Как в Украине борются за качество дорог

16.11.2018 в 14:00:00
Экономика
1 0

Государство выдвинуло новые требования к подрядчикам, занимающимся ремонтом дорог

На протяжении пяти лет правительство планомерно следует намеченной цели соединить качественными дорогами все областные центры страны. О том, что правительство серьезно относится к обещанию решить одну из главных проблем, свидетельствует уже тот факт, что на ремонт дорог в бюджете на 2019 год Кабмин заложил 55 млрд. гривен.

Сказал-сделал

Еще в начале весны во время выступления на заседании правительства премьер-министр Украины Владимир Гройсман сказал: «В этом году работы будут наиболее масштабными за всю историю независимости. В частности, немалые средства предусмотрены на ремонт региональных дорог». Как показывает практика, премьер сдержал обещание. В 2018 году правительство выделило на ремонт дорог местного значения 11,5 млрд. гривен, а это в четыре раза больше, чем когда-либо ранее.

Еще больше оптимизма добавляет то, что в следующем году финансирование ремонта местных дорог продолжится. Так, 17 из 55 млрд. грн. в проекте бюджета-2019 запланировано потратить именно на местные дороги. Более того, правительство планирует на 1 млрд грн. увеличить финансирование программ обеспечения безопасности дорожного движения (за счет Государственного дорожного фонда). Всего на это выделено 2,5 млрд. грн.

Новые условия для участия в тендерах

В начале 2018 года стало известно, что серьезно ужесточили требования к подрядчикам, которых будут привлекать для проведения ремонтных работ. В конце 2017 года компаниям, подавшим заявки на участие в тендере, представили новые рекомендации. Эти требования с 2018 года должны соблюдаться в обязательном порядке. Таким образом, к приемке готовых объектов намерены подходить жестче, а подрядчиков обяжут производить более качественный ремонт.

Раньше, по мнению специалистов «Автодора», требования к подрядчикам были недостаточно суровыми. В эксплуатацию принимали дороги с гарантийным сроком службы всего в 3 года, а исполнение работ контролировали не на должном уровне. Теперь от практики привлечения подрядчиков, не имеющих достаточного опыта, решили отойти, а работу в сфере реконструкции и ремонта дорог перевести на принципиально новый уровень.

Из новшеств, предъявляемых к подрядчикам, следует отметить три самых важных:

1. Компания, подающая заявку на участие в тендере, должна документально подтвердить материально-техническую готовность к проведению подобных работ. То есть нужно иметь соответствующие контракты с асфальтными заводами, строительную технику, необходимый штат сотрудников.

2. Обязателен опыт в сфере дорожного строительства в Украине или странах ЕС не менее 5 лет.

3. Возможность предоставить банковскую гарантию, составляющую не менее чем 3% от общего бюджета проекта, на который подается заявка.

Все эти три пункта позволяют избежать ситуации, когда в тендере выигрывает компания-«однодневка», со штатом в 2-3 человека и уставным капиталом в 1000 гривен, не имеющая никакого опыта проведения подобных работ. В прежние годы в таких схемах отмывались бюджетные деньги, а работы выводились в субподряд, выполнялись некачественно и с нарушением технологии. Теперь же ремонтировать дороги в Украине смогут только те компании, у которых есть для этого и опыт, и возможности. Участие в тендерах по системе ProZorro позволяет добиться существенной экономии, так как подрядчики вынуждены конкурировать друг с другом и предлагать не завышенную, а максимально обоснованную цену. Причем процесс определения победителей тендеров будет жестко контролироваться правоохранительными органами, чтобы не допустить коррупции.

Такой подход уже принес свои плоды. Как показали две масштабные экспертизы, в ходе которых была произведена оценка более чем 220 объектов, отремонтированных в 2017 году, качество работ стало намного выше. Только на 8% были выявлены недостатки – комиссия потребовала от подрядчиков устранить их в предписанный срок своими силами, в противном случае, дела постановили передать в соответствующие органы.
Кроме того, все контракты на ремонты, которые заключили в 2015-2016 годах, сейчас находятся на стадии проверки. Отремонтированные и реконструированные по этим контрактам объекты будут проверяться по достижению срока окончания гарантии. Если будут выявлены недостатки, исполнителей вынудят устранять их за свой счет. Так, по состоянию на октябрь 2018 года, произведена 481 проверка эксплуатационного состояния дорог в стране, 584 проверки на объектах капитального и текущего среднего ремонтов, а также более чем 2500 лабораторных испытаний материалов, используемых подрядными организациями для ремонтно-строительных работ.

Гарантия на работы: теперь в 3 раза больше

С 2019 года повышаются требования к качеству дорожного полотна. Вместо прежней схемы с гарантийным сроком на 3 года, теперь для капитального ремонта и строительства будет требоваться гарантия минимум в 10 лет, а для среднего ремонта – не менее 5 лет. Процесс твердо намерены жестко контролировать на всех стадиях. Причем, помимо, Госаудитслужбы, к контролю привлекут общественные организации и независимых экспертов. Это позволит сделать его более точным и независимым, исключив любую возможность махинаций и некачественного ремонта.

Местные дороги в руках местных властей

Еще одно нововведение – это передача полномочий по ремонту дорог областного, городского и районного значения под юрисдикцию местных властей. Часть средств выделят из местных бюджетов, еще часть средств будет направляться из казны. Так, государство в 2018 году выделило 11,5 млрд. гривен, в 2019 году планирует выделить 17 млрд. При этом на работы, запланированные на 2018 год, средства выделены практически в полном объеме. Впрочем, существуют определенные проблемы на местах. Например, в Закарпатье еще не готова сметно-проектная документация, так как требуется не только ремонтировать имеющиеся дороги, но и прокладывать новые. Аналогичная проблема и в Херсонской области, где она к тому же усугубляется отсутствием необходимой инфраструктуры (асфальтные заводы, карьеры по производству щебня). Но все эти вопросы будут решены.


Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество
1 0
Все интервью