Cколько людей живет в Одессе и зачем нам это знать

03.10.2013 в 20:20:44
Общество
1 0

Считается, что статистика – это не то, чем можно заинтересовать девушку на первом свидании. Да и в кругу друзей на рыбалке о ней лучше не говорить. Цифры навевают тоску, и дело тут не только в природе арифметики, и уж тем более не в нашем IQ. Та статистика, которую предлагают официальные органы украинцам, абстрактна и зачастую мало связана с действительностью. Это показатели, служащие для контроля за показателями. А вот настоящая статистика – если бы мы ее вдруг узнали – была бы неожиданна, забавна и… имела бы серьезные политические последствия.

Бесконечная перепись 

В теории, государство должно обеспечивать мир на некой территории и создавать условия для взаимовыгодного сотрудничества людей. Например: вы нам налоги, мы вам – школы и пенсии. В таком случае, государству важно знать, кто и в каком количестве в нем проживает. В зависимости от этого чиновники решают, кому и куда направить ресурсы, где есть проблемные точки управления. Это настолько важно, что в большинстве стран мира каждые 10 лет или даже чаще проводятся переписи населения – глобальный социологический срез всех вместе и каждого по отдельности. 

В Украине последняя перепись проводилась в 2001 году. Новую перепись, согласно рекомендациям ООН, наметили на 2011 год. Затем ее дважды отклкадывали, а вот недавно г-н Азаров подписал указ о третьем переносе мероприятия — уже на 2016-й. Получаем промежуток между переписями в 15 лет. Во всем мире лишь дюжина стран позволила себе выдержать столь длительный интервал. Это, например, Ангола, Сомали, Афганистан, Узбекистан. 

Увы, но приходится сделать вывод, что перепись для властей неважна и неинтересна. Предлагаю пойти дальше: это подтверждает, что украинская государственность еще не доросла до того уровня, чтобы интересоваться своими подданными. Сегодня ее главная функция – удержать власть и некую стабильность, по возможности поддерживая существование деградировавших социальных институтов. Перепись – это отчетность «для галочки», которую лучше провести после президентских выборов, дабы не нести ответственности за результаты. 

Как не надо и Как мы можем

Провести перепись в Украине сложнее, чем во многих других странах. Мы менее законопослушны, немного запуганы и чувствуем себя тем свободнее, чем меньше числимся во всяких «базах данных». Статистические отчеты могут быть настолько неполными, что полученные результаты дадут искаженную картину действительности. Так, например, случилось в соседней России. Как рассказала нам москвичка Елена Крылатова, работавшая в переписной комиссии, где-то 28% домовладений района Хамовники переписать не удалось – хозяев либо не было дома, либо они отказывались пускать переписчиков. Елена подтвердила, что итоговые данные были «взяты с потолка», и лично ей после переписи не стало понятнее, в каком городе она живет. Удивление многих москвичей вызвали заниженные, по их мнению, данные о числе мигрантов. Согласно переписи, 88% москвичей – славяне, зато азербайджанцев в городе всего 0,5%, а таджиков – 0,24%. 

Отличились и регионы. Так, мэры Ростова-на-Дону и Челябинска, еще до переписи «знали» результат, о чем раструбили в местных СМИ. Логично, что итоговые цифры совпали с «инсайтом» чиновников. Перепись прошла хорошо, и финансирование центров, из которых массово бежит молодежь, не сократили. 

От нас тоже бегут. Мы вымираем. И этого лучше не знать ни сейчас, ни в 2016-м году. 

Тайна одесского миллиона 

Есть несколько фактов, которые ставят под сомнение официальные данные, говорящие о том, что в Одессе живет миллион с небольшим постоянных жителей. 

Есть и дополнительные данные о числе населения - списки избирателей. Они учитывают всех жителей города, за исключением детей до 18 лет, иностранцев, непрописанных граждан Украины, а также граждан, признанных судом недееспособными в силу психических расстройств. В целом по Украине право голоса имеют 80,5% населения.

В Одессе ситуация со списками крайне интересная. В 2004 году в списках числилось 832,6 тысяч человек, в 2010 году — уже 723,8 тыс., а в 2012 — 716,6 тыс. Такой эффект могут иметь только три фактора: война, голод и некачественные списки. Как видим, списки были совсем некачественны. Остается вспомнить, как часто «оранжевая» или «бело-голубая» оппозиция говорили о «мертвых душах», вбросах и так далее.

За восемь лет выборов списки более-менее привели в порядок. Всякий раз кого-то дописывают, кого-то выписывают, а численность избирателей от этого не меняется.

На виртуальных ста тысячах человек наша история не заканчивается. Как мы уже говорили, в среднем по Украине голосует 80,5% населения, а не голосует, соответственно, 19,5%. Пропорция может варьироваться из-за рождаемости и миграций, но незначительно. 

Теперь вспомним, что избирателей у нас 716,6 тысяч, а населения в целом, по официальным данным — 1014,8 тысяч, то есть у нас, в Одессе, голосует 71% населения, а не голосует - 29%. Нестыковочка! Выходит, и детей у нас в 1,5 раза больше, чем по стране, и мигрантов, и людей с расстройствами.

Для сравнения, в Киеве, который и по доле мигрантов, и по показателям рождаемости обошел все города Украины, голосует уже 76% жителей. Если мы воспользуемся столичной пропорцией избирателей ко всему населению, то получим, что в Одессе 943 тысячи человек, а вот взяв всеукраинское соотношение - 890 тысяч. Где-то между этими цифрами и находится истина.

Надо сказать, что статус «миллионника» и вообще каждая конкретная единица (не мы с вами, а именно «единицы») для мэрии очень важны. Речь идет о бюджетных вливаниях. Именно поэтому Эдуард Гурвиц в свое время прописал в Одессе бездомных и удержал заветный «миллион». 

Похожие статистические ухищрения используются не только в Одессе. Донецк, который стремительно теряет население в результате большого оттока кадров, дает соотношение 73%. При этом «донецкие» мужественно отдали статус города-миллионника: официально в Столице Востока проживает 968 тысяч человек. 

Великий отлив

Итак, если данные ЦИК о числе одесских избирателей верны, то нас где-то 900 тысяч с копейками. Грустная теория. И ей есть еще одно доказательство.

Давайте сравним, насколько сократилось население в крупных городах Украины с момента проведения переписи 1989 года. Оказывается, что Харьков потерял за это время «всего» 10%. Харьков - явный лидер, поскольку здесь учится 230 тысяч студентов со всей страны, и многие остаются в городе работать, создают семьи, заводят детей. Хуже ситуация в индустриальных Донецке и Запорожье, которые потеряли по 15%. Еще хуже — в кузнице кадров УССР Днепропетровске - здесь выбыл каждый пятый горожанин.

Одесситов по официальным данным стало меньше всего на 10%. Таким образом, вместе с Харьковом мы показываем наилучший показатель среди больших городов Украины. 

Это странно хотя бы потому, что ни один большой город Украины не знал такого массового «исхода» еврейского населения, как Одесса. Между 1989 и 2001 годами за счет эмиграции и естественной убыли число евреев сократилось с 66 до 13 тысяч человек. Эти данные неполны, поскольку в 1989 году многие евреи идентифицировали себя как русские, а потом «достали» свои корни и тоже уехали в Израиль. Для сравнения, другой крупный еврейский центр – Днепропетровск, - потерял 24 тысячи евреев, а Харьков – 15 тысяч. 

Учитывая еврейский фактор, кажется и вовсе невероятным, что Одесса «упала» всего на 10%. Мы явно ближе к Днепропетровску и Донецку, чем к Харькову. Это, опять-таки, подтверждает, что нас не может быть миллион человек. Нас меньше.

Новая волна эмиграции 

Крупные города всегда отличаются значительным притоком молодежи. Она создает семьи и рождает детей, благодаря чему сокращение населения происходит не так быстро, как в глубинке, где остаются бабушки и дедушки. В то же время, именно из областных центров, население которые более образованно и платежеспособно, люди проще уезжают за границу на ПМЖ. 

В начале 90-х уроженцы старой Одессы с удивлением отмечали, что большая часть их одноклассников вдруг оказались в США, Германии или Израиле. Отток населения был стремительным и грандиозным, а потому и очевидным. Сегодня он продолжается, хоть и с меньшей интенсивностью. Теперь выезжает «креативный класс» — образованные и успешные по нашим меркам люди, которые в условиях другой экономики могли бы составить «средний класс». Это бухгалтеры, переводчики, программисты, менеджеры, квалифицированные рабочие. 

Как правило, уезжают либо молодые и безсемейные, либо те, кто уже выучил детей в наших школах. Насколько подробно учитывает их статистика – сказать сложно, однако до тех пор, пока эмигранты не выпишутся с места прописки и не откажутся от украинского гражданства, они продолжают числиться в Украине — в тех же избирательных списках, например. 

Насколько распространена сегодня такая эмиграция? Пытаясь получить хотя бы приблизительное представление, я провел небольшой опрос среди студентов в возрасте 17-20 лет. Из 10 опрошенных пятеро заявило о том, что из класса, в котором они учились в старшей школе, за рубеж уехал хотя бы один человек. Всего уехавших оказалось 12, то есть чуть больше, чем по одному человеку из класса в среднем. В будущем эта цифра значительно увеличится: новая волна эмиграции идет в 25-30 лет, когда человек уже состоялся в профессии, создает семью, но понимает, что возможности его финансового роста исчерпаны. Многие уезжают сразу после университета или даже во время учебы, пользуясь многочисленными программами для студентов. 

Четверо из опрошенных сообщили, что за 10 лет уехал кто-то из их родственников. Наконец, у семерых за последние 5 лет уехал хотя бы один человек из числа близких друзей. 

Полученные данные, конечно, нерепрезентативны и не подходят для точных оценок. Выводы пусть делают паспортные столы, миграционная служба и проч. Мы же видим, что выезд за рубеж - достаточно распространенное явление. Примечательно, что наши люди осваивают новые направления. Одна семья уехала в Исландию, другая – в Люксембург. Все больше молодых и перспективных привлекает Польша. 

Выгодная и невыгодная демография 

В предыдущих разделах я пытался показать, что население Одессы вполне может оказаться значительно меньше официальной цифры, а выезд горожан за рубеж – по-прежнему очень распространенное явление. Чиновники и дипломированные специалисты могут возражать касательно примененных методов, однако все прекрасно понимают, что не владеют реальной картиной. 

Официальные данные, конечно, есть, но правдивы ли они? Чиновникам удобно верить, что в Одессе 130 миллионеров или что во всей области насчитывается менее 700 тысяч рабочих мест. Украинская статистика запросто отправляет нашу страну ниже Колумбии и Албании по ВВП на душу населения, зато превозносит до уровня Швеции по равномерности распределения доходов. Наконец, нашему уровню безработицы в 1,6% позавидует любая страна Европы. Все это – статистика. И именно на ней основываются госслужащие, отчитываясь о ситуации и принимая судьбоносные решения. 

Пока на форумах и в экспертных кругах муссируется так называемая «альтернативная демография» – попытка оценить населенность страны и разных городов косвенными методами. Подсчитано, например, что в Украине должно проживать 42 миллиона человек. Некоторые говорят, что и этого много. Интересное исследование проведено в Киеве: по объему потребления хлебо-булочных изделий специалисты вычислили, что в городе постоянно находится 3,15 – 3,3 млн человек – значительно больше официальной цифры. 

Теперь представьте: перепись проводится в 2013 году, и вдруг народу Украины предъявляют такие данные. Кто виноват? Разумеется, Янукович. «За роки правління донецького клану населення України скоротилося на мільйони», — вопят одни, «Ваша «незалежность» стоила десяти миллионов жизней», — самодовольно утверждают другие. И начинается драка - украинский аналог бразильского карнавала, который вселяет подлинное счастье в душах людей.

Правда, выраженная в горьких цифрах, оказывается достаточно опасной в политическом плане вещью. Но эти цифры нужны обществу.

Во-первых, с их помощью можно проиллюстрировать тот факт, что у нас не все в порядке, и люди бегут с нашего корабля. Нужно делать это уверенно, часто и громко.

Во-вторых, если по каким-то программам Одесса финансируется в расчете на миллион человек, а реально нас меньше, то куда девается разница? Это очень интересный вопрос. 

В-третьих, получив реальные подсчеты или хотя бы оценки, мы получим возможность контролировать качество избирательных списков. Мы будем знать, что если в них опять исчезнет или прибавится 100 тысяч или хотя бы 20 тысяч человек - то это прямая фальсификация данных, а не очередное «улучшение качества».


Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество
1 0
Все интервью