Легенды и дебри Адмиральского проспекта ФОТО

26.11.2013 в 10:40:00
Архитектура
1 0

Адмиральский проспект – одна из самых узнаваемых улиц Одессы. Зеленая полоса и симпатичные двухэтажные коттеджи разительно выделяют его на фоне однообразных спальных районов. Безо всякого зодчества и декораций здесь красиво и уютно, хотя речь идет об одной из самых загруженных трасс города. А еще Адмиральский – это отдельная глава в градостроительной истории Одессы. Последняя страница вскоре будет перевернута, и проспект окажется совсем другим. Но его история стоит того, чтобы ее помнили и повторяли в других местах.

Дружная стройка

Адмиральский проспект – это плод совместных усилий группы лиц, которые в очень тяжелых условиях стремились сделать свою жизнь лучше.

Сразу же после войны в СССР наряду с восстановлением уничтоженных городов началась кампания по строительству нового жилья для рабочих. Эвакуированные предприятия возвращались на прежнее место, и их работников нужно было быстро и недорого расселить. Самым удобным вариантом оказались временные бараки, а также двух-трехэтажные коттеджи с маленькими, но отдельными квартирками. Эти дома были небольшими, не нуждались в толстых стенах и прочном фундаменте, да и построить их могли сами рабочие. Достаточно было, чтобы архитекторы разработали несколько типовых проектов домов, а главный архитектор «нарисовал» типичный «сталинский» план поселка – шахматную доску со стройными рядами домов, школой и, конечно же, клубом.

Все это в тысячах копий воспроизводилось по всей стране. В Одессе за планировку доброй половины рабочих поселков отвечала Ольга Драгомирецкая. Поселок Судоремонтого завода №1 вдоль улицы Адмиральской – тоже ее рук дело.

Сам план был делом нехитрым, большей проблемой оказывался поиск места. СРЗ находился на Пересыпи, поэтому поселок было бы уместно построить в районе будущего поселка Котовского. Однако в итоге остановились на участке в районе 5-й станции Фонтана, куда было удобнее подводить коммуникации. Впоследствии председатель областного Союза архитекторов Иван Котков назовет это большой ошибкой, ведь рабочим приходилось ездить на предприятие 10 км, да еще и через весь город.

Неудобно, конечно, но и время было суровое. Большую часть расходов по строительству взял на себя Судоремонтный завод. Государство на первых порах помогло стройке военнопленными – румынскими, немецкими и венгерскими солдатами.  После войны их в городе оказалось 12 тысяч. Большинство трудилось над восстановлением порта и других предприятий. Несколько бригад отправили и на строительство поселка «Судостроитель». По данным историка Александра Юнгмайстера, немецким специалистам принадлежит, в частности, проект домов вдоль нынешнего проспекта – уж очень они похожи на добротные дома фермеров Восточной Пруссии.

Правда, к 1950 году почти все военнопленные покинули Одессу, а поселок «Судостроитель» активно застраивался до 1959 года. На работах широко использовался труд будущих жильцов района. По выходным и летними вечерами рабочие и члены их семей месили цемент, укладывали ракушечник, собирали кровлю, штукатурили, красили. Конечно, им было тяжело, но люди работали вместе и были уверены в результате. Наверное, куда хуже приходится современным «инвесторам», которые сами по себе работают на двух работах, постоянно рискуя оказаться ни с чем, а затем отдают деньги застройщику, который построит или не построит дом лет так через пять.

Ода простому человеку

Простой и непосредственный человек, который не претендует на многое, а спокойно живет, творит и воспитывает детей, сегодня оказался на грани исчезновения. Вместе с ним уходят в прошлое четкие жизненные ориентиры. Но 50 лет назад  все было немного иначе. И Адмиральский проспект – памятник тем старым и добрым временам.

Эпоха Хрущева была временем торжества простого человека. Ему давались большие возможности для развития, и если он преуспевал, то мог претендовать на скромное потребительское счастье, которое тогда было в новинку. Вот история со страниц газеты «Знамя коммунизма» от 14 января 1959 года. Репортаж называется «В одном рабочем поселке».

«По улице Корабельной, дом 2 (ныне ул. Лунина – авт.), в 11-й квартире живет Михаил Иванович Шульгин, мастер второго механического цеха. Его жена, Нинель Петровна, работает в СКБ-3, дочь Тоня учится в 4-м классе средней школы тут же, в поселке. Семья занимает отдельную квартиру из двух комнат и кухни. Шульгина-младшая с гордостью показывает нам телевизор,  приемник, рассказывает устройство холодильника, стиральной машины. Михаил Иванович и его жена до недавнего времени были рядовыми рабочими. Без отрыва от производства окончили машиностроительный техникум. Теперь она - конструктор, он - один из лучших мастеров завода».

Характерной чертой того времени был интернационализм. Люди легко переезжали в другой город, другую республику. В поселке судостроителей, например, оказалось много литовцев – специалистов с верфей Клайпеды. Примечателен список рабочих, трудившихся в 1958-59 годах над сооружением одного из домов. Среди них были каменщики Ванюшкин, Коваляускас, Павлячучкас, штукатуры Соловьев, Байдан, Ионикас, Карачаускас, плотники Семерецкий, Талпа, Рудюк, Коваль, электрики Гридин, Марцафей, Гринберг, бетонщики Мозговой, Милевский, маляры Мамонт, Ташмикович и Шевчук.

К 1959 году, когда поселок уже сформировался по изначальному проекту Ольги Драгомирецкой, здесь было около 200 домов, как индивидуальных, так и рассчитанных на 8-16 квартир. Общая жилая площадь поселка составила 30 тыс. м., население – более 3,5 тыс. человек. Учитывая отдаленность от города, для них была создана развитая социальная инфраструктура: кинотеатр «Вымпел» на 400 мест – один из лучших в городе, поликлиника, столовая, школа, бани,  отличная библиотека и детские сады. В отличие от застраиваемых тогда улиц Фонтана, а позже и Черемушек, в поселке не было проблем с магазинами. Помимо продуктов и промтоварной мелочи, здесь можно было купить мебель и книги, в том числе специальную литературу.

 

Улицы поселка назывались близкими и родными для рабочих словами -  Судостроительная, Мачтовая, Палубная, Танкерная, Доковая, Новаторов. Также появились улицы, названные в честь контр-адмирала Николая Лунина и освободителя Одесского порта генерала Ильи Швыгина. Единственным партийным вмешательством в топонимику района стало переименование в 1961 году главной улицы Адмиральской в проспект Патриса Лумумбы – в честь борца за независимость Конго (по версии Кремля).

Кстати, до войны на месте будущего поселка «Судостроитель» находились сады и огроды. Посреди пустыря с незапамятных времен стоял ветхий деревянный домишко. Впечатление он производил удручающее и жалостливое, оттого в народе избушку, а с ней и весь район прозвали «хатой Шевченко». Это занятное обстоятельство служило аргументом в пользу того, что при социализме жить людям стало лучше и веселее.

Высотки наступают

В архитектуре и градостроительстве красота требует капиталовложений. Если средств нет, а общество слишком бедно, чтобы думать о возвышенном, то красоте приходится потесниться. Наверное, для этого правила есть множество исключений, но на Адмиральском проспекте все обстояло именно так.

Появившись как выселки на окраине, «Судостроитель» обрел свое скромное обаяние, которое притягивает одесситов до сих пор. Но город рос, и вот, уже через 20-30 лет проспект Патриса Лумумбы оказался в самом центре огромного мегаполиса, растущее население которого нужно было где-то селить. Как решить проблему места, транспорта, качества жилья? Крупные города Европы в это время обзаводятся городками-спутниками, но в СССР такой возможности не было. Удобнее было просто сносить старые дома, заменяя их на высотки. В Одессе такая практика началась в 70-х и продолжается по сей день.

Из 200 домов поселка «Судостроитель» сегодня уцелела лишь половина, а вид его сильно изменился. Уже в начале 60-х к проспекту Лумумбы «пристраиваются» 5-этажные Черемушки. Ближе к улице Краснова на свободных от застройки местах появляются мрачные общежития, где селят новых сотрудников СРЗ.

С другой стороны поселка, ближе к Фонтанской дороге, также строятся «хрущевки», а впоследствии к ним присоединяют первые 9-этажные дома. Здесь дают квартиры военнослужащим, ведь неподалеку расположен Институт сухопутных войск.

Всего между Фонтанской и Судостроительной было построено три 9-этажных спецпроекта, каждый из которых был снабжен магазином сети «Военторг». Одновременно начинается вторжение высоток непосредственно на территорию поселка. Новые дома в глубине кварталов, на Лунина, 7а и 7б и Доковой, 16, появляются на месте сноса. При этом на каждый ликвидированный метр жилплощади приходится восемь новых. Вскоре огромная «клюшка» на Гераневой, 2, окружает сквер кинотеатра «Вымпел».

 

   

Уже в 2000-х годах строятся жилые комплексы на Палубной, 9 и 12, Мачтовой, 17. Ради них также были снесены жилые дома и даже детский садик. Местные жители при этом не проиграли: застройщик корректно отселил людей, предоставив им хорошие квартиры в новых домах. Скандалов наподобие «климовских» здесь не возникало.

В последнее время основной интерес девелоперов сосредоточен на участке Швыгина-Краснова. Здесь одно здание уже реконструировано в жилой дом, а по соседству, на Швыгина, 34г, всего в десяти метрах от старых домов строится пятиэтажка.

 

Пространство легкого хаоса

Комфортное городское пространство может создать и поддерживать лишь цивилизованное общество, в котором есть четкие ориентиры и развитые потребности. Иначе получается хаос. В природе и космосе хаос – явление невиданной красоты, но рациональное человечество пока не научилось совладать со столь великой стихией. Поэтому хаос – это просто хаос. В частности – в дебрях Адмиральского проспекта.

Благодаря своим коттеджам разных цветов, дружно выстроившимся вдоль дороги, Адмиральский проспект очень любим многими горожанами. Как его только не называют: и «милым», и «симпатичным», и «няшным». В это охотно верится, когда проезжаешь или проходишь мимо, но в глубине своей поселок «Судостроитель» превратился в захолустье.

Во-первых, стройная планировка кварталов стала запутанным лабиринтом заборов и гаражей, которых здесь величайшее множество. Пройти можно далеко не везде, так что вполне можно поиграть в «Сталкера».

Во-вторых, если вдоль дороги квартиры выкупили предприниматели и люд побогаче, то вдалеке по-прежнему живут бывшие судоремонтники. Дома здесь часто неухоженные, зато со множеством пристроек произвольной формы и цвета. Тут и там разбросаны уродливые сараи. Все это – следствие дефицита жилплощади.

 

Отдельная песня – это улица Швыгина. Пожалуй, самая удивительная улица в Одессе. По сути, это грязный проезд между гаражами, на который и выйти-то можно не везде. Вокруг заборы, дома, гаражи, и просто не верится, что когда-то здесь все планировалось «под линеечку».

Говоря о пространстве, невозможно не отозваться о людях. В районе Гераневой и Краснова находятся общежития. Местные «парубки» в спортивных костюмах не вызывают большого доверия, во дворах много собак. Думается, что новым обитателям строящегося дома на Швыгина, 34г жить здесь будет немного неуютно.

 

В целом, часть поселка, расположенная в Малиновском районе, производит впечатление не самого благополучного места. Напротив, в Киевском районе, картина куда приятнее. Но ведь именно здесь большинство коттеджей уже снесено.

Необустроенность поселка, бедность его жителей, дешевизна недвижимости и низкая плотность застройки делают его невероятно привлекательным районом для реконструкции. «Судостроитель» строился как скромный мир простого человека, и по мере того, как это понятие деградировало, приходил в упадок и он сам.

Что не можем потерять?

Хотя ближайшее знакомство с окрестостями Адмиральского проспекта позволяет выявить некоторые малоприятные стороны, здесь немало и такого, что представляет большую ценность.

Прежде всего, это «юнкерские» коттеджи вдоль дороги. Даже там, где из-за них выглядывают высотки, они создают особый облик улицы – приятный и ни на что не похожий. Кроме того, интересные постройки есть и на малых улицах.

Всего в поселке можно увидеть коттеджи семи типов. Например, на улице Судостроителей находятся изумительные дома с балконами по бокам и красивой лоджией по центру. Даже притом, что хозяева всячески оприходовали эти площади, дома сохраняют особый шарм.

Интересны также угловые дома. Двухэтажки 1953-54 годов постройки на перекрестке Адмиральского и Лунина хороши своими плавными, почти барочными очертаниями и замечательными балконами. Вместе они создают гармоничный ансамбль – эдакий провинциальный городок на средиземноморском берегу Франции.

 

Замечательны и дома на углу Адмиральского и Судостроительной (такой же есть и на Швыгина). Их архитектура – это эссенция старой Молдаванки, существовавшей еще до войны. Очень необычно смотрятся и три деревянных дома на Новаторов, 5.

 

Как мы уже показали, обществу с ограниченными возможностями проще всего взять и снести эти маленькие и старенькие домики, предварительно доведя их до состояния клоповников. Но в более цивилизованной фазе люди стремятся сохранить следы прошлого. В принципе, все перечисленные дома можно перепланировать и с успехом превратить в резиденции, представительства, мини-отели. Прочие же коттеджи – снести, заменив постройками средней этажности.

Но в наших реалиях Адмиральский проспект, скорее всего, будет хищнически реконструирован, как только проснется рынок недвижимости. Судя по всему, произойдет это нескоро, так что у нас есть время подумать. В противном случае здесь появится дубль улицы Маршала Говорова, ради которого Адмиральский проспект еще и расширят. Проблему пробок это не решит, зато Одесса утратит еще одну толику своеобразия.

 

   

Михаил Мейзерский


Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество
1 0
Все интервью