Владимир Мещеряков: Старую Одессу нужно сохранить

13.04.2010 в 16:19:53|Общество
1 0
Владимир Мещеряков: Старую Одессу нужно сохранить

В чем заключается ценность исторического центра Одессы и как нам его сохранить, рассказал «Репортеру» начальник управления по вопросам охраны объектов культурного наследия Одесского горсовета Владимир Мещеряков..

«Репортер»: В чем заключается ценность исторического центра Одессы?

Владимир Мещеряков: Его формированием занимались выдающиеся архитекторы разных национальностей. И те архитектурные ансамбли, которые были созданы в дореволюционное время, дошли до нас практически не измененными. То есть ценность в том, что мы можем зафиксировать какой-то период истории в ядре исторической части города и говорить о том, что эти ансамбли, эти здания, эти объекты дошли до нас в мало измененном, а некоторые - в первозданном виде. Эта ценность интересна специалистам - экспертам ЮНЕСКО. Они проверяют архитектурные объекты на соответствие критериям, по которым определяют, подходит или не подходит объект для включения в списки ЮНЕСКО.

«Р.»: Следует ли добиваться, чтобы исторический центр Одессы попал в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО?

В.М.: С одной стороны это большая нагрузка на власть, ведь принимать все свои решения нужно будет с оглядкой на экспертов ЮНЕСКО, на сохранение исторической застройки. Это внесет какие-то дополнительные трудности в работу чиновников. Но с другой стороны, учитывая стратегию развития города, как раз этим и нужно заниматься. Потому что если мы не будем заботиться о сохранении наследия, которое нам досталось, мы можем прийти к тому моменту, когда Одесса станет неузнаваемой - и это абсолютно неправильно.

Поэтому начиная с 1998 года городские и областные власти того времени обращались в ЮНЕСКО с тем, чтобы включить в объекты культурного наследия Одесский оперный театр вместе с историческим центром. Тогда представитель ЮНЕСКО ответил, что для того, чтобы вас включить в список, нужно сперва подготовить документы и войти в предварительный список объектов культурного наследия. Это было сделано в июне прошлого года. Одесса вошла туда вместе с Андреевской церковью в Киеве и рядом других объектов, которые были раньше в предварительном списке (всего их 14). Теперь есть возможность работать в этом направлении и приглашать экспертов ЮНЕСКО для того, чтобы они проверили номинируемый объект на соответствие необходимым критериям.

«Р.»: От чего зависит попадание в список ЮНЕСКО? Благодаря чему в него может попасть наш исторический центр?

В.М.: Во-первых, нужно определить, что именно будет номинироваться. Первое - это граница и территория, которая будет номинироваться; второе - это объекты, которые расположены на этой территории, и третье - период времени, который будет интересен туристам. В результате включения в список сюда будут приезжать, смотреть то, что вошло в список Всемирного культурного наследия. На мой взгляд, Одесса вошла в предварительный список в 2009 году как исторический центр портового города. Границы территории определены историко-архитектурно-опорным планом как ядро исторического центра. То есть это достаточно большая территория в пределах улицы Бунина, Гаванной, Военного спуска, Приморской - та центральная часть, которая наиболее посещаема одесситами и привлекает туристов.

Мне кажется, нужно определить первый этап, который можно было бы номинировать в рамках ядра исторического центра, поскольку весь старый город - это очень большая территория, и ее всю уже не успеешь в этом году привести в соответствие критериям. Это ансамбль Приморского бульвара с Потемкинской лестницей, с воссозданной Екатерининской площадью, с Думской площадью, с Театральной площадью, с оперным театром, - то есть та территория, которую после приведения соответствие критериям можно действительно показывать экспертам как наше лицо, и впоследствии это можно будет показывать туристам.

В этом направлении нужно сделать достаточно большую работу. Если мы говорим, что это ядро исторического центра сформировалось в период конца XIX - начала XX века, то у нас есть достаточно иконографии, и по ней нужно приводить в соответствие те объекты, которые изображены на старых фотографиях. Это означает использовать маркизы, которые тогда были характерны, восстановить архитектурный декор. Безусловно, нужно будет восстановить и отремонтировать фасады зданий, сделать и знаменитые одесские дворики, - их тоже планировалось предложить в культурное наследие, но эксперты ЮНЕСКО не поняли, о чем идет речь.

Это достаточно большая работа, которая требует большого финансирования, внимания, разработки документации. Это взаимодействие с теми собственниками-предпринимателями, которые работают на этой территории и, к сожалению, очень часто своей рекламой, вывесками уродуют исторический центр. Нужно будет металлопластиковые окна и двери заменить на традиционные деревянные стеклопакеты, приводить их в соответствие с той иконографией, которая у нас есть; а там, где образцов нет - делать по объектам-аналогам.

Когда эксперты приезжали в прошлый раз, в 2003 году, мы рассматривали варианты, что включать в список. Выйдя на Приморский бульвар и увидев иконографию с Дюком и видом на залив и новую гостиницу «Одесса», представители ЮНЕСКО спросили меня: как мы можем номинировать что-то, если мы сами уродуем то, что уже есть – основную видовую точку? Они увидели то, что было, то, что увидят туристы (если это попадет в основной список): эти пластмассовые светящиеся коробки и всё, что явно диссонирует с исторической застройкой, - и остались в недоумении.

Очень много предпринимателей, собственников хотят жить в историческом центре, в красивом городе с красивыми композиционными решениями и благоустройством фасадов, видовыми точками. Однако, например, на Екатерининской, 1 собственник квартиры повесил прямо над мозаикой Екатерине блок своего кондиционера - и, естественно, туристические группы фотографируют мозаику фасада вместе с кондиционером. После бесед с владельцем этот блок переместился вровень с балконами, но на фасаде осталась труба, которая ведет к нему.

«Р.»: Насколько серьезную угрозу для сохранения исторической части города представляют собой оползневые явления, подтопление фундаментов зданий и тому подобное?

В.М.: Это, наверное, самая главная угроза, потому что все старые здания строились из ракушечника на ленточных фундаментах. Основанием для ленточных фундаментов служили суглинки, то есть те грунты, которые очень хорошо и надежно служат в сухом состоянии. Но если появляются грунтовые воды, то они из суглинков вымывают соль, и грунты просаживаются. Если несколько лет течет вода из коммуникаций - она вымывает соль из суглинков, и в том месте, где она течет, образуется просадочное явление. Вместе с просадкой грунта проседает часть фундамента - отсюда и трещины. Поэтому ремонт водонесущих коммуникаций, содержание их в надлежащем состоянии - главное средство спасти старое здание.

Есть и другая опасность, от осадков - дождя или снега. Нужно, чтобы своевременно ремонтировались и чистились водоотводящие системы крыш. Это основные вещи. Кроме того, существуют катакомбы. Но главная проблема - это все-таки водонесущие и водоотводящие коммуникации.

«Р.»: На какой европейский или вообще зарубежный опыт можно сослаться как на образец правильного сохранения исторической части города?

В.М.: Образцовое сохранение исторической городской застройки можно рассматривать на примере Амстердама. В этом городе регламентируются не только любые изменения архитектурных элементов фасада зданий или столярки, которая выходит на улицу - регламентируется даже цвет и рисунок занавесок, которые видны с улицы. Этим как раз и достигается ощущение старого Амстердама. Второе - это Дубровник. Там сохранилась историческая застройка с XVI века, и жители Дубровника вечером после работы надевают старинные костюмы и устраивают карнавальные шествия в стиле XVI века. Это не актеры - сами жители заботятся об этом; и туристы приезжают именно за этим. Поэтому Дубровник - один из процветающих туристических городов.


Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество
1 0
Все интервью