«СБУшную нору» в Закарпатье обнаружили одесские пограничники. Их уже нет в живых

30.07.2015 в 12:21:18
Происшествия
1 0

История с контрабандными тоннелями между Украиной и Словакией приобрела международную огласку, в то время, как наши СМИ и силовики почти не обращают на нее внимания. А между тем, три года назад один из таких «ходов» обнаружили именно одесские пограничники. Сегодня в живых их уже нет.

19 июля 2012 года, СБУ, Госпогранслужба и милиция заявили, что обнаружили на Закарпатье 600-метровый тоннель, который проходил от Украины (Ужгород) до Словакии. Контрабандисты переправляли через подземный коридор сигареты с помощью вагонеток, поставленных на рельсы. Впрочем, украинские спецслужбы опередила словацкая полиция, сделавшая аналогичное заявление днем раньше, 18 июля. Тогда, три года назад, эксперты утверждали, что у украинских силовиков не было другого выхода, кроме как сделать заявление: словаки не собирались замалчивать находку. В этом году в Закарпатье снова оказалось в центре скандала: после событий в Мукачево активисты «Правого сектора» заявили, что таких тоннелей в области – несколько, а контрабанду сигарет и наркотиков по ним никто не пресекал. Репортер выяснил, кто первым обнаружил тоннели контрабандистов на Закарпатье, и какая награда была за это получена.

Три дня до полета

«Костя к нам приехал на три дня отдохнуть. Говорил, что не хочет уезжать, прямо так тяжело у него на душе было. И мы как чувствовали что-то. Словами не передать, как муторно на душе было в те дни его побывки. А потом уехал на Закарпатье. Не хотел туда ехать, говорил, что там много интересного пограничники находят – такого, чего им видеть не положено. Кто ж знал, что так обернется», - с трудом подбирая слова, рассказывает одессит Владимир Александрович Оголюк, отец прапорщика Константина Оголюка.

«Виталик как раз перед этим делал облет вдоль границы с Приднестровьем, вернулся, не успел толком дома побыть – пришел приказ вылетать в Закарпатье. У него летного стажа – 20 лет, задание предстояло обычное, так что никто особо не волновался. Не знали, что видим сына последний раз», - рассказывает Виктор Анатольевич Мамонтов, отец майора Виталия Мамонтова, командира экипажа.

Для них дата 4 июля 2012 года стала днем, перечеркнувшем жизнь: их сыновья погибли при исполнении служебных обязанностей неподалеку от села Русский Мочар на Закарпатье.

Спецзадание

По словам Виктора Оголюка, одесский экипаж в составе его сына, бортоператора Константина Оголюка и штурмана Александра Лысенко получил задание провести отработку границы Украины со Словакией.

«Утром приходил какой-то человек в гражданском, по всей видимости, сотрудник СБУ, который скорректировал задание. Позже он или кто-то из его сотрудников давал корректировки экипажу», - рассказывает Мамонтов. 

Экипаж специального самолета Госпогранслужбы «Diamond DA-42» вылетел на задание в час дня. Сделав плановый облет и фотосъемки участков границы, пограничники получили новое задание: как можно ближе подлететь к частной усадьбе, которая находилась в одной из ложбин между горами, и сфотографировать дом. 

«Ребята облетели, сфотографировали. С земли им скомандовали сделать второй заход и сфотографировать лица людей, которые стояли возле дома – пожилого человека и молодого мужчину. Они сделали второй проход мимо дома. Скомандовали заходить на третий. После этого Виталик сказал Косте: «Слушай, они по нам не шмальнут?», - рассказывает Виктор Мамонтов, который лично прослушал записи «черного ящика» с разбившегося самолета.

Через несколько секунд после рапорта об окончании съемок на аудиозаписи слышен голос Константина Оголюка, произносящий лишь одно слово – нелитературное. Больше никаких звуков на записи нет – только треск сучьев, ломающихся под весом самолета. Экипаж разбился через одну минуту 28 секунд после завершения съемки…

«Судя по тем данным, которыми я располагаю, Костя, который сидел позади командира и штурмана, перегнулся через кресло и попытался рвануть на себя рычаг, находившийся возле штурмана. Видимо, в этот момент он и выматерился. Почему все это время, пока самолет падал, все молчали? Почему ничего не делал мой сын – высококлассный летчик, который только за последние полгода налетал более 160 часов?», - недоумевает Мамонтов.

«Ваш сын был жив»

Экипаж, с которым пропала связь, нашли лишь 5 июля. В тот же день вскрытие тел одесских пограничников произвели в Ужгородском межрайонном отделении судебно-медицинской экспертизы. Причиной смерти всех троих членов экипажа эксперт Мирослав Лукач посчитал несовместимые с жизнью многочисленные травмы головы и тела, полученные о детали самолетной кабины.

«Когда привезли тела, я потребовал открыть гроб с Костей. Не хотели, конечно, но я настоял. Сын был цел. А потом я узнал из материалов дела, что его ноги были связаны проволокой. Когда получил результаты судмедэкспертизы, начал ходить по врачам. Мне сказали: «Ваш сын был жив после катастрофы. Он жил еще 2-3 часа», - говорит отец.

Не верит результатам экспертизы и Виктор Мамонтов: «Я ездил на место катастрофы, видел фотографии с места аварии. Виталик находился между сиденьями, как бы осунувшись с кресла. У него полностью размозжена голова. О приборы он не ударялся – следов крови и мозга нет. Вопрос: обо что ударился пилот, пристегнутый ремнями безопасности, если следов от такого сильнейшего удара головой нет в кабине?», – задается вопросами Мамонтов.

Путаница со стрелками

На фото с места крушения самолета хорошо виден высотометр – прибор, по которому пилот выставляет нужную высоту. Этот же прибор запечатлен и на фото по результатам экспертизы. Даже неспециалист может увидеть, что стрелки прибора находятся в разных положениях. В итоге во время расследования причины катастрофы правоохранители постановили: виновным в падении самолета стал пилот, который «отвлекся от управления», в результате чего самолет потерял высоту и врезался в гору. В связи со смертью главного подозреваемого – Виталия Мамонтова – дело было закрыто.

На фото, сделанном на месте аварии, высотомер (третий прибор слева направо) показывает верное значение высоты, достаточное для того, чтобы преодолеть гору

Тот же высотомер уже во время экспертизы. Стрелки указывают другое значение высоты

Однако специалисты уверены: действия пилота были верными: «Этот самолет не отечественного производства и имеет прибор, показывающий высоту не в метрах а в футах (feet). На фотографии, сделанной сразу после катастрофы в лесу, видно кабину, землю и прибор, который показывает высоту 3960 футов. На фотографии приборной доски пилотов, сделанной в процессе следствия, приборная доска отделена от кабины пилотов сфотографирована отдельно, и вшита в материалы дела с описанием. Тот же прибор показывать высоту 2490 футов. То есть, на 1470 футов меньше. Гора Хребет Яворник, возле которой произошел инцидент, имеет высоту 1017. Чтобы не столкнуться с препятствием, пилоты устанавливают минимально безопасную высоту у себя на приборе на 300 метров выше этого препятствия, то есть гора 1017, а на приборе – 1320. Пилоты установили минимально безопасную высоту, действия правильные, фотография прибора после катастрофы подтверждает этот факт. Кто же поменял показания высотомера, на основании которого пилотов обвинили в нарушениях и сделали виновными?», - спрашивает коллега погибших, летчик Сергей Мелашенко.

Родители погибших уверены: самолет пограничников упал из-за смерти пилота: «Скорее всего, в него выстрелили со склона горы. Для специалистов попасть с такого расстояния – не проблема. Только внезапная смерть командира может объяснить произошедшее. Видимо, ребята засняли возле того дома то, что снимать было нельзя», - уверен Виктор Мамонтов.

С ним согласен и Владимир Оголюк: «Возникает вопрос, почему их нашли только через сутки? Ведь связь с ними прервалась сразу после съемки, они упали неподалеку. Я точно знаю из своих источников, что по всем погранвойскам был передано внутренне сообщение: «В Закарпатье экипаж Одесской эскадрильи был подвергнут теракту со стороны контрабандистов». Такое же сообщение появилось и на официальных сайтах силовых структур, правда, через некоторое время исчезло. Кроме того, обнаружили их не спасатели, а спецназовцы «Альфы», - перечисляет факты отец бортоператора.

Коллеги членов экипажа «DA-42» утверждают, что силами пограничников в Закарпатской области были найдены не менее восьми тоннелей. Они берут начало в одиноких усадьбах, затерявшихся среди гор, а заканчиваются за границей. «Погранцы все это знают. Только молчат. Особенно после гибели Мамонтова и его экипажа. Местные называют такие тоннели «СБУшными норами». Потому что домики эти принадлежат высшему начальству Госпогранслужбы и СБУ. За три года со времени гибели одесситов ничего не изменилось и вряд ли изменится», - говорит сотрудник Госпогранслужбы Андрей С.

Дела судебные

В прошлом году семья Оголюк выиграла дело против Одесской авиационной эскадрильи. Киевский райсуд Одессы принял решение выплатить отцу и матери покойного по 250 тыс. грн морального ущерба. Впрочем, деньги до сих не выплачены, а семья продолжает добиваться восстановления справедливости и выяснения истинных причин гибели экипажа. В суд обратились и Мамонтовы. 

«Эскадрилья является владельцем самолета как источника повышенной опасности, поэтому есть все основания для искового заявления. Однако в этом деле вопросов куда больше, чем ответов. Одна только судмедэкспертиза чего стоит: в деле приложены фото тела лишь Александра Лысенко, фото Оголюка и Мамонтова нет. В экспертизе перепутали руку, которую сломал Оголюк. Неверно определен размер трупных пятен: если верить указанному, то погибшие сели в самолет уже восемь часов как умершими. Это подтверждают одесские эксперты, которые знакомились с результатами экспертизы. В деле – масса несостыковок», - уверена адвокат Мамонтовых Инна Мажеру.


Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество
1 0
Все интервью