Иностранные инвестиции в морской регион: стоп-кадр

28.10.2005 в 19:34:53
0 0

Одесский регион – морской регион. Сегодня морской транспорт, как и любая отрасль экономики, нуждается в инвестициях. Ибо, по сути, только они могут обеспечить необходимое развитие и предприятий, и отрасли в целом. Ожидать же объёмных и долгосрочных инвестиций в нынешней ситуации приходится лишь из-за рубежа – это объективное обстоятельство. Нередко на различных специализированных конференциях и форумах говорится о том, что Одесса – благоприятный регион для иностранных инвестиций. А что в реальности? Как вернуть Украине славу «владычицы морей», а Одессе – её «морских ворот»? Какова ситуация на «старте» – перед рывком в Европу?..

:Транспортная отрасль региона в нынешнем году находится на втором месте по привлечению инвестиций, уступая только промышленности. По данным Главного управления экономического развития и евроинтеграции облгосадминистрации, объём инвестиций по результатам первых трёх кварталов достиг 110,3 млн долларов. Вложения в транспортный сегмент региона достигают 20 процентов от общего объёма иностранных инвестиций в экономику Одесской области (558,8 млн долларов). В последние годы этот показатель, если и колеблется, то не очень значительно.

Из этого объёма непосредственно в водном транспорте области работают деньги зарубежных партнёров на сумму 88,4 млн долларов. Они вложены в 109 предприятий.

Иллюстрация. Рени.:

Компания «Марлена Групп оф Компани» (Великобритания) вложила в 2005 году 1,6 млн долларов в строительство комплекса по переработке минеральных удобрений в Ренийском морском торговом порту (РМТП). Мощность первой очереди комплекса составляет 20 тыс. тонн, второй – 100 тыс. тонн ежемесячно. Руководство компании «Марлена» также заявило о намерении к концу года довести объём вложенных средств до 3,2 млн долларов. Это позволит ввести в действие комплекс по производству и переработке минеральных удобрений, а также специализированный терминал по перевалке винилхлорида.

Новый комплекс будет выпускать фасованные туковые смеси на базе продукции, поставляемой российской компанией «Интерхим». Будет осуществляться смешивание и фасовка удобрений для многих видов тары, что позволит повысить эффективность перевалки таких грузов до 4-6 долларов за тонну. При этих условиях срок окупаемости проекта составит три с половиной года.

Кроме того, британская компания планирует инвестировать новые средства в реконструкцию железнодорожной эстакады одного из причалов порта. Его пропускная способность в результате возрастёт в два раза – ежегодная перевалка винилхлорида достигнет 100 тыс. тонн.

:…Вообще, говоря об экономических показателях и особенно – об инвестициях, нельзя судить лишь по «голым» цифрам. Начальник отдела инвестиций Главного управления экономического развития и евроинтеграции Сергей Кротенко утверждает, что подобные данные можно приводить лишь с учётом контекста и ситуации. Многие политики в пылу предвыборной борьбы используют цифры статистических сводок для заявлений о негативном инвестиционном климате в стране (например, если сейчас в морском транспорте «работают» 88,4 млн долларов, то на начало года эта цифра составляла 95,7 млн). Но никто не учитывает ряда факторов. Во-первых, в статистических сводках под определение «иностранных инвестиций» попадают только средства иностранных инвесторов-нерезидентов. Во-вторых, при подсчёте иностранных инвестиций не учитываются кредиты, как таковые (они идут по другой графе). В-третьих, некоторые крупные зарубежные компании, имеющие всеукраинские офисы, инвестируют средства в свои филиалы в регионах – что считается внутренней инвестицией. В-четвёртых, инвестиции бывают «прямые» и «портфельные» (в зависимости, от их размера и назначения). Портфельными они становятся в результате уменьшения доли инвестора в общем капитале. Но такое уменьшение доли иностранного инвестора не является показателем каких-то тенденций на рынке: это бизнес-ситуация.

Иллюстрация. Южный.:

В апреле 2005 года стартовал первый инвестиционный проект сингапурских компаний в Украине. В городе Южном началось строительство комплекса по переработке тропических масел. Торжественная церемония прошла на прибрежном участке неподалеку от Одесского припортового завода. Организатором и инвестором проекта выступила фирма «Дельта Вилмар СНГ». Её соучредителями являются компании «Дельта Экспорт» (Сингапур), «Вилмар» (Сингапур) и одесская фирма «Хлебная гавань».

Проект состоит из двух этапов. Первый – строительство комплекса по переработке тропических масел мощностью до 1,5 тыс. тонн в сутки, хранилища общей вместимостью 39 тыс. куб. метров и трубопровода к причалам порта. Его стоимость составляет около 20 млн долларов. Новый комплекс будет осуществлять рафинирование масел и изготовление модифицированных жиров, широко использующихся в пищевой промышленности, косметике и фармацевтике.

В ходе реализации второго этапа инвесторы намереваются построить предприятие по глубокой переработке масел.

:…Все тенденции, возникающие на рынке, определяются инвестиционным климатом. А он сегодня неоднозначен. С одной стороны – несовершенство соответствующей законодательной базы, чрезвычайная сложность разрешительной системы. С другой – в Украине всё же «непаханое поле» для деятельности инвесторов. И это как раз и привлекает смелых иностранных капиталистов. Хотя свою ложку дёгтя добавила и политическая нестабильность в стране в этом году. Но судя по утверждению специалистов, это всего лишь фактор – пока не ставший, к счастью, негативной тенденцией. К тому же, в 2004 году, под выборы, многие компании (возможно, под давлением власти) обнародовали свои инвестиционные показатели за прошлые годы, которые они скрывали. Прирост инвестиций номинально оказался весомым. В 2005 году, естественно, этого быть не может. В нынешней украинской экономике изменились правила игры и иностранный капитал должен к ним присмотреться.

– В точки зрения законодательства инвестиционная ситуация оставляет желать лучшего, – говорит начальник отдела инвестиций Главного управления экономического развития и европейской интеграции Одесской области Сергей Кротенко. – Иностранный инвестор действительно желает прийти к нам, но когда он начинает практическую деятельность, сразу возникают трудности. Разрешительная система чрезвычайно усложнена. Мы писали немало писем «наверх» с просьбами о том, чтобы увеличить прозрачность всей процедуры. Кроме того, иностранный инвестор никак не защищён от судебного произвола. Мы ждём притока инвестиций из-за рубежа! Но ситуацию не улучшить, не создав механизмов для успешной и прозрачной реализации инвестиционных проектов… Мы, например, сегодня работаем над тем, чтобы выпустить своеобразный «Путеводитель для инвестора» – по дебрям нашей законодательной базы, чтобы чётко указать человеку с капиталом, как правильно и быстро оформлять все необходимые документы. И когда он увидит, что есть короткий путь, – он придёт. И прирост инвестиций возрастёт! Да у нас и сегодня в рассмотрении находятся более 100 инвестиционных предложений…

:Некоторых крупных предпринимателей и даже политиков такая ситуация в Украине не пугает. Например, на открытии комплекса в Южном член правления компании «Вилмар» – директор фирмы «Дельта Экспорт» Дхруба Чараи Панда заявил, что приход в Украину фирмы «Вилмар» – это «визитная карточка инвестиционного климата в стране». С ним согласился присутствовавший на церемонии Чрезвычайный и Полномочный посол Индии в Украине Шекхколен Кипген, который подтвердил заинтересованность Индии в инвестициях в Украину: «Мы хотим делать инвестиции, а Украина даёт такую возможность».

Но существуют и нюансы. Делать инвестиционный климат более благоприятным можно не только законодательно, но и на местах. Именно такая политика в последние годы проводится в Ильичёвске. Об этом недавно говорил мэр города Валерий Хмельнюк. Так, в 2005 году, как и в прошлом, портовый город удвоит объёмы производства. В 2006 году эти показатели превысят 3 млрд гривен. Сегодня в Ильичёвске 38 тыс. рабочих мест (при 28 тыс. трудоспособных жителей). В текущем году было создано 2,5 тыс. рабочих мест. В следующем – ожидается увеличение этой цифры, так как в Ильичевске возводится 17 современных предприятий.

Иллюстрация. Ильичёвск.:

Летом этого года, а именно 17 июня, состоялось открытие Ильичёвского маслоэкстракционного завода (ИМЭЗ), построенного на инвестиционные средства зарубежных компаний – «Арчер Дэниэлс Мидленд» (США) и «Ризойл С. А.» (Швейцария). Первая является крупнейшим мировым переработчиком семян подсолнечника, вторая занимается торговлей сельскохозяйственной продукцией и операциями в морских портах. Обе компании уже работали с Ильичёвским морским торговым портом (ИМТП) на протяжении семи лет. Инвестиции в новый объект составили 18,6 миллионов долларов США.

Завод построен с применением новейших технологий. При этом ИМЭЗ оснащён оборудованием не только зарубежного (американского, французского и английского) производства, но и отечественного. Предприятие способно перерабатывать 500 тонн семян в сутки. Годовой объём выпуска продукции прогнозируется на уровне 64 тыс. тонн масла и 61 тыс. тонн подсолнечного шрота.

Таким образом, ИМТП взял на вооружение новый, «подсолнечный» грузопоток.

Маслоэкстракционное производство примыкает непосредственно к территории порта. Завод связан трубопроводами с маслоперевалочным комплексом ИМТП, и уже заложен фундамент для будущего строительства на территории порта.

Сегодняшняя мощность накопителей ИМЭЗ достигает 40 тыс. тонн единовременного хранения; судовые партии – 20-25 тыс. тонн. Отмечается, что мощность накопителей превышает возможности завода, но суть в том, что запланирована также перевалка партий, приходящих в порт по железной дороге. Общий прогнозируемый объём экспорта в контейнерах составляет порядка 8 тыс. единиц в год.

Ближайшей производственной перспективой ИМЭЗ является бутилирование произведённого масла. В социальном аспекте завод – это 150 новых рабочих мест.

…В ходе завершающих работ по строительству ИМЭЗ Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР) и нью-йоркский банк «Ай Эн Джи» предоставили кредит в размере 30 млн долларов акционерному обществу «Ильичёвский маслоэкстракционный завод». Средства предназначены для закупки семян подсолнечника и финансирования оборотного капитала.

Директор Группы Агробизнеса ЕБРР Ганс Христиан Якобсен отметил: «Украина имеет конкурентные преимущества на рынке растительного масла благодаря обычному избытку урожая семян подсолнечника, низкой стоимости производства и географическому положению. Этот проект представляет собой часть более широкой программы ЕБРР по финансированию агропромышленного комплекса в регионе. Банк также активно поддерживает создание программ внедрения складских документов, включая недавно принятое в Украине соответствующее законодательство».

:Вслед за кропотливым трудом приходит и признание. Нынешней осенью Ильичёвский морской торговый порт стал победителем Международной имиджевой программы «Лидеры XXI столетия» и был награждён одной из самых престижных в Европе наград в сфере качества – премией «Евро Маркет – 2005». Эту награду вручают по итогам исследований, проводимых центрами Ассамблеи деловых кругов Украины при поддержке экспертов Европейского центра исследований рынка EMRC (Бельгия) и Европейской бизнес-ассамблеи (Великобритания). Таким образом международное сообщество оценивает достижения фирм и компаний из разных стран.

:…Хотя Украина в стремлении в Европу делает и ошибки. Это можно сказать о закрытии Свободных экономических зон (СЭЗ) и Территорий приоритетного развития (ТПР). Их не признаёт европейская практика и, стремясь к изменению законов под европейские, наша власть начала именно с этой сферы, сразу же отпугнув многих потенциальных инвесторов. Общее мнение в ходе апрельского круглого стола «Трансформация свободных экономических зон (СЭЗ) Украины в контексте евроинтеграции» выразил директор администрации одесской СЭЗ «Порто-Франко» Виталий Ведутов. Он заявил, что лишение льгот инвесторов и предприятий, которые работают в СЭЗ, сделает для них деятельность в регионе непривлекательной. «Практика СЭЗ Китая, Польши и других стран показала, что пока у зон нет поддержки государства, не будет и высокого результата их работы», – подчеркнул Виталий Ведутов.

Такого же мнения придерживается и новый министр экономики, бывший первый вице-губернатор Одесской области Арсений Яценюк. В интервью изданию «Власть денег» он заявил: «То, что субъектов, работающих в СЭЗ и ТПР, лишили льгот, – на мой взгляд, неправильно. Модель льготного режима налогообложения под конкретно взятые инвестиционные обязательства – это отличная модель. В краткосрочной перспективе она, возможно, чревата потерями для бюджета. Но в средне- и долгосрочном периоде она приводит к завоеванию новых рынков и стимулированию внутреннего товаропроизводителя».

Недавно и Президент Виктор Ющенко признал, что ликвидация СЭЗ и ТПР была ошибкой.

Отметим, что к концу 2004 года в СЭЗ «Порто-Франко» и «Рени» реализовывались 10 инвестиционных проектов. Их стоимость составляла почти 60 млн долларов, большая часть из которых – иностранные инвестиции.

Иллюстрация. Одесса.:

В мае 2004 года в Одесском морском торговом порту (ОМТП), на территории свободной экономической зоны (СЭЗ) «Порто-Франко» был введён в действие терминал по перевалке наливных масляных компонентов. Объект был построен на инвестиционные средства фирмы «Приста Ойл» (Болгария). Комплекс стал единственным объектом на Чёрном море, предназначенным для экспорта продукции предприятий нефтехимической промышленности Украины, России и Беларуси в страны Средиземноморья и Балканского полуострова. Мощность комплекса – 180 тыс. тонн масел в год. Объём инвестиций компании «Приста Ойл» составил 5 млн долларов.

:…Наиболее «благодарными» для вложений капитала объектами украинской морской отрасли сегодня являются морские порты. Это стратегические объекты и они останутся в руках государства. Об этом, кстати, говорили все последние министры транспорта – Леонид Костюченко, Георгий Кирпа, Евгений Червоненко. В марте с.г. тогдашний министр Евгений Червоненко в ходе встречи с коллективом Одесского морского торгового порта чётко заявил: «Минтранс выступает категорически против приватизации государственных портов, но сотрудничество с компаниями всех форм собственности для них не исключается. Кроме того, мы приветствуем инвестиции и строительство частных портов». И вряд ли эта позиция изменится в дальнейшем, невзирая на смену правительств.

В 2004 и 2005 годах, на 1-м и 2-м Международных форумах инвестиций и инноваций, прошедших в Южной Пальмире, Одесская область представляла среди лучших инвестиционных объектов именно порты – Одесский, Ильичёвский, Южный, Белгород-Днестровский, Ренийский и др.

:Среди популярных инвестиционных направлений, как видим, можно выделить развитие грузопотоков, строительство перевалочных комплексов.

Но при этом в совершенном «загоне» находится иная сфера морской отрасли – судостроение. Во всём мире этот вид производства успешно развивается и приносит большие прибыли, так как оперирует значительными средствами. Но в Украине об этом – пока молчок. Как заявил в одном из интервью мэр Измаила Станислав Борисенко: судостроение «повально» недофинансируется, а с 1 июня с.г. не предоставляются льготы по НДС для судостроительной отрасли. Как можно выполнять программу судостроения?..

:Всё это надо бы учитывать. И не забывать о законодательной стороне вопроса. Инвестиционный климат – это основа, без которой никуда не деться.


Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество
1 0
Все интервью