«Двигатель торговли» забрасывает удочку…

24.04.2007 в 17:47:44
Общество
0 0

Одесса – настоящий европейский город. Одним из атрибутов подобного статуса является внешняя реклама. Так вот, её-то в Южной Пальмире уж так много, что, кажется, и места для неё свободного нет. «Двигатель торговли» сопровождает нас повсюду. Конечно, реклама – вещь нужная и полезная. И хорошо, если она достоверна, корректна и уместна. Но с этим нередко и возникают проблемы, ведь управление по защите прав потребителей в Одесской области ежегодно рассматривает сотни дел о недобросовестной рекламе.

:Как сообщила агентству «Репортёр» заместитель начальника управления по защите прав потребителей в Одесской области Надежда Федосеева, в 2006 году сотрудниками управления было проверено 3327 объектов рекламы. В результате – у 207 субъектов хозяйствования вскрыто 796 нарушений, открыто производство по 227 делам.

:- В прошлом году очень многие юридические и физические лица нарушали Закон «О рекламе», – говорит Надежда Валентиновна. – В основном, не пишут номер лицензии и кто её выдал, в текстах и изображениях допускают обман и неполную информацию о рекламируемом объекте. Также вовсю нарушались нормы законодательства о рекламе алкогольных и табачных изделий. По закону, реклама алкогольных напитков на внешних носителях должна быть не ближе 300 метров прямой видимости от детских дошкольных учреждений, средних общеобразовательных школ и других учреждений образования, где учатся дети в возрасте до 18 лет. Так, например, житомирское рекламное агентство «3ірка Лтд» рекламировало прошлым летом на улице Большой Арнаутской алкогольные коктейли на расстоянии ближе 300 метров прямой видимости от Одесского профессионального училища железнодорожного транспорта и строительства; ООО «Одесреклампроект» рекламировало алкогольные напитки на биллборде вблизи лагеря «Молодая гвардия». Чтобы взыскать штраф с этого предприятия, нашему управлению пришлось привлекать прокуратуру города. Отмечу, что самый распространенный вид нарушения «алкогольного» и «табачного» рекламного законодательства – это отсутствие на рекламных носителях информации о том, какой же вред употребление рекламируемых изделий может причинить нашему организму, например: «Курение может вызвать заболевание раком» или «Чрезмерное потребление алкоголя вредит вашему здоровью». Как итог – всего за 2006 год нами было установлено 72 факта нарушения алкогольно-табачных рекламных норм и открыто 20 дел.

:Нередко встречается недостоверная, неточная реклама, в прямом смысле вводящая в заблуждение потребителей. Как один из примеров – ООО «Юпитер», в прошлом году распространявшее рекламу услуг магазина с одноименным названием. В частности, в ней утверждалось: «Юпитер» – самый большой магазин в Одессе», хотя это никак не соответствовало действительности. При сравнении с другими магазинами оказалось, что ни по площади, ни по объёмам товарооборота «Юпитер» не превосходит некоторые другие одесские магазины. Рекламный текст, обманывавший потребителя, пришлось менять, а «Юпитер» заплатил 4,1 тыс. грн. штрафа.

:К сожалению, в данной сфере бизнеса начинает терять свой первоначальный смысл известный постулат – «Спрос рождает предложение». Всё происходит с точностью до наоборот. Достаточно обратить внимание на операторов мобильной связи, которые в борьбе за клиента предлагают в своей рекламе и бесплатное подключение контрактных абонентов, и большую сумму в подарок при покупке телефона, и подключение к сети, и бесплатные звонки на «любимые» номера, и дешёвое безлимитное пользование связью. Но, как утверждают эксперты, да и сами пользователи мобильной связью, в большинстве названных и не названных акций кроются большие подвохи. За всё, так или иначе, приходится платить. Ибо, как известно, бесплатный сыр бывает только в мышеловке.

В большинстве стран Европы реклама носит объективный характер – если доказано, что товар плохой, то его рекламу снимают, а сам товар даже могут изъять из производства. А у нас наоборот – даже некачественный товар или услугу можно продать, при этом сказав неправду и наобещав «золотые горы». Посмотришь телевизор – на экране пиво нежно-янтарного, манящего цвета, а на деле, порой, скисшая мутная субстанция, которой можно и отравиться!

:Активно соревнуясь друг с другом в оригинальности плакатов, рекламодатели зачастую переступают через морально-этические нормы. Количество всевозможных биллбордов в Одессе немыслимо – и то, что на них пишут, может просто ошеломить… Многие одесситы помнят, как несколько лет назад на одной из городских площадей красовался плакат турфирмы с поражающим двусмысленностью слоганом: «Отдых навсегда!».

:Одним из главных изъянов в деятельности нынешних рекламодателей является излишнее увлечение эротической тематикой. Временами содержание плакатов вызывает справедливое возмущение граждан. Так, два года назад сотрудники управления по делам защиты прав потребителей запретили использование рекламы одного из престижных обувных бутиков: в магазин зазывала легко одетая девица с туфельками в руках, изогнувшаяся в откровенно сексуальной позе.

Штрафом и запрещением рекламы, как недобросовестной и не отвечающей этическим нормам, закончилась «плакатная история» одного из ликёроводочных заводов. Крупным планом там были показаны целующиеся взасос парень и девушка. Никакого текста не было, за исключением загадочных цифр и букв. Позже выяснилось, что так называется один из слабоалкогольных напитков. Производитель был дополнительно наказан ещё и за не отвечающую законодательным нормам рекламу алкоголя.

Довольно длительное время едва ли не в каждом районе Одессы на огромных щитах производителя коньячных изделий красовалась полуобнаженная «дама». В ответ на возмущения граждан относительно непристойности данного изображения один из городских руководителей привёл «аргумент»: ничего постыдного здесь нет, так как женщина на плакате является... француженкой!

И подобных примеров сегодня в Одессе можно найти предостаточно. Полуголая развязная девушка обнимает кресло – на щите у одного из стадионов… Лежащая дама в нижнем белье с явным намёком в глазах – на одной из остановок…

:Отметим, что в 2006 году была принята новая редакция Закона Украины «О рекламе», в которой местным управлениям по защите прав потребителей уже не предоставлены полномочия по принятию решений о запрете рекламы. Такое решение может быть принято только судом. Однако, как говорят специалисты, подобный судебный процесс может занять до двух лет и является совершенно неэффективным.

:Ещё одна проблема – безопасность размещения рекламных щитов (этим ведает бюро эстетики городской среды и внешней рекламы Одесского горсовета). Как известно, в конце октября 2006 года в Одессе произошла трагедия – на улице Среднефонтанской из-за сильного порыва ветра обвалился 50-метровый забор, на котором были непрочно прикреплены рекламные щиты, в результате чего погиб молодой мужчина, а ещё один получил тяжёлые травмы. По предварительной данным, причиной аварии стала «парусность» незакреплённых рекламных конструкций – щиты не были должным образом закреплены, а именно – отсутствовал специальный крепёж в земле. Согласно заключению комиссии, обрушение рекламных щитов произошло по вине Одесской железной дороги (ОЖД), входящей в состав госпредприятия «Укрзализныця». Комиссия установила, что у ОЖД не было разрешения на установку биллбордов. Буквально на следующий день после случившегося заместитель начальника ОЖД по кадрам и социальным вопросам Юрий Гоголенко на пресс-конференции ввёл представителей всех ведущих областных и центральных масс-медиа в курс дела. Cубъектом предпринимательской деятельности – физическим лицом – рекламная конструкция на заборе железной дороги была установлена без всяких согласований. Не было предоставлено ни контрольного макета, ни необходимой документации. Предприниматель действовал, вероятно, исходя из личных представлений о процедуре установки рекламонесущего щита. То есть – ему просто не терпелось начать свой бизнес. Кстати, после трагедии железнодорожники буквально на утро следующего дня перечислили на лечение пострадавшего 5 тысяч гривен. И это при условии, что никто не доказал их вину.

После этого резонансного случая распоряжением мэра Одессы Эдуарда Гурвица была создана комиссия для проведения инвентаризации и обследования специальных конструкций, которые используются для размещения внешней рекламы. А в ноябре исполнительный комитет Одесского городского совета на своем заседании принял решение демонтировать незаконно установленные и представляющие опасность для жизни людей рекламные конструкции. В ходе заседания начальник бюро эстетики городской среды и внешней рекламы Одесского горсовета Игорь Хотин проинформировал, что по результатам инвентаризации были выявлены более 400 рекламных конструкций, у которых истёк разрешительный срок на размещение, 317 самовольно установленных конструкций и 392 рекламных конструкции, технически неисправные и угрожающие жизни людей.

:Как сообщил агентству «Репортёр» сам Игорь Хотин, некоторые предприниматели сегодня продолжают самовольно устанавливать щиты:

- Это можно назвать самостроем – человек что захотел, то себе и придумал, – говорит Игорь Хотин. – Собрал полторы тысячи долларов и решил заниматься рекламным бизнесом. Приведу последний случай: на Александровском проспекте возле рынка «Книжка» предприниматель установил две конструкции, которые привёз из Израиля. Сделал это самовольно и нарушил правила безопасной установки. Мы это обнаружили – и теперь ему придётся их демонтировать.

:Как в прошлом, так и в 2007 году специалисты бюро зафиксировали самовольно установленные щиты на опорах предприятий «Одесгорсвет», «Одесгорэлектротранс». По этому поводу городской голова Эдуард Гурвиц издал отдельное распоряжение, в котором предписал этим предприятия самостоятельно демонтировать подобные щиты.

- Наши инспекторы регулярно проводят проверки рекламных конструкций, – продолжает Игорь Хотин. – Есть несколько способов определить степень безопасности их установки. Первый – визуальный: инспектор подходит и осматривает щиты – состояние болтов, креплений, коррозию по швам. Второй – механический – для небольших конструкций, когда прочность проверяется вручную. Когда нам приносят техническую документацию на установку новых конструкций, то мы обращаемся к специалистам Госархстройконтроля и ряда других организаций, которые занимаются контролем соответствия техническим нормам. При выдаче разрешения мы учитываем соответствие правилам размещения рекламы, концепции развития городской среды и другим факторам.

Добавлю, что за последние два месяца бюро ликвидировало порядка 450 рекламных конструкций и эта работа продолжается.

:…Реклама – один из весьма прибыльных сегодня бизнесов в нашей стране. Люди смотрят и, зачастую, заведомо верят тому, что написано или сказано, тратя после этого деньги на недобросовестный товар. Так что лучше быть бдительным, лишний раз критически оценивать «громкие» лозунги – и не торопится выкладывать свои деньги.


Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество
1 0
Все интервью