4,05 грн за литр.

:Ситуация на мировом рынке нефти выглядит пока оптимистичной для рядовых потребителей нефтепродуктов. По данным на 25 сентября, впервые более, чем за полгода, цены на нефть упали ниже 60 долларов за баррель («Корреспондент.net» > «РБК-Украина» > «Би Би Си»). Резкий спад цены связывают с тем, что сократилась возможность применения санкций против Ирана, являющегося одним из крупнейших поставщиков нефти на мировые рынки.

(Опять же отметим неприятную явную зависимость наших цен на бензин – даже в Одесской области! – от политической ситуации в мире; а также отсутствие реальных рыночных рычагов влияния на ситуацию у государственной власти, центральной или региональной).

:Ниже приводим комментарии членов постоянной депутатской комиссии Одесского областного совета по вопросам ТЭК, энергосбережения и ЖКХ, данные «Репортёру».

:Депутат облсовета (Партия регионов), зампредседателя комиссии Анатолий Иванов:

- В Одесской области – зеркальное отражение ситуации в стране. Я был в Донецкой и Днепропетровской областях, там цены были ещё выше. В Одесской же области цены «диктует» компания «Лукойл». Нефтепродукты высоки в цене за счёт доставки к месту продажи.

Ситуацию нужно разрешать на политическом уровне. Сегодня, из-за «антироссийской» позиции власти, державшейся в течение года, добиваться позитивного результата очень сложно. Теперь необходимо задействовать политические, дипломатические «рычаги».

В преодолении кризиса должны участвовать все ветви власти. Есть мораторий Верховной Рады на повышение цен на энергоносители и тарифы в ЖКХ. Но он игнорируется.

На сессии областного совета мы приняли постановление об обращении к Верховной Раде с призывом следить за соблюдением положений моратория о неповышении цен на энергоносители и тарифы ЖКХ. Может быть, нужно компенсировать потери коммерсантов за счёт субсидирования или понижения процентной ставки…

Но участники рынка, как правило, являются коммерческими структурами, акционерными обществами и т.п. Сложилась ситуация, когда у государства очень мало возможностей влиять на ситуацию, а у регионов – практически нет.

:Депутат облсовета (Социалистическая партия Украины), секретарь комиссии Александр Федчун:

- Ситуация сложная – из-за того, что цены были слишком занижены. Теперь они резко выросли, дойдя до объективной планки. Меморандум, подписанный между властью и нефтетрейдерами, будет выполняться – если будут исключены все спекулятивные моменты: то есть, каждый будет зарабатывать свой процент, чтобы работать не в убыток, но не будет ловить «сверхприбыли».

У государства, к сожалению, нет возможностей регулировать данный сегмент рынка. Власть лишь может контролировать – чтобы никто не имел «сверхприбылей».

Отмечу также, что топливный кризис – очередной удар по региону. Вновь повторилась ситуация: как только уборочная кампания – сразу повышение цен на топливо… Хотя, думаю, в этот раз Одесская область выдержит…

:Вышесказанного достаточно, чтобы уяснить неприятно удивительную и, тем не менее, реальную картину: 1.) нелицеприятные высказывания президента Ирана Ахмадинеджада способны весьма негативно повлиять на уборочную кампанию даже в Березовке и Раздельной, не говоря уже о бензиновом рынке Одессы; 2.) украинские власти лишены возможности регуляторно влиять на ситуацию на рынке бензина и имеют лишь форс-мажорные рычаги исправления ситуации; 3.) уповать остаётся на изворотливость нашего Кабмина и принципиальность специалистов Антимонопольного комитета – а также на собственные заработки (здесь, впрочем, необходим анализ общей экономической ситуации в стране)…


Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество
1 0
Все интервью